Смысл мотивации 3.0 в том, чтобы делать упор на самостоятельность сотрудника, его нацеленность на результат, приверженность продукту или компании. Но не забывайте о том, что какой бы творческой и интересной ни была работа, за нее нужно достойно платить. Если заработная плата не позволяет человеку комфортно жить, она ниже его рыночной стоимости, то никакая мотивация и любовь к продукту тут не поможет.
При этом если использовать деньги как мотивацию (вспомним мотивацию 2.0), то и о творчестве с самостоятельностью можно забыть.
Однажды провели любопытный эксперимент: художники выполнили несколько картин на заказ и несколько нарисовали для себя по вдохновению. Все эти работы перемешали и отдали на суд независимой художественной академии. Догадаетесь, какие картины оценили выше всего? Да–да, именно те, что были сделаны бесплатно, не на продажу, а под влиянием музы. Как потом признались сами художники, работа по заказу делает их более сдержанными, «зажатыми», не дает расслабиться и полностью отдаться творчеству.
А вот еще один пример с обычным архитектурным бюро. Представьте, что вы решили заказать в нем срочный проект, который нужно сделать за 5 дней. Вы готовы заплатить за него втрое, нет, даже вчетверо больше обычного. Проект будет сделан в срок. Но почти 100% вероятность, что в нем будут ошибки. А вот какие–то прорывные идеи и творческие решения — вряд ли. По сути, вы не мотивируете людей. А получаете тех же сотрудников, но в три–четыре раза дороже.
Но теперь представим творческий конкурс среди архитектурных бюро на лучший проект. Главный приз — воплощение идеи в жизнь за счет заказчика с указанием авторов проекта. И вы получите кладезь ярких, творческих, смелых и прорывных проектов. Потому что каждый захочет оставить свой след в истории, показать мастерство.
Так работает мотивация 3.0. Создать условия, чтобы собрать в компании людей, горящих идеей, чтобы они сами стремились создать лучший продукт. Такой сотрудник не встанет из–за стола ровно в 18-00, чтобы уйти домой. Он будет «пилить» продукт до тех пор, пока сам не останется им доволен.
Важно не нанимать в компанию сотрудников, которых постоянно нужно как–то мотивировать. А создавать условия, продукт, который привлечет их. Это может выражаться и в политике компании, в ее миссии и целях.