
Что такое стратегия организации? (v2)
В общем смысле, стратегия – это поведение организации в конкурентной среде, обеспечивающее достижение главной цели фирмы. Стратегия организации — это взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов в целях укрепления конкурентных позиций организации. Зачастую стратегию путают с планом, н это неверное представление. Скорее, стратегия организации представляет перечень действий, которые компании делать не следует, а также включает основные направления развития.

Как разрабатывается стартегия организации?
Процесс создания стратегии включает семь основных этапов: анализ отрасли, позиционирование, анализ конкурентной среды, анализ положения, текущих и перспективных возможностей компании, выбор наиболее подходящей стратегии.

Какие типы стратегий выделяют?
В целом выделяют четыре основных типа: концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста и сокращения.

Что такое стратегия организации?
Цель любого бизнеса – прибыль. Получение устойчивого дохода от вложенных инвестиций достигается путем применения верной стратегии. В данном тексте мы рассмотрим понятие стратегии организации, процесс ее разработки и основные виды стратегий.


Цели разработки и уровни стратегии организации
В общем смысле, стратегия – это поведение организации в конкурентной среде, обеспечивающее достижение главной цели фирмы.
Классическое определение стратегии организации приведено ниже:

Зачастую стратегию путают с планом, но это неверное представление. Скорее, стратегия организации представляет перечень действий, которые компании делать не следует, а также включает основные направления развития.
Стратегия разрабатывается в следующих целях:
Стратегия имеет три уровня:


Разработка стратегии организации
Сам по себе процесс создания стратегии включает семь основных этапов. Так как каждый этап может являться предметом целой лекции или даже курса, что совершенно не укладывается в формат статьи, мы коротко опишем эти этапы, без глубокого погружения в их специфику.
Перед началом выработки стратегии компании необходимо разобраться, верен ли выбор отрасли, определить наиболее привлекательные сегменты отрасли, среднеотраслевую прибыль и возможную доходность самой компании в данном секторе, а также текущие и будущие факторы прибыльности, конкуренцию, поведение потребителей и поставщиков. Отраслевой анализ помогает определить наиболее привлекательные для вашего бизнеса сегменты. Важным в данном анализе является не только анализ текущего состояния отрасли, но и оценка будущих тенденций и изменений. Это позволит избежать потери прибыли в будущем в выявленных отраслевых сегментах.
Анализ позиционирования призван идентифицировать источники конкурентных преимуществ бизнеса, а именно факторы, создающие более высокую ценность продукции компании наряду с конкурентами. Как правило, базовыми элементами здесь выступают ценовое лидерство, обеспечивающее равное качество товара при более низких ценах, или дифференциация продукции – высокое качество за повышенную цену. Помимо этого, факторами, обеспечивающими конкурентные преимущества, являются процессы, способствующие снижению себестоимости продукции. Полезно разбирать всю цепочку создания стоимости продукции на статьи затрат. При сравнении их с конкурентами, можно определить, стоит ли дальше снижать свои затраты или необходимо перенаправить ресурсы на повышение качества продукции и совершенствование востребованных потребителями характеристик продукции.

Данный анализ позволит не только понять конкурентную среду выбранного вами сегмента, но также мотивацию конкурентов и возможности влияния на принимаемые ими решения в своих интересах. Для этого рассматривают не только общую конкурентную «массу», но и отдельно каждого игрока рынка: стратегию, возможности, конкурентные преимущества, цели, ценовое поведение и пр. Опираясь на результаты построения профилей конкурентов можно понять собственное положение, оценить планируемые решения и способы применения своих конкурентных преимуществ.
Далее производится анализ положения самой компании в отрасли, опираясь на данные о конкурентах, а также текущего состояния самой организации. Помимо этого, производится анализ возможности использования кооперационных, а также партнерских преимуществ.
Зачастую, объединение компаний поставщиков и потребителей, или двух конкурентов в одно предприятие является самой выигрышной тактикой на рынке их присутствия путем использования конкурентных преимуществ всех участников объединения.
Анализ текущих возможностей компании направлен на определение доступных на данный момент конкурентных преимуществ. Это может быть все, что угодно: от неудовлетворенных потребностей до использования новых технологий в своем производстве. Важно помнить, что данный анализ ориентирован на потребителя, поэтому смещение фокуса на запросы своих потенциальных клиентов будет являться основой создания ценности и стратегических позиций.
Здесь же важно подчеркнуть, что наиболее выигрышными методами создания таких преимуществ является использование кардинально новых способов создания ценности для потребителя.
На данном этапе оцениваются прогнозные конкурентные преимущества компании и необходимые инвестиционные потоки для поддержания или укрепления конкурентного положения.
В заключении производится выбор способа создания ценности, обеспечивающего вашему бизнесу достижение цели.
Нужно помнить, что прибыльность бизнеса еще не является гарантом долгосрочного сохранения позиций на рынке. Поэтому выбранная стратегия должна в основе иметь ориентир на использование и развитие конкурентных преимуществ, то есть развивать производственные и технические направления, обеспечивающие создание ценности вашего товара для потребителя.
При этом, согласно теории И. Ансофа, разработка стратегии имеет следующие особенности:

Классификация стратегий организации
Что касается классификации стратегий организации, то в целом выделяют четыре основных типа:

Необходимо отметить, что разнообразие «подстратегий» в выделенных типах очень большое.
Классификация стратегий происходит по признакам уровня принятия решений, сути стратегической цели, конкурентных преимуществ, стадии жизненного цикла компании и конкурентов, уровня конкуренции в отрасли и положения компании. Также стратегии классифицируют по признаку внутренних и внешних факторов (функциональные, глобальные, портфельные).
Итак, мы рассмотрели основы стратегии организации. В завершении хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что стратегия – это не четкий план. Стратегия должна быть гибкой, но одновременно с этим иметь перечень правил, которые должны исполняться при любых условиях. Стратегия организации представляет из себя набор основных направлений развития фирмы, имеющих свои ориентиры. Важно понимать, что эти ориентиры являются конечной целью, достижение которой может ставиться под вопрос в связи с изменениями ситуации на рынке или в экономике. Однако достижение главной цели возможно именно благодаря свойству гибкости или даже смены стратегии при наличии зафиксированных «законов» или правил скорее запретительного характера, чем четко указывающих последовательность действий.