Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Структура социальных сетей 🤩 для бизнеса и компаний
Структура социальных сетей 🤩 для бизнеса и компаний
Структура социальных сетей 🤩 для бизнеса и компаний

Структура социальных сетей 🤩 — как бизнесу работать в соцсетях

Структура социальных сетей обладает уникальными особенностями: возможностью общения, быстрого распространения контента, формирование групп и особых сред обитания.

В этой статье мы разберем, как выглядит структура социальной сети, и сфокусируемся на том, какие следствия для бизнеса имеют эти особенности — как нужно работать в соцсетях, чтобы добиваться лояльности потенциальных клиентов и получать больше прибыли.

Получите модель Юнит–экономики в формате Excel–таблицы + руководство по использованию
Скачать модель

Публикация контента

Социальные сети созданы для того, чтобы публиковать контент. Будь то фотографии, видео, аудио или тексты — люди здесь могут чувствовать себя свободно, делясь чем–то важным, интересным или просто забавным.

Для бизнеса эта особенность социальных сетей означает прямую возможность — находить свою целевую аудиторию и предлагать ей что–то ценное, что привлечет ее к бизнесу. Это могут быть как непосредственно информация о продуктах и услугах компании, так и ценный контент, который привлекает внимание к продуктовой составляющей бизнеса.

В принципе, эта особенность соцсетей сама по себе не является чем–то уникальным (вы можете публиковать контент и на других платформах). Однако она очень специфически трансформируется в связи с другими особенностями структуры социальных сетей, что мы далее рассмотрим.

Получите презентации с тренингов — Lean Startup, Customer Development, Agile & Scrum
Юнит–экономика Ценностные предложения MVP & Sales Теория инноваций

Возможность делиться — шеринг

Этот элемент является очень важным для бизнеса, потому что именно с ним как правило связывают виральный эффект, за счет которого информация может быстро достигнуть огромной аудитории без больших затрат на маркетинг.

По–сути эта особенность структуры социальных сетей побуждает нас относиться к ним иначе, как к обычной таргетированной и контекстной рекламе. Потому что если мы будем использовать и подразумевать возможность делиться — мы можем получить заметно больше.

На практике это может выражаться в том, что мы фокусируемся, например, на количество репостов как на конкретную метрику, которой мы определяем эффективность маркетинговых коммуникаций.

То есть мы фокусируемся на возможную хорошую виральность при создании контента и при общении с аудиторией.

Так мы можем достичь значительно большего результата от маркетинга, так как мы как бы бесплатно достигаем новой аудитории. Которая, кстати, с высокой вероятностью является целевой, так как люди обычно объединяются по схожим интересам и ценностям, да и люди редко репостят то, что не является ценным для их подписчиков.

Иногда достичь нескольких человек и действительно «зацепить» их — достаточно, чтобы получить доступ к огромной аудитории.

структура социальных сетей

Кстати, это поднимает вопрос того, насколько хорошо вы знаете вашу целевую аудиторию, что ей ценно, что ей нужно и нравится. Чтобы «зацепить» человека необходимо не просто «что–то», а «то самое» от чего они в восторге.

(Понять вашу ЦА могут помочь продуктовые практики. Например, Empathy Map, метод персон, Customer Development.)

На самом деле большое количество репостов не означает, что мы получаем больше денег. Но высокая «виральность» сообщения значительно расширяет аудиторию, которую мы достигаем. Также она указывает на ценность информации, что является достаточно важным для создания доверия и принятия решения о покупке.

Эту же особенность социальной сети необходимо иметь ввиду, когда мы работаем с негативом. Любой негатив в социальной сети — это не просто комментарий к посту, это потенциальный риск для распространения.  

Фактически это означает, что если мы не обрабатываем негатив своевременно, то мы рискуем очень быстро потерять контроль над ситуацией.

Вывод — в социальных сетях нужно работать очень быстро. Это сфера работы, которая является даже более «горячей» чем новости — здесь все происходит очень быстро.

Получите доступ к Google–диску компании LeadStartup
Бесплатно

Комментирование и общение

В структуре социальных сетей заложена возможность общения. Иначе ничего социального бы от таких платформ не осталось. Возможность оставлять свой отклик — это то, что вносит элемент коммуникации в социальные сети.

Этим социальные сети резко отличаются от других платформ, которые позволяют просто публиковать и хранить контент. Социальная сеть — это не просто хостинг и не простой сайт. Здесь ценностью является в первую очередь общение, а не просто доступ к информации.

Вот, что в связи с этим необходимо учитывать при публикации контента в соцсетях: люди ищут в первую очередь общения и обсуждений, и вам нужно создавать контент который создает возможности для этого.

Это не значит, что здесь не будут полезными и интересными обзоры, факты, описания и другой информационный контент. Просто фокус у вашей аудитории с большей вероятностью будет на общение.

А если этого фокуса и не будет, то вам все равно нужно учитывать возможность общения. Потому что от того, как вы общаетесь (или не общаетесь, то есть игнорируете), будет зависеть представление аудитории о вашем бизнесе.

Плохая история — абсолютно закрытый канал компании, где просто выкладываются факты. Такой контент будет интересен только тем, кто по какой–то причине хочет следить за вашими новостями и обновлениями, и ему удобнее делать это в социальных сетях.

Это сработает только если у вас просто гениальный и супер–полезный контент. С современной информационной среде генерировать такой контент регулярно (что необходимо для соцсетей) — невозможно. Но даже в этом случае вы могли бы выиграть больше, если бы общались с аудиторией.

Проблема в том, что такие активности никогда не окупят себя — вы не привлечете новую аудиторию, не сможете обрабатывать негатив и возражения, не сможете формировать позитивное и лояльное отношение к вашему бренду.

Хорошая история — полная открытость к коммуникациям, быстрое реагирование на вопросы и комментарии, публикация контента который интересен с точки зрения обсуждения, плюс побуждение аудитории к общению (опросы, игры, сбор мнений и обратной связи, шеринг собственными наблюдениями и интересными фактами).

Получите фотографии флипчартов и учебные материалы компании LeadStartup
Учебные материалы

Социальная сеть как среда обитания

Еще десяток лет назад описания выше было бы достаточно, чтобы описать всю структуру социальных сетей:

  • Возможность публиковать
  • Возможность делиться
  • Возможность общаться

Однако социальные сети закрепили свое положение в нашем мире. И сегодня они уже не просто «площадки» для выполнения конкретных функций и задач, но полноценной средой обитания для многих людей.

Люди живут социальными сетями. В них происходит общение, покупки, удовлетворение других потребностей вплоть до самых высших, таких как самореализация.

Что это значит для бизнеса?

структура социальных сетей

  • Возможность создавать среду обитания

В сущности любой канал / группу в социальной сети можно рассматривать как экосистему. Ваши потенциальные клиенты и просто заинтересованные люди живут там.

От того, как вы обеспечите их жизнь в этой среде — напрямую зависит их лояльность и приверженность. Это подобно тому, как вы обеспечиваете безопасность дома, в котором живет человек. Если ему безопасно и он может удовлетворять свои потребности — он останется здесь надолго. Если нет — он уйдет.

Фактически это значит то, что вам нужно следить за той атмосферой, которая возникает при общении внутри вашей социальной системы. И ее нужно корректировать при необходимости.

Например, вы можете обнаружить, что какие–то люди постоянно критикуют ответы других. Как это влияет на экосистему? Вероятно, комментаторы просто перестанут что–либо писать, чтобы не ловить негатив. То же самое касается людей, которые задают вопросы и либо эти вопросы игнорируются, либо ответ дается в таком формате, который эмоционально отвергает человека и его ценность.

При этом иногда, возможно, нужно и «добавить перчинки», чтобы общение не было совсем уж скучным и заурядным (в такое общение тоже не хочется вступать).

Как всегда — весь вопрос в соотношении. Нам нужна золотая середина между эмоциональностью и безопасностью.

  • Возможность организации групп людей

Вы можете собирать целые тусовки определенной целевой аудитории. Такие группы будут усиливать воздействие, поскольку группа с большей вероятностью склонна держаться вместе и придерживаться ценностей, объединяющих эту группу.

Опять же — люди ищут общения и человеческого контакта. И если вы создаете пространство, где это возможно — люди начинают там обитать.

Создание коммьюнити — наверное, идеальный результат, к которому стоит стремиться. Не для любого бизнеса это возможно. Однако просто создать среду, где группе людей интересно быть вместе — вполне возможно, даже если вы продаете товары повседневного спроса. Заурядность среды определяется не продуктом, а самой средой. Любую вещь можно подать красиво и интересно.

Заключение

Особенности структуры социальных сетей:

  • Фокус на общение и открытое взаимодействие
  • Широкие возможности для вирального эффекта за счет возможности легко делиться контентом
  • Существование специфических сред обитания, в которых людям комфортно и интересно или, наоборот, небезопасно и скучно

Работая в социальной сети и представляя там свой бизнес, вам необходимо учитывать эти структурные особенности, чтобы получать максимум и не ошибаться при выборе стратегии развития.

Условно, даже тысячи подписчиков не значат ничего, если они не общаются и им не интересно. Это значит, что вам необходимо в самом начале определяться с теми метриками, по которым вы будете мерить ваш успех.

Для социальных сетей репосты и комментарии, возможно, самые лучшие метрики успеха. Хотя здесь может быть не видно, как они приведут к деньгам, именно эти метрики определяют «социальную успешность» представленности бизнеса в социальной сети.

Вам понадобится всегда балансировать между фокусировкой на прибыль (без которой никак не обойтись) и между созданием просто интересной и безопасной социальной среды для ваших потенциальных клиентов.

group 8 equalizer 5
Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Структура социальных сетей 🤩 для бизнеса и компаний
Структура социальных сетей 🤩 для бизнеса и компаний
Структура социальных сетей 🤩 для бизнеса и компаний