Обучение Product Management по субботам за 24800 ₽ в год

Agile в образовании

Как внедрить инновацию Agile в обучение и сделать его снова интересным?

Опубликовано
Agile Education eduScrum
Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.

Школа, ориентированная на госзаказ и закрытая турникетами, больше не готовит к взрослой жизни

Все давно понимают, что эффективно усваиваются только знания и навыки, востребованные современным миром. Для этого учителя и родители не могут быть обособленными друг от друга и от ребёнка. Объединившись в одну команду, они должны создавать образовательный процесс. Однако в существующей педагогической практике нет инструментов, обеспечивающих такую работу. Этим инструментом может стать Agile.

Тетрадь с картинками «Что мы строим», 1930 г.

Раньше Эджайл применялся исключительно в сфере разработки программного обеспечения. Сейчас Agile – это будущее эффективного существования всех организаций. По словам руководителя Сбербанка Германа Грефа, всем нужно стать Эджайл. Но что конкретно это означает? Стоит ли переносить Agile-технологии в образование? И что это нам даст? Давайте попробуем разобраться.

Для начала следует кое-что уточнить

Agile – это не волшебная таблетка. Это не методология по типу «делай так – будет вот так», Это образ мышления, основанный на здравом смысле. А значит, его можно применять в любой сфере и в любом аспекте работы.

В стремительно меняющемся мире нынешняя система обучения плохо подходит к подготовке квалифицированных специалистов. Если меняется действительность, то критически необходимо меняться вместе с ней. Это могут делать только гибкие, открытые новому, быстро обучаемые люди, которые умеют видеть появляющиеся возможности. Эджайл как раз об этом.

Основу Agile в образовании составят три вещи — процесс обучения, люди и изменения. Использование этой технологии на уроках позволит ребятам самостоятельно находить нужную информацию, осваивать новые технологии, проявлять лидерские качества и совершенствовать умение работать в команде. Дети постепенно научатся распознавать и оценивать различные качества окружающих людей.

Государственной системе образования не хватает чётких ориентиров: слишком много конфликтующих между собой приоритетов. Agile мог бы решить эту проблему.

Возможны три основных направления применения Agile в образовании:

  • Agile в разработке учебных продуктов;
  • Agile-обучение: формирование индивидуальной образовательной траектории;
  • Agile как педагогическая технология.

Приоритетным, по нашему мнению, является смена парадигмы в подходе к проведению урока.

С 2015 года принципы Agile стали проникать в систему образования. Голландские педагоги из города Алфен-ан-ден-Рейн разработали руководство EduScrum - адаптацию самого популярного метода управления проектами к школьной системе. Зарубежная практика показала, что такая схема работы упрощает контроль учебного процесса и позволяет вовремя замечать проблемы.

Как применить новый подход в России?

В образовательную сферу Agile необходимо внедрять «снизу». Насаждение нормативными, строгими методами не увенчаются успехом: гибкая методология по определению не может применяться таким способом. Но если по этим принципам перестроится работа конкретных школ — изменения образования в целом не заставят себя ждать.

Роль педагога в Agile-занятии

Педагогу необходимо предусмотреть возможности предоставления детям информации в разных форматах  —  от обычных уроков до консультирования. Возможно, ученики придумают внеучебный проект, и его получится вписать в текущую учебную программу.

Как внедрять Agile в обучение?

EduScrum – метод обучения, в которой ответственность за образовательный процесс частично или полностью передается от учителя ученикам. Вкратце о методе Scrum можете ознакомиться здесь

Главное в EduScrum – самостоятельное или совместное усвоение нового: "изучай себя, улучшай взаимодействие с другими". Такой подход даёт ученикам больше ответственности, заряжает их энергией. Им интересно, они активно вовлечены в процесс решения задач, что приводит к повышению результатов и более коротким циклам обучения. А это способствует росту уверенности в себе и других. Ученикам даётся свобода самим формировать образовательный процесс внутри обозначенных границ и целей обучения.

В учебном процессе традиционным мотиватором и мерилом успеха служат оценки

Перестраивая образовательный процесс, их решили заменить на баллы и вознаграждения.

Эта система вознаграждения позволяет выйти за рамки оценивания только лишь усвоения знаний. Студенты получают:

  • баллы за усилия: это вознаграждение, оценивающее усилия (например, помощь другому студенту), а не результат;
  • баллы за успеваемость: студенты также зарабатывают баллы за выполнение определенных заданий. Чем лучше они это сделают, тем больше очков заработают;
  • баллы за выдающуюся работу: здесь оценивается поведение, которое хотят поощрить преподаватели. Например, командная работа и общение.

Полезными оказались и дополнительные стимулы, не относящиеся непосредственно к учебному процессу, но способствующие сотрудничеству между командой и всей группой. Если все участники команды достигают цели спринта, студенты приглашаются на необычный ужин, на экскурсию или просто организуется вечер кино и пиццы.

ЕduScrum предполагает, что учитель играет роль не только менеджера образовательного процесса, но и роль владельца продукта (или заказчика). Ученики же распределяются по командам. В каждой команде один из учеников выполняет роль Scrum-мастера, которого выбирают в начале каждого отдельного спринта (например, урока).

Обязанности учителя при занятии:

  • составляет бэклог - маршрутный лист изучения темы;
  • продумывает процедуру контроля качества полученных результатов;
  • консультирует учеников по запросами обучающихся;
  • контролирует выполнение заданий и их качество.

Самоорганизующиеся ученические команды выбирают, как именно им выполнить свою работу, а не следуют указаниям учителя, как в классическом варианте. Каждый учащийся обладает личными навыками и качествами, которые могут быть полезны для общего дела. Команда несёт ответственность за собственный результат сама, что позволяет её членам полностью реализовать свой потенциал, проявив себя. Через Scrum-мастера команда также имеет возможность обращаться к учителю или другим командам за советом или идеями, что приводит к быстрому развитию коммуникативной компетенции.

Индивидуальная работа встроена в структуру урока. Занятие всегда начинается с предварительного самостоятельного ознакомления с новым материалом. Это позволяет, во-первых, развивать навыки самообучения; во-вторых, делает лекции более продуктивными, потому что студенты чётко понимают, где им нужна помощь преподавателя.

Оптимальная команда должна быть не большой, чтобы ею можно было управлять, но и не маленькой, чтобы она могла прорабатывать массивный объем материала. Зарубежная практика показывает, что удобно строить команды из 4-5 учеников. При трёх и менее учениках значительно уменьшается объем взаимодействия между ними. Если команда включает шесть и более участников, она будет требовать слишком много координации.

Кто такой Scrum-мастер в ученической команде?

Это лидер, который помогает остальным строить работу оптимальным образом, отслеживая движение к общей цели, но он не руководит командой. Выбирается командой сообща.

Обязанности Scrum-мастера:

  • планирует проведение спринта;
  • отмечает движение дел на доске задач;
  • координирует выполнение заданий всеми участниками группы;
  • формулирует образовательный запрос (при необходимости).

Основные мероприятия в EduScrum:

1. Планирование работы

Учитель тщательно прорабатывает весь ход изучения материала, разрабатывает цели ученических команд, артефакты (раздаточный материал) для проведения занятия. Для повышения интереса обучающихся подбираются межпредметные задачи, имеющие прикладное применение.

Agile–подход вполне допускает, что при планировании возникнет ошибка.  Именно поэтому каждый этап заканчивается ретроспективой, и следующий спринт начинается с нового планирования.

2. Спринт

Это связный набор учебного материала, помогающий достичь определённых учебных задач за ограниченный период. Спринтом может быть серия уроков со связанным содержанием: проект, глава книги и т.д.

Спринт состоит из:

  • Планирования (включает формирование команд);
  • Выполнения задач и поручений отдельными участниками команды в течение спринта. Команды самостоятельно определяют, что конкретно и каким именно способом они будут делать в течение определённого временного периода;
  • Обзора спринта. На этом этапе может быть презентация промежуточных итогов проекта;
  • Оценкой работы как со стороны обучающихся, так и со стороны учителя и определением областей для улучшения.

3. Подведение итогов

Учащиеся сравнивают с образцом не только свою работу, но и результаты товарищей по команде. Это мощный инструмент для обеспечения обратной связи и поощрения сотрудничества.

Заканчивается урок перечнем дополнительных материалов для более глубокого изучения темы.

Во время спринта состав команд и объём поставленной задачи остаётся неизменным, а ожидаемое качество работы может уточняться в диалоге между владельцем продукта (учителем) и командами.

Ценность спринтов в том, что они вовлекают в работу всех учеников независимо от их школьной успеваемости. Также в несколько раз сокращается время обнаружения пробелов и недочётов в первоначальной программе обучения на год.

Публичные демонстрации результатов работы необходимо проводить в конце каждого этапа. Это даёт детям ценную обратную связь об эффективности и нужности их работы, особенно если они видят результаты работы других команд или получают комментарии от потенциальных потребителей создаваемого продукта.

Что такое Scrum-доска и как её использовать?

Она предназначена для динамического отображения задач и работ (поиск информации, презентация, написание эссе и т.д.), которые команда учеников должна выполнить. Это хронология работы спринта. Все задачи передвигаются в ней в соответствии со своим статусом: «В плане», «В процессе», «Контроль», «Выполнено».

Scrum-доска – обзор всех задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели, поставленной заказчиком перед началом работы. Кроме того, Scrum-доска также дает понятие и о планировании. Она точно отображает, где команда учеников находится сейчас – что уже сделано, что осталось.

Информация на Scrum-доске должна постоянно обновляться, чтобы всегда отражать актуальный прогресс продвижения команды к достижению результата. Обновление происходит как минимум перед каждым Scrum-митингом.

Риски и меры по их минимизации

Отсутствие заинтересованности Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для образования и воспитания
Недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта Проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов для участников рабочих групп, индивидуальная работа с педагогами). Оптимизация процесса выполнения задания рабочими группами для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах
Увлечение учениками зарабатыванием баллов и упускание из виду основной цели обучения. Дополнительное внимание со стороны тренера студенческой группы. Ежедневный стендап — отличная возможность узнать краткосрочные планы каждого студента, его мотивацию и при необходимости напомнить о глобальных целях

В программной разработке и менеджменте по продукту (где и зародился Эджайл) отлично зарекомендовал себя способ «пользовательский отзыв». С таким же успехом он может быть применён и в образовании.

Его призвание в том, чтобы учителя могли быстрее реагировать на пожелания родителей или администрации школы. Для этого сначала необходимо внедрять поправки на практике, лишь потом создавать нормативные документы, регламентирующие детали и нюансы. До того момента, как способ будет реализован, достаточно будет письменного согласия на тестирование, подкреплённого подписью.

Вывод: как же переход на Agile может помочь?

Образовательные стандарты написаны сухим юридическим языком. Это исключает гибкость подходов к детям, необходимую им в силу личностной специфики. Разработчики ПО на своём многолетнем опыте убедились, что выполнение общих и смутно сформулированных предписаний мешает достижению действительно важных целей и задач. К примеру, лучше научить решать квадратные уравнения для их реальных применений в жизни, чем просто отточить навыки сдачи ЕГЭ.

Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.