Обучение Product Management по субботам за 24800 ₽ в год

Бирюзовая организация

Бирюзовая организация - это тип организации с высоким уровнем функционирования и осознанности её человеческого ресурса. В основе бирюзовой организации стоят люди, их осознанность и их потенциал.

Опубликовано
Бирюзовая организация Спиральная динамика Корпоративная культура Менеджмент 3.0
Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.

В основе функционирования бирюзовых организаций лежит человекоцентрированность.

Основным и важнейшим ресурсом компании является человек во всех своих проявлениях. Задача бирюзовой организации - развить и усилить человеческий потенциал каждого человека, который в эту организацию включен.

Касательно бизнеса это значит, что мы вкладываемся в человека и человеческие отношения, и получаем “возврат инвестиций” в виде целостной и зрелой личности, которая достигает бизнес-целей компании эффективнее.

Почему организации называют бирюзовыми? Какие особенности есть у бирюзовых организаций? Как происходит становление бирюзовых компаний?

Разберем подробно эти вопросы здесь.

Почему бирюзовый цвет

Разделение на цвета, о котором идёт речь, было оформлено Фредериком Лалу в книге “Открывая организации будущего” (на английском - “Reinventing organizations: A Guide to Creating Organizations Inspired by the Next Stage of Human Consciousness”, 2014 год).

На самом деле принцип разделения на цвета, и разделения вообще - не новый.

Тем не менее, принципы устройства и развития бирюзовых организаций могут оказаться очень ценными для применения в любой компании. Особенно для той компании, которая стремится к значимому росту и прорывным инновациям, которая стремится задавать тренды и быть впереди всех.

Три основания бирюзовых организаций

Рассмотрим “три кита” бирюзовых организаций. Это одновременно и характеристики этого типа компаний (то, как они проявляют себя), и ценности (то, что для этих компаний важно).

Если в компании не представлены все три этих компонента, её нельзя назвать бирюзовой - она является какой-то другой.

Целостность

Начнем с целостности, потому что этот компонент можно считать наиболее важным для бирюзовых компаний, ключевой ценностью и ресурсом которой являются люди.

Под целостностью в данном случае мы имеем ввиду особое качество человека.

Целостный человек открыт другим людям и новым идеям. Это качество во многом пересекается с “открытостью новому опыту”, “состоянию потока”.

Кроме того, это подразумевает честность перед собой и другими людьми. В целостной организации то, что находится на флипчарте, то что говорится на словах, то что имеется в голове - достаточно точно соотносятся друг с другом.

В организации, в которой нет целостности, напротив, может говориться одно, подразумеваться второе, по документации будет третье, а заказчик на самом деле хотел четвертое.

Важно, что целостность это одновременно и качество людей, работающих в компании, и качество процессов, которые в этой компании практикуются.

Развитие целостности - это возможно?

Целостность - это важнейший компонент бирюзовой организации, поэтому хочется остановится на нем подробнее.

От нас - компании LeadStartup - добавим, что по нашему опыту, целостность сотрудников можно - и нужно - развивать.

Топ-менеджменту компаний, находящихся на других уровнях, как правило кажется, что целостность зависит от конкретных людей. От их психологического здоровья, привычек, и так далее.

Это отчасти и правда так - внедрение бирюзового подхода к управлению может натолкнуться на ряд проблем, если сотрудники ранее не имели опыта взаимодействия на таком уровне, и если ценности бирюзовой организации не стали их ценностями.

Тем не менее, по нашему опыту, внедрение такой корпоративной культуры и такого подхода к управлению и взаимодействию в компании - вопрос времени и налаживания правильных процессов в компании.

Люди учатся, развиваются и изменяются. Более того, они хотят этого, даже если не осознают этого желания. Для нас это факт, который мы неоднократно наблюдали, сопровождая самые разные проекты и продукты.

Эволюционная цель

Эволюционная цель - это такая цель, которая является стержневой для организации, это её альфа и омега.

Отличие эволюционной цели от обычной цели в том, что она является чем-то большим, чем ориентир для ближайших действий. Отличие её от миссии в том, что она более конкретная. То есть это не просто то, на что ориентируется бизнес, а то, что конкретно можно сделать в широком масштабе.

Эволюционность - это возможность для развития. Эволюционная цель не просто достигается, она с каждым достижением развивается.

Это очень хорошо, потому что на практике такую цель проще масштабировать - масштабируемость уже заложена в эволюционной цели.

Самоорганизация

Современный менеджмент уже давно осознал необходимость самоорганизации. Особенно это касается сферы IT, где водопадный подход неоднократно натыкался на проблемы в виде неактуальности и ненужности продукта, заканчивающихся денег.

Гибкая самоорганизация (например, в рамках фреймворка Scrum) призвана решить эти проблемы.

Кроме того, самоорганизация очень хорошо сказывается на человеческом потенциале команды.

Она учит сотрудников личной ответственности, личной активности, ориентации на бизнес-результат. Сотрудник начинает мыслить не столько о реализуемых функциях, сколько о том, как он может сделать бизнес лучше и прибыльней.

Как развивать компанию до бирюзовой

Можно ли стать бирюзовой организацией сразу, не пройдя других этапов развития? По нашему опыту, это возможно.

В то же время важно понимать, что это может быть не простой путь.

Осложняющих факторов может быть довольно много:

  • Опыт работы в предыдущих условиях
  • Сложившиеся отношения и паттерны взаимодействия команды
  • Личные особенности каждого из членов команды

Для внедрения бирюзовой корпоративной культуры также требуется начинать “с головы” - именно топ-менеджмент должен стать основным носителем практик бирюзовых организаций, и поощрять соответствующие практики у других сотрудников.

Попытка двигаться в этом направлении - это уже хорошо.

Для старта движения в этом направлении мы рекомендуем начать внедрять Agile в организацию. Принципы agile-подхода максимально точно соотносятся с принципами бирюзовых организаций.

Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.