Получите все материалы с наших 25 курсов — бесплатно
Agile Scrum OKR Kanban Product Management Customer Development CustDev + ещё 19
Получите все материалы с наших 25 курсов — бесплатно
Agile Scrum OKR Kanban Product Management Customer Development CustDev + ещё 19
Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
8 отзывов, в среднем 5 из 5

Способы мотивации сотрудников и мотивация 3.0

# Мотивация 3.0

Мотивация 3.0

В некоторых IT–компаниях на собеседовании дают интересное задание. Просят расставить приоритеты, что для соискателя важнее: продукт, деньги или задачи. Чаще всего деньги оказываются на втором месте. А на первый план выходит продукт. Это один из принципов современной мотивации 3.0.

мотивация 3.0

Главный критерий мотивации 3.0 — сам продукт или характер труда. Идея, которой горит человек, на работе. При этом важное условие — творческая составляющая и авторство, принадлежность результатов труда. Проще говоря, сотрудника мотивирует сама работа.

Обучайтесь на 25 курсах LeadStartup за 4990 руб.
Без подписки. Гарантия возврата 60 дней.

Способы мотивации

Мотивировать человека можно разными способами.

Мотивация 1.0 работает, когда человек думает о своих физиологических потребностях: жизнь, еда, здоровье, одежда. В первобытные времена именно эта мотивация заставляла наших предков строить себе жилища в пещерах, создавать орудия для охоты и обороны от хищников. Заставляла выживать.

Мотивация 2.0 или «кнут и пряник». Этот способ мотивации продолжает отлично работать в рутинных процессах, например, при работе на конвейере или в доставке еды курьером. За хорошее — поощрять, за плохое — наказывать. Раньше именно такой способ практиковали во многих компаниях. Однако по мере развития общества и разных профессий, мотивация 2.0 становилась все более неэффективной. Да, где–то она работает до сих пор. Но где–то может только ухудшить ситуацию и привести к спаду производительности и эффективности сотрудников.

К примеру, в редакции газеты ввели премии за выполнение плана по статьям. За опоздания по утрам и с обеда премии лишали. Как думаете, качество материалов улучшилось? Нет. Статьи стали намного хуже. В редакции началась череда увольнений. Оказалось, что люди творческих профессий на мотивацию «кнута и пряника» реагируют крайне отрицательно.

Почему не работает мотивация 2.0?

На это есть 6 причин:

  • Метод кнута и пряника убивает внутреннюю мотивацию сотрудников. Работать ровно столько, сколько нужно «для пряника». И ни минутой больше. Или нужно прочитать 3 книги для премии, но тогда за 4-ю никто никогда не возьмется. Да и те три вряд ли полюбит и станет применять в работе.
  • Со временем эффективность сотрудников идет вниз. Зачем делать больше и лучше? Допустим, есть квартальный план. При таком способе мотивации он никогда не будет перевыполнен.
  • Творческий запал сотрудников угасает. Его сложно держать в таких жестких рамках. Работа воспринимается как нечто неприятное, обуза ради денег.
  • Сотрудники могут начать обманывать, искать легкие пути и подставлять друг друга. Лишь бы не попасть «под кнут» и заработать поощрение. Благополучие продукта или бизнеса их абсолютно не волнует.
  • Люди быстро привыкают к таким методам. Если их отключить, сразу пропадет результат. Например, на предприятии запускают программу по борьбе с курением. Кто бросил или стал реже уходить на перекур, получает премию. Как только поощрение уберут, большинство людей снова вернется к старым привычкам.
  • Мотивация «через кнут и пряник» приводит к косности мышления. Сотрудники не умеют сами себя оценивать, им всегда нужен взгляд со стороны.

Но тут важно отметить, что для рутинных задач мотивация 2.0 все еще актуальна. К примеру, компании нужно срочно разослать 30 тысяч рекламных плакатов своим клиентам. Их нужно свернуть в рулон, положить в упаковку и наклеить на нее адрес. Задача скучная и однообразная. Можно просто заставить сотрудников работать в пятницу вечером и в выходные. Но тогда отношение к начальству будет крайне негативным.

Куда лучше в этой ситуации сработает поощрение: подарить всем, кто поучаствует подарочные сертификаты. Или устроить корпоратив сразу после отправки плакатов. Можно даже платить сдельно за каждый готовый к отправке плакат, и в конце дать подарок тому, кто сделает больше всех.

Можно пойти еще дальше и честно объяснить сотрудникам, почему эти плакаты так важны для компании. Откровенно признать задачу скучной. Будет здорово, если руководство присоединится к рядовым сотрудникам и все поработают вместе в выходные.

 мотивация три ноль

Чем хороша Мотивация 3.0?

Секрет эффективности и работоспособности сегодня в том, что человек стремится сам управлять своей жизнью, у него есть потребность в самореализации, желание обрести цель в жизни, делать что–то осмысленное.

  • Мотивация 3.0 действует как будто изнутри: человек не может этого не делать.
  • Он занимается любимым делом и не смотрит на время. Выкладывается по максимуму ради результата.
  • Именно крутой результат станет главной наградой. А не денежное поощрение (это приятный бонус).
  • Человек несет ответственность за результат и сам оценивает свою работу.

мотивация 3.0

Деньги или творчество?

Смысл мотивации 3.0 в том, чтобы делать упор на самостоятельность сотрудника, его нацеленность на результат, приверженность продукту или компании. Но не забывайте о том, что какой бы творческой и интересной ни была работа, за нее нужно достойно платить. Если заработная плата не позволяет человеку комфортно жить, она ниже его рыночной стоимости, то никакая мотивация и любовь к продукту тут не поможет.

При этом если использовать деньги как мотивацию (вспомним мотивацию 2.0), то и о творчестве с самостоятельностью можно забыть.

Однажды провели любопытный эксперимент: художники выполнили несколько картин на заказ и несколько нарисовали для себя по вдохновению. Все эти работы перемешали и отдали на суд независимой художественной академии. Догадаетесь, какие картины оценили выше всего? Да–да, именно те, что были сделаны бесплатно, не на продажу, а под влиянием музы. Как потом признались сами художники, работа по заказу делает их более сдержанными, «зажатыми», не дает расслабиться и полностью отдаться творчеству.

А вот еще один пример с обычным архитектурным бюро. Представьте, что вы решили заказать в нем срочный проект, который нужно сделать за 5 дней. Вы готовы заплатить за него втрое, нет, даже вчетверо больше обычного. Проект будет сделан в срок. Но почти 100% вероятность, что в нем будут ошибки. А вот какие–то прорывные идеи и творческие решения — вряд ли. По сути, вы не мотивируете людей. А получаете тех же сотрудников, но в три–четыре раза дороже.

Но теперь представим творческий конкурс среди архитектурных бюро на лучший проект. Главный приз — воплощение идеи в жизнь за счет заказчика с указанием авторов проекта. И вы получите кладезь ярких, творческих, смелых и прорывных проектов. Потому что каждый захочет оставить свой след в истории, показать мастерство.

Так работает мотивация 3.0. Создать условия, чтобы собрать в компании людей, горящих идеей, чтобы они сами стремились создать лучший продукт. Такой сотрудник не встанет из–за стола ровно в 18-00, чтобы уйти домой. Он будет «пилить» продукт до тех пор, пока сам не останется им доволен.

Важно не нанимать в компанию сотрудников, которых постоянно нужно как–то мотивировать. А создавать условия, продукт, который привлечет их. Это может выражаться и в политике компании, в ее миссии и целях.

Приемы мотивации 3.0

Мотивированными людьми нужно правильно руководить, чтобы не потушить в них этот огонь. Здесь работает несколько ключевых приемов.

  • Обеспечить автономность. В творческом человеке изначально заложено желание быть самостоятельным и инициативным. Здорово, если ваши сотрудники могут сами выбирать себе задачи, время работы, методы решения.
  • Важен только результат. Здесь можно привести в пример систему ROWE («Result Only Working Enviroment»). В ней сотрудник не привязан к офису и рабочему графику. Если для дизайнера самое продуктивное время с 6 до 12 утра, а затем с 18 до 23 ночи, то он работает именно в эти часы. Главное, чтобы он выполнял поставленные задачи. Сотрудник не тратит время на дорогу, сборы, при этом проводит за работой почти половину дня, а то и больше. Эта система может сделать людей более ответственными, эффективными и максимально лояльными к компании.
  • Справедливая зарплата. Сотрудники должны сами считать свое вознаграждение справедливым. Также оно должно соответствовать тому, сколько им готовы платить в других компаниях на аналогичной должности.
  • Платить чуть больше среднего. Если вам нужны более способные и талантливые сотрудники, предложите им немного больше, чем они стоят в среднем на рынке. Но и на забывайте про интересный продукт, цель и идею.

 мотивация три ноль

Мотивация в IT

В IT отношение к сотрудникам особенно бережное, потому что специалисты высокого уровня уже заняты в каких–то проектах. И либо компания их переманивает, либо обучает и прокачивает сама. Кроме того, в IT–компанию стремятся нанимать тех, кто разделяет ценности, близок по духу и личным качествам. Совпасть по всем пунктам непросто.

Какие же способы мотивации здесь используют, кроме стабильной и комфортной заработной платы?

  • Предлагают сотруднику опционы (акции по низкой цене) или долю в бизнесе. Такой специалист будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и росте компании.
  • Оплата обучения и профильных конференций. Компания заинтересована в развитии сотрудника и закладывает на это бюджет, человек видит возможности для личного роста.
  • Комфортные условия работы: удобное рабочее место , хороший компьютер или ноутбук (если у дизайнера тормозит ноутбук при загрузке рабочих программ, вряд ли он будет доволен компанией).
  • Доске почета в офисе или выбор лучшего сотрудника месяца.
  • Дать возможность руководить. Конечно, если сотруднику это нужно. Например, доверить адаптацию новичков или проведение стажировки.
  • Публикации в профильных СМИ, на сайтах и выступление на конференциях. Дайте сотрудникам возможность высказать свое экспертное мнение, продемонстрировать компетентность.
  • Спросите у человека, какие «плюшки» (дополнительные опции) ему нужны или предоставьте выбор из нескольких вариантов. Например, не всем нужна компенсация спортзала, бассейна или английского, кто–то просто мечтает о свободном графике, xbox в офисе или ДМС со стоматологом.