03 апреля, 2022 г.
13 отзывов, в среднем 5 из 5

Риски при старте продукта

Риски и их влияние на продукт

Вывод

Своевременная идентификация рисков, их оценка, мониторинг и выявление на начальных этапах создания продукта помогут уменьшить финансовые потери при разработке и реализации продукта, а также повысят вероятность успеха в целом.

Ранжирование рисков и как с ними работать

После определения рисков риски необходимо ранжировать по степени воздействия на продукт. Чаще всего риски ранжируются по следующему типу:

1) Самая высокая категория присваивается рискам, связанными с проблемами пользователя (нужно понимать, на сколько данная проблема важна пользователю вашего продукта).

Как работать с данными рисками?

Определяем важность проблемы для выбранных сегментов пользователей:

  • Проблема может не существовать совсем.
  • Проблема может быть незначительна.

Как проверяем?

  • Глубинные интервью.
  • Анализ конкурентов.
  • Анализ глобальных трендов (аналитика рынка, куда движется рынок).

2) Вторая по важности категория рисков связана с каналами (нужно понимать, на сколько легко вы можете «достучаться» до ваших потребителей). Например, если мы пойдем рекламироваться через известного блогера, мы можем не оценить риск того, что наша целевая аудитория смотрит данного блогера.

Как работать с данными рисками?

Определяем сложность доступа к нашему потребителю:

  • Пользователь может просто не посещать выбранные площадки продвижения.
  • Стоимость привлечения может быть запредельно высока.

Как проверяем?

  • Глубинные интервью.
  • Тестовые рекламные кампании.

3) Третья по важности категория рисков связана с доходами и расходами (возможность заработать).

Как работать с данными рисками?

Выбираем тот сегмент, который позволит максимизировать прибыль:

  • Сколько ваш пользователь платит вашим конкурентам?
  • Какой у него есть «запас» или сколько он готов заплатить?

Как проверяем?

  • Глубинные интервью.
  • Анализ конкурентов.
  • Анализ официальной статистики и рынка.

4) Четвертая по важности категория рисков связана с потребительским сегментом и их размером (размер сегмента всегда косвенно будет связан и с доходом, и с каналом).

Как работать с данными рисками?

Выбираем достаточно большой сегмент, с учетом целей бизнеса:

  • Сколько таких потенциальных пользователей?
  • Как размер сегмента будет изменяться во времени?

Как проверяем?

  • Анализ конкурентов.
  • Анализ официальной статистики и трендов рынка.

5) Пятая категория по важности рисков, связанных с технической возможностью реализовать решение.

Как работать с данными рисками?

Определяем техническую возможность реализации:

  • Используют ли уже на рынке схожие технологии?
  • Нужна ли интеграция со сторонними системами и есть ли такая возможность?

Для большинства продуктов риски этой категории могут остаться незаполненными и сталкиваются с этими рисками уже на этапе реализации продукта.

Основные категории рисков нового продукта

Существует несколько видов рисков при запуске новых продуктов. В целом риски стартапа могут быть разделены на 3 основные категории:

  • Рыночные риски – это риски, влияющие на построение жизнеспособного бизнеса. Примером данного риска может послужить начавшаяся в 2019 году пандемия, которая полностью изменила рынок. Также примером может служить, например, то, что вы открываете свой стартап со своим новым продуктом и параллельно с вами крупный Энтерпрайз запускает похожий продукт.
  • Клиентские риски – это риски доступа к целевым сегментам аудитории. Например, целевая аудитория определяется слишком обширной и при запуске продукта тратятся излишние деньги на продвижения продукта, хотя фокусом должен был быть более маленький сегмент рынка. В результате ценность до целевой аудитории не донесли и продукт не может реализоваться, при этом идея продукта могла быть очень хорошей.
  • Продуктовые риски – это риски, в следствие которых не получится сделать правильный продукт, решающий проблему пользователей. Это про то, почему у вас может не получиться хороший продукт. Например, идея синхронизации с госуслугами по логину и паролю от госуслуг может не реализоваться ввиду того, что госуслуги могут отказать вам в выдаче персональных данных пользователей.

Что такое Риск

Можно выделить два понятия, схожих, но имеющих разное влияние на продукт: неопределённость и риск. Неопределенность — отсутствие определенности, т.е. существование более одной возможности развития событий. Риск – это состояние неопределенности, при котором некоторые из возможностей предполагают потери, катастрофу или другие нежелательные последствия, но в тоже время могут оказывать положительное влияние на продукт. В целом в неопределенности мы живем постоянно. Если существует более одного сценария развития событий – это всегда неопределенность. Данная неопределенность является посылом в создании продукта, так как продукт постоянно развивается, а, следовательно, постоянно происходит цикл: гипотеза – прототипы – фичи. Второй момент – жизнь в условиях постоянной неопределенности означает, что при создании продукта у нас никогда нет уверенности в том, что продукт станет популярным среди пользователей. Риск отличается от неопределённости тем, что одно дело не знать, что будет с продуктом (например, потерять вектор развития, не понимать, какие фичи еще сделать), и совсем другое дело, особенно в продукте, когда вы предполагаете что–то, что за собой понесет в любом случае потери (например, финансовые потери, потери команды). Это и есть риск. Для этого в самом начале развития продукта необходимо идентифицировать риски.