Корпоративное обучение Lean Startup и Customer Development
group 16 equalizer 5

Как проводить ретроспективу — практика проведения в Agile и Scrum командах

Agile–ретроспектива проекта - это мероприятие на котором обсуждаются итоги последней итерации по развитию проекта, с целью улучшить командные процессы и скорректировать движение к бизнес-целям проекта, если это нужно.

Корпоративное обучение методологии запуска стартапов из кремниевой долины — Lean Startup и Customer Development
Lean Startup Customer Development Юнит–экономика Jobs To Be Done AARRR MVP & RAT Диффузия инноваций Проектирование бизнес–модели Разработка ценностных предложений Agile Scrum Kanban OKR Growth Hacking Design Thinking Business Agility
  • Тренинг Lean Startup Professional и бесплатные мероприятия — в Москве.
  • Вы получите навык запуска инноваций и вывод стартапов на рынок — сделаете первые продажи методом бережливого стратапа сразу на тренинге.
  • Мы — практики, а не инфоцыгане. У нас десятки кейсов запуска новых продуктов в рамках крупных компаний — финтех–стартапы, маркетплейсы, классифайды, включая международные проекты на рынках США и Китая.

Ретроспектива проекта по agile это одно из ключевых мероприятий, которое делает проектный менеджмент гибким. Это время, когда есть возможность посмотреть результат последней итерации, и принять новые решения о том, как действовать дальше.

Такой подход реализует принцип адаптации — бизнес–процессы подстраиваются под новые данные. Ретроспектива — один из инструментов получения таких данных для гибкой подстройки.

Нужна ли ретроспектива в проектном менеджменте?

Строго говоря, для проектного менеджмента ретроспектива не является обязательным компонентом. Проект может быть запущен и реализован без каких–либо мероприятий.

Впрочем, то же самое можно сказать об анализе, оценке, планировании и прочих инструментах. Это не необходимые условия реализации проектов, но это то, что делает проекты успешными.

Реализуя гибкую методологию в проектном менеджменте мы ставим перед собой определенную задачу — сделать проект успешным за счёт отслеживания успешности движения проекта и достижения бизнес–целей. Такое отслеживание будет неполноценным, если мы не отслеживаем то, насколько успешными были предыдущие активности. Прямой инструмент отслеживания успешности итераций — ретроспективы.

Agile ретроспектива

Когда проводить ретроспективу проекта?

В agile, в частности в Scrum, уже привычной стала работа итерациями — выделенными отрезками времени, заточенными под конкретные бизнес–задачи, которые решаются в эту итерацию. Ретроспективу лучше всего проводить сразу после таких итераций, так как опыт взаимодействия и работы еще актуален для сотрудников. Ретроспектива в это время может быть максимально продуктивной.

В то же время, можно делать agile–ретроспективу проекта в целом.

Как правило, agile–команда собирается не для реализации одного проекта, а для систематичной работы над разными проектами. Ретроспектива проекта — таким, какой он получился — позволяет лучше понять, в каком направлении можно двигаться дальше — после его завершения. Ретроспектива процессов, которые были в этом проекте, помогает agile–команде работать слажаннее и продуктивнее, фокусироваться на главном в проектной работе.

Иногда бывает полезным делать ретроспективу конкретных мероприятий и событий. Например, можно обсудить, за счёт чего одна активность оказалась эффективной и развила бизнес, а другая — привела к большим затратам сил, времени и денег, и даже наполовину не привела к желаемому результату.

Как проходит ретроспектива в agile

Для agile–подхода к реализации проектов характерна фокусировка на человеческие отношения. В связи с этим ключевой принцип ретроспективы заключается в том, что мы по–человечески относимся к любым косякам и ошибкам, при этом обращаем на них внимание.

Для более “классических” форм менеджмента привычными являются такие мероприятия, как оценка, осуждение, порицание, санкции, и даже угрозы. Это все неприемлемо, если мы реализуем agile: ведь “Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов”.

Именно поэтому качественная ретроспектива требует специализированных навыков, и очень редко можно наблюдать эффективную ретроспективу, которая модерируется человеком, который не специализируется на модерации таких мероприятий (при этом этот человек может обладать потрясающей экспертностью в своей сфере деятельности).

В фреймворке Scrum существует классическая “триада” вопросов на ретроспективе, на которые дает ответ каждый её участник:

  • Что нужно начать делать?
  • Что нужно продолжить делать?
  • Что нужно прекратить делать?

Тем не менее, эти три вопроса не определяют всю суть ретроспективы. Недостаточно просто задать эти три вопроса, услышать ответ и разойтись. Как это всегда бывает в мероприятиях в agile, важно то, что происходит во время обсуждения этих вопросов: что именно осознают члены команды, какие новые решения принимаются.

Ретроспектива позволяет принимать новые решения о том, куда движется бизнес и зачем. Она позволяет адаптировать маршрут развития бизнеса в более ценном и прибыльном направлении.

Автор:
Коломенский Андрей из LeadStartup
Андрей Коломенский
— Мы в LeadStartup за прошлый год завершили 16 кейсов по росту прибыли и выводу новых продуктов на рынок.
Треть — убыточны, лучший кейс: 99% годового плана за полтора месяца. География рынков: Россия, США и Китай.
Если вы руководитель и отвечаете за деньги — давайте общаться. Дадим конкретику, как можно вырастить прибыль вашего продукта и релевантные кейсы.
Корпоративные программы LeadStartup
Корпоративные программы
Корпоративное обучение методологии запуска стартапов из кремниевой долины — Lean Startup и Customer Development
Lean Startup Customer Development Юнит–экономика Jobs To Be Done AARRR MVP & RAT Диффузия инноваций Проектирование бизнес–модели Разработка ценностных предложений Agile Scrum Kanban OKR Growth Hacking Design Thinking Business Agility
  • Тренинг Lean Startup Professional и бесплатные мероприятия — в Москве.
  • Вы получите навык запуска инноваций и вывод стартапов на рынок — сделаете первые продажи методом бережливого стратапа сразу на тренинге.
  • Мы — практики, а не инфоцыгане. У нас десятки кейсов запуска новых продуктов в рамках крупных компаний — финтех–стартапы, маркетплейсы, классифайды, включая международные проекты на рынках США и Китая.

Ответим вам по электронной почте в течение 1 часа
По телефону — мгновенно, ежедневно с 9:00 до 20:00