Академия LeadStartup

Agile–ретроспектива проекта

Agile–ретроспектива проекта - это мероприятие на котором обсуждаются итоги последней итерации по развитию проекта, с целью улучшить командные процессы и скорректировать движение к бизнес-целям проекта, если это нужно.

Опубликовано
Agile Retrospectives Получение обратной связи по проекту
Станьте тем, кто запускает новые IT–продукты и инновации в крупных компаниях
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.

Ретроспектива проекта по agile это одно из ключевых мероприятий, которое делает проектный менеджмент гибким. Это время, когда есть возможность посмотреть результат последней итерации, и принять новые решения о том, как действовать дальше.

Такой подход реализует принцип адаптации - бизнес-процессы подстраиваются под новые данные. Ретроспектива - один из инструментов получения таких данных для гибкой подстройки.

Нужна ли ретроспектива в проектном менеджменте?

Строго говоря, для проектного менеджмента ретроспектива не является обязательным компонентом. Проект может быть запущен и реализован без каких-либо мероприятий.

Впрочем, то же самое можно сказать об анализе, оценке, планировании и прочих инструментах. Это не необходимые условия реализации проектов, но это то, что делает проекты успешными.

Реализуя гибкую методологию в проектном менеджменте мы ставим перед собой определенную задачу - сделать проект успешным за счёт отслеживания успешности движения проекта и достижения бизнес-целей. Такое отслеживание будет неполноценным, если мы не отслеживаем то, насколько успешными были предыдущие активности. Прямой инструмент отслеживания успешности итераций - ретроспективы.

Когда проводить ретроспективу проекта?

В agile, в частности в Scrum, уже привычной стала работа итерациями - выделенными отрезками времени, заточенными под конкретные бизнес-задачи, которые решаются в эту итерацию. Ретроспективу лучше всего проводить сразу после таких итераций, так как опыт взаимодействия и работы еще актуален для сотрудников. Ретроспектива в это время может быть максимально продуктивной.

В то же время, можно делать agile-ретроспективу проекта в целом.

Как правило, agile-команда собирается не для реализации одного проекта, а для систематичной работы над разными проектами. Ретроспектива проекта - таким, какой он получился - позволяет лучше понять, в каком направлении можно двигаться дальше - после его завершения. Ретроспектива процессов, которые были в этом проекте, помогает agile-команде работать слажаннее и продуктивнее, фокусироваться на главном в проектной работе.

Иногда бывает полезным делать ретроспективу конкретных мероприятий и событий. Например, можно обсудить, за счёт чего одна активность оказалась эффективной и развила бизнес, а другая - привела к большим затратам сил, времени и денег, и даже наполовину не привела к желаемому результату.

Как проходит ретроспектива в agile

Для agile-подхода к реализации проектов характерна фокусировка на человеческие отношения. В связи с этим ключевой принцип ретроспективы заключается в том, что мы по-человечески относимся к любым косякам и ошибкам, при этом обращаем на них внимание.

Для более “классических” форм менеджмента привычными являются такие мероприятия, как оценка, осуждение, порицание, санкции, и даже угрозы. Это все неприемлемо, если мы реализуем agile: ведь “Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов”.

Именно поэтому качественная ретроспектива требует специализированных навыков, и очень редко можно наблюдать эффективную ретроспективу, которая модерируется человеком, который не специализируется на модерации таких мероприятий (при этом этот человек может обладать потрясающей экспертностью в своей сфере деятельности).

В фреймворке Scrum существует классическая “триада” вопросов на ретроспективе, на которые дает ответ каждый её участник:

  • Что нужно начать делать?
  • Что нужно продолжить делать?
  • Что нужно прекратить делать?

Тем не менее, эти три вопроса не определяют всю суть ретроспективы. Недостаточно просто задать эти три вопроса, услышать ответ и разойтись. Как это всегда бывает в мероприятиях в agile, важно то, что происходит во время обсуждения этих вопросов: что именно осознают члены команды, какие новые решения принимаются.

Ретроспектива позволяет принимать новые решения о том, куда движется бизнес и зачем. Она позволяет адаптировать маршрут развития бизнеса в более ценном и прибыльном направлении.

Для проведения качественной ретроспективы, которая гарантированно приведет к нужному результату - осознанию членами команды верных и ошибочных действий, принятию новых решений о способах работы и развития бизнеса - мы рекомендуем воспользоваться услугой проведения ретроспективы в компании.

group 0 equalizer 0
Станьте тем, кто запускает новые IT–продукты и инновации в крупных компаниях
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.