09 апреля, 2022 г.
13 отзывов, в среднем 5 из 5

Эффективная постановка целей-технология SMART

Один из способов сделать так, чтобы результат соответствовал ожиданиям
  1. Что такое SMART?
  2. Марина Ульянова
    Product Owner
  3. Почему результат не соответствует ожиданиям?
  4. Марина Ульянова
    Product Owner
  5. Примеры правильной постановки целей
  6. Марина Ульянова
    Product Owner

Что такое SMART?

Есть разные варианты расшифровки аббревиатуры.

Доран в 1981 году сформулировал так: Specific (конкретный)

Measurable (измеримый)

Assignable (назначаемый)

Realistic (реалистичный)

Time related (связанный со временем).

Но сейчас чаще используется:

Specific (конкретный)

Measurable (измеримый)

Achivable (достижимый)

Relevant (важный)

Time related (ограниченный во времени)

Рассмотрим каждый критерий:

Specific

Конкретность.

Цель по системе SMART должна быть ясной и понятной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.

Важно четко понимать, что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Каким образом?

Measurable

Измеримость

Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.

Какие числовых показатели покажут завершение цели?

Achivable

Достижимость.

Поставленная цель должна быть амбициозной, но достижимой.

Нужно ответить себе на вопрос: Возможно ли вообще достижение данной цели? Не выходит ли она за грани возможностей?

НО: возможно разделение цели на подцели, которые как раз и могут быть достижимы

Relevant

Важность.

Тут все просто- если цель не важна, что зачем мы вообще этим занимаемся?

Time related

Ограниченный во времени.

Если цель не имеет четких временных рамок- всегда найдется причина ее отложить.

Почему результат не соответствует ожиданиям?

Планирование и постановка целей- не только инструмент менеджмента для эффективного управления рабочим процессом, но и то, что любой из нас использует в повседневной жизни. Однако, несмотря на поставленную цель, зачастую получается так, что результат не соответствует ожиданиям.

Давайте возьмем 3 примера:

Пример 1:

На ежеквартальном совещании собственник бизнеса подводит итоги работы за 1 квартал и ставит цели менеджменту повысить прибыль в следующем квартале.

Пример 2:

Команде разработчиков ставят задачу обновить сайт (добавить логотип компании, информацию о наградах итд)

Пример 3:

Человек хочет похудеть.

Проходит время, и через какой–то период оказывается, что:

В примере 1: Прибыль компании увеличилась на 100 тыс. рублей во 2 квартале за счет повышения цен на продукцию (при этом количество клиентов даже сократилось).

В примере 2: сайт в процессе изменений

В примере 3: Человек похудел на 3 кг.

Казалось бы цель достигнута, но довольны ли те, кто ставил цели?

Как оказалось нет.

Собственник первой компании хотел увеличения прибыли на 1 млн.рублей и не за счет роста отпускных цен, а за счет привлечения новых клиентов и повышения среднего чека.

Заказчик сайта хотел запустить обновленный сайт к новому году, но не сообщил об этом команде разработки и вопрос обновления сайта решался по остаточному принципу.

Человек хотел похудеть не на 3, а на 10 кг за 1 месяц, не понимая, что такие темпы похудения нереальны.

В чем же дело? Скорее всего в постановке целей! Возможно цели были поставлены неправильно. Но тогда как правильно? Как поставить цель так, чтобы она привела к желаемому результату?

Давайте разбираться.

Еще с 1940-х годов инженерные и учёные публикации начали дискуссию об измеримых целях.

А уже в ноябре 1981 в журнале «Management Review» Джордж Доран в статье «There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives» обсуждал важность целей и сложность их постановки при выполнении сложных проектов. Там же он изложил свою схему для комплексной постановки задач.

В 1988 году Бланчард и Херси (англ. Blanchard and Hersey) включили в пятое издание своей книги «Management of Organizational Behavior» (Hersey & Blanchard, 1988, p. 377–382) аббревиатуру SMART с комментарием, что изложенная ими методика основана на их более ранних, с 1981 года, работах.

Так что же такое SMART? Чем оно может помочь в достижении поставленный целях? И почему спустя 30 лет это технология до сих пор актуальна?

Примеры правильной постановки целей

Итак вернемся к нашим примерам.

В примере 1 по SMART цель должна была бы звучать так:

Увеличить на 1 млн. рублей (Мeasurable (измеримый) объем прибыли во 2 квартале (Time related (ограниченный во времени)) за счет увеличения числа клиентов и суммы среднего чека (Specific (конкретный)), это на 15%больше чем в 1 квартале (Achivable (достижимый)), что позволит нам сохранять лидирующие позиции на рынке и не только сохранить рабочие места сотрудникам, но и выплатить бонус по итогам отчетного года (Relevant (важный)).

И еще раз:

«Увеличить на 1 млн. рублей объем прибыли во 2 квартале за счет увеличения числа клиентов и суммы среднего чека , это на 15% больше чем в 1 квартале, что позволит нам сохранять лидирующие позиции на рынке и не только сохранить рабочие места сотрудникам, но и выплатить бонус по итогам отчетного года.»

Пример 2

Правильная постановка цели должна звучать так:

«До 20 декабря текущего года для удобства и повышения лояльности клиентов обновить 3 раздела сайта компании:

1) в раздел «Контактная информация» добавить схему проезда к складу.

2) в раздел «Наша команда» добавить фотографии менеджеров.

3) в раздел «Акции и спец.предложения»- добавить информацию о новой бонусной программе. «

Пример 3

«Похудеть за 6 месяцев к 1 октября следующего года на 10 кг за счет :

1) контроля питания с диетологом (не более 1600 ККал в день).

2) посещения тренажерного зала 3 раза в неделю.

Для того чтобы вернуть спортивную форму и 15 октября принять участие в массовом забеге.»

Как видно, чем четче поставлена цель- тем легче получить необходимый результат.

Но стоит помнить, что даже грамотная постановка цели не заменяет ее исполнение.