Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Что Такое Голосовой Интерфейс 📡 и Где Его Используют?
Что Такое Голосовой Интерфейс 📡 и Где Его Используют?
Что Такое Голосовой Интерфейс 📡 и Где Его Используют?
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

Что такое голосовой интерфейс и где его используют, в каких бизнесах людей заменят на голосовых помощников и как стать дизайнером голосовых пользовательских интерфейсов

35 отзывов, в среднем 5 из 5
Голосовой пользовательский интерфейс — это платформа, которая позволяют человеку голосом взаимодействовать с компьютером и разными сервисами, запускать процессы.

Что такое голосовой интерфейс?

Голосовой пользовательский интерфейс — это платформа, которая позволяют человеку голосом взаимодействовать с компьютером, сервисами, и запускать процессы.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

В каких бизнесах людей заменят на голосовых помощников?

В дальнейшем голосовые помощники могут оставить без работы тех, кто работает с клиентами — принимает от них какую–то информацию. Рискуют лишиться работы и официанты, которые принимают заказы.

Где уже используют voice interface?

В ритейле и интернет–магазинах. В Call–центрах и при автоматических звонках. Голосовые интерфейсы в медицине.

Голосовой интерфейс

Голосовой пользовательский интерфейс — это платформа, которая позволяют человеку голосом взаимодействовать с компьютером и разными сервисами, запускать какие–то процессы.

А теперь попроще, голосовые интерфейсы — это те самые Яндекс. Станции с Алисой и Siri в телефоне (и еще множество других схожих устройств).

voice interface

Почему голосовые интерфейсы стали так популярны?

В последние пару лет мировые IT–компании как сумасшедшие инвестируют миллиарды в разработку голосовых интерфейсов. Ждут, что в ближайшем будущем эта технология взорвет рынок и охватит:

  • онлайн и офлайн–ритейл;
  • колл–центры, где автоматические помощники заменят живых людей;
  • банковский сектор;
  • медицину.

Juniper Research, например, предрекают, что к 2022 году доход от голосовой рекламы может достичь $19 миллиардов. Причем это произойдет за счет роста приложений для голосового поиска на телефонах.

И еще немного цифр: 4 миллиарда жителей планеты пользуются голосовыми помощниками или, как минимум, имеют к ним доступ.

В России в прошлом году 71% хоть раз да пользовался голосовым помощником. А 50 миллионов человек делают это каждый день.

По прогнозам, к 23-му году уже 73% домов в мире будут иметь свою говорящую колонку или другое устройство с голосовым ассистентом.

Что сейчас умеют голосовые помощники

  • Могут дать консультацию по товару и его характеристикам. Компания Zyrtec, которая выпускает препараты от аллергии, например, создала собственного voice–ассистента. Он рассказывает аллергикам про риски и уровень пыльцы в воздухе.
  • Ответить на популярные вопросы.
  • Оформить заказ.
  • Получить обратную связь от покупателя, чтобы передать ее, кому следует.
  • Упрощают клиентам поиск товаров и нужной информации. Причем это серьезно снижает процент отказов от товаров. Примерно 85% людей, которые купили что–то с помощью голосового помощника, остановились на предложенном варианте и остались довольны.

voice interface

Где уже используют voice interface

  • В ритейле и интернет–магазинах. В США, например, уже 45% жителей до 40 лет делают покупки с помощью голосовых помощников. Через два года это будет уже почти 6% от всех онлайн–покупок в Америке. В Walmart поверили в тренд и сделали интеграцию с Siri и Google assistant. С их помощью можно сделать заказ и сразу оплатить его привязанной к номеру картой.
  • Call–центры и автоматические звонки. Не нужно ждать консультанта на линии, а можно просто нажать кнопку и задать все вопросы роботу со встроенным голосовым интерфейсом. Для бизнеса это открывает крутые возможности: отказаться от содержания колл–центров и заменить их автоматы. Вы удивитесь, но робота уже протестировали в «Почте России». Оказалось, что он не хуже человека может принять запрос, выяснить, в чем причина, все зафиксировать и отправить обращение на исполнение.
  • Голосовые интерфейсы в медицине. Такой помощник может дать консультацию, узнать про симптомы, изучить анализы и снимки, и на их основе даже назначить лечение. Главные плюс, что память голосовых помощников бесконечна, нет риска, что он что–то напутает, забудет или просмотрит. Медицинская система компании Triad Health AI уже использует Google Home и Amazon Alexa для лечения болезни Паркинсона.

Голосовые интерфейсы в России

В нашей стране голосовые интерфейсы — это главным образом умные колонки со встроенным ассистентом (типа Алисы или Маруси) и голосовые помощники в телефоне.

Активно растет и ниша голосовых чат–ботов. Их начинают тестировать и магазинах и ресторанах. Например, голосовой помощник для покупки продуктов Аня появилась в прошлом году.

Она помогает делать покупки в интернет–магазине. Запоминает, что пользователь заказывал раньше. И если ей ответить «Мне как обычно» на вопрос: «Какие продукты хотите заказать?», то Аня наполнит корзину товарами с учетом предпочтений. Еще она запоминает предыдущие диалог с покупателем и на их основе дает рекомендации.

Помощницу будут обучать и дальше, чтобы расширять ее возможности.

Для ресторанов уже обкатывают возможность оплаты покупок голосом сразу через бота. Пришли вы за своим утренним капучино и говорите: «Таня, хочу капучино и круассан». Таня отвечает: «С вас 250 рублей, оплатить с карты Сбербанк». Вы подтверждаете и получаете свой заказ.

voice interface

Голосовые интерфейсы для банков

В банкинге тоже активно используют голосовых ассистентов внутри приложений. Так, «Тинькофф» запустил Олега. Он уже умеет переводить деньги со счета на счет, покупать билеты в кино, забронировать столик в ресторане и даже почитать какую–нибудь статью из «Т–Ж».

Любопытно, что Олега придумали как альтернативу голосовым помощникам с женскими голосами. Мол, с мужчиной говорить на финансовые темы люди будет охотнее.

«Сбер» запустил своего голосового ассистента «Салют». У него можно выбрать свою личность с женским или мужским голосом и своим характером: более строгим или, напротив, жизнерадостным.

Ассистента можно вызвать командой «Салют». Что он умеет:

  • Как и «Алиса» включать музыку «СберЗвука» и из библиотеки Okko. Запоминает, подстраивает плейлисты, ищет нужную песню и тп.
  • Умеет базовые команды, типа включить установить будильник, поболтать ни о чем, сказать, какая погода на улице.
  • Может записать пользователя ко врачу или в салон красоты, надо только точно сказать ему куда, к кому и когда.
  • Умеет отправлять переводы и может пополнить баланс телефона.
  • Через помощника можно заказать еду в «Самокате». Обещают добавить и Delivery Club.
  • Может ответить на какие–то вопросы по сервисам банка и другие.

Пользователи и компании могут и сами добавить навыков голосовому помощнику в магазине приложении SmartMarket. Сделать это можно и без программирования по шаблонам в специальном конструкторе. Здесь же будут размещать дополнительные навыки от разработчиков.

Тренды voice interface

Как видите, голосовые интерфейсы уже неплохо развиты. Но технологии еще есть куда развиваться, предела возможностей пока не видно.

Эксперты считают, что в ближайшее время голосовые интерфейсы будут развиваться в таких направлениях:

  • Очеловечивание. Ботам и помощникам будут добавлять эмоций, приближать их голос к человеческому. Добавлять в их речь акцент в зависимости от места проживания пользователя, междометия, слова–связки и даже сленговые выражения.
  • Визуализация. Голосовым помощникам будут создавать лица. Это позволить расширить их сферы использования. Например, заменять эйчара на собеседованиях и анализировать, как ведут себя соискатели, говорят ли они правду о себе. Супермаркеты и магазины готовятся к внедрению экранов с ботами, которые будут консультировать покупателей, давать советы и помогать с выбором.
  • Обучаемость. Совершенными голосовые интерфейсы не назовешь. Пока. Пользователи частенько ругаются с колонкой Алиса и грозятся выбросить ее в окно. Будущее за обучаемостью ботов, чтобы они учились на диалоге с человеком. В бизнесе — это обучаемость по шаблонам ответов от живых менеджеров.
  • Кастомизация. Сейчас голосовые помощники умеют различать детский голос от взрослого, мужской от женского, понимают эмоции — злость, радость. Теперь разработчики работают над тем, чтобы сделать их еще более чуткими, понимающими.
  • Кросс–платформенность. Следующий шаг — объединять разные продукты в один, чтобы расширять их возможности и функционал.

voice interface

Какие профессии заменят голосовые интерфейсы

В дальнейшем голосовые помощники могут оставить без работы тех, кто работает с клиентами — принимает от них какую–то информацию. Например, это администраторы заведений, хостес в ресторанах.

Рискуют лишиться работы и официанты, которые принимают заказы. Их может заменить колонка для приема заказов.

Новая профессия — дизайнер голосовых интерфейсов

На рынке уже сформировалась новая специальность — Conversation Designer, он же Voice User Interface Designer. В России, правда, предложения для таких сотрудников появляются редко и закрывают вакансии довольно долго. Вот, например, vacancy/55448356

В Америке же это полноценная профессия с определенным наборов требований к соискателям.

Дизайнер графических интерфейсов должен продумывать ситуации и сценарии диалогов с пользователем. Например, диалог на кухне, когда человек готовит ужин, или диалог в машине. Чем естественнее для пользователей будут проходить такие беседы тем лучше.

Например, мы просим голосового помощника выключить свет в комнате. Он может сказать: «Я не могу найти» или «Девайсы не подключены». Но это как–то топорно, механически звучит. И лучше будет так: «Я не могу найти никаких подключенных лампочек в этой комнате».

Каких–то базовых требований к дизайнерам голосовых интерфейсов пока нет. Какие–то компании отдают предпочтение соискателям с техническим образованием, другие — отдают предпочтение дизайнерам. Третьи — ищут среди журналистов, копирайтеров, UX–писателей — то есть тех, кто владеет словом, литературными приемами и умеет придумывать сценарии, прописывать диалоги.

Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией