Получите все материалы с наших курсов — бесплатно
Как и Зачем Проводить Customer Development, ❓ Примеры Вопросов Для Интервью + Как Научиться Кастдеву
Как и Зачем Проводить Customer Development, ❓ Примеры Вопросов Для Интервью + Как Научиться Кастдеву
Как и Зачем Проводить Customer Development, ❓ Примеры Вопросов Для Интервью + Как Научиться Кастдеву
Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК

Как и зачем проводить Customer Development, примеры вопросов для интервью + как научиться Кастдеву

Customer Development: что это такое, и как провести Кастдев

26 отзывов, в среднем 5 из 5

Customer Development: что это такое?

Customer Development — это инструмент, который через интервью с потенциальными пользователями и различные тестирования помогает понять, нужен кому–то ваш продукт или новый функционал в нем.

Как провести Кастдев?

Для начала определяем гипотезу, идею, прототип или то, что будем тестировать. Ставим цель. Чего ждем от интервью. Выделяем целевую аудиторию для проверки. Заранее готовим вопросы.

Виды интервью Customer Development.

Управленческое или решенческое интервью. Ux–интервью или коридорный тест. Проблемное интервью.

Customer Development: что это такое, и как провести Кастдев

Customer Development — это инструмент, который через интервью с потенциальными пользователями и различные тестирования помогает понять, нужен кому–то ваш продукт или новый функционал в нем. Или не стоит тратить на это деньги и время.

Кастдев простой и быстрый инструмент, ведь надо поскорее понять, годится ли идея. По сути для этого нужно:

  • определить целевую аудиторию продукта
  • пообщаться с ней
  • выявить её потребности или боли.

Результатом методики Customer development будут идеи и гипотезы. И уже самые удачные из них нужно тестировать дальше: проводить опросы, тестовые запуски и другие количественные исследования.

Customer development

Получите доступ к нашему Google–диску
Скачать модель

Зачем проводить Customer Development

Представим, что вы хотите выпустить приложение, которое обучает игре на гитаре. Ваша целевая аудитория — мужчины 14-35 лет, которые в свободное время играют или учатся играть на гитаре. Вы считаете, что они хотят научиться играть, чтобы привлекать и впечатлять девушек. Это главный мотив, вокруг которого должен строиться весь продукт.

Проводите кастдев — спрашиваете потенциальных пользователей. И понимаете, что многие мужчины хотят научиться играть на гитаре или улучшить свои навыки игры для саморазвития, чтобы отвлечься от рутины, для кого–то это приятное хобби.

Это знание поможет избежать многих ошибок при разработке продукта, например, отказаться от ненужного функционала и сосредоточиться на то, что реально важно пользователям.

Понятно, что Customer Development — это только первый шаг. И вам нужны будут еще исследования и эксперименты.

Зачем CastDev команде

Customer Development еще и очень круто работает на команду. Члены команды общаются с теми, кто уже пользуется или будет использовать продукт, над которым они работают. И такого погружение здорово вовлекает, появляется стремление сделать продукт лучше, закрыть конкретные потребности.

  • Понимают что они делают и для кого
  • Мотивация команды растет
  • Эффективность повышается.

Пример из практики одной IT–компании. Проводили хакатон. Команда должна была доказать, что пользователям нужна новая функция продукта. Для этого они провели опрос ЦА — контент–маркетологов. Узнали их реальные проблемы, которые были связаны с лидогенерацией. Придумали, как их решить. Сделали минимально жизнеспособный продукт. Еще раз все протестировали. И запустили функционал в разработку. И самое главное, что у этого решения уже есть клиенты, которые ждут релиз.

Customer development

Как провести Кастдев

  • Для начала определяем гипотезу, идею, прототип или то, что будем тестировать. Первый CastDev стоит проводить еще до разработки продукта, на самом старте. Понять интересна ли людям ваша идея, и готовы ли они за нее платить.
  • Ставим цель. Чего ждем от интервью. Например, выяснить, за что пользователи ценят продукт или понять проблемы, которые возникают у людей при бронировании.
  • Выделяем целевую аудиторию для проверки. Тут важны ролевые характеристики. Например, женщины с одним или двумя детьми в декретном отпуске. Чем больше опросите — тем лучше.
  • Заранее готовим вопросы.

Где искать людей для Customer Development

Ищите вашу целевую аудиторию в местах ее обитания. Если можно встретить людей на улице — пообщайтесь с ними там, вживую. Например, вы создаете сервис для владельцев собак. Идите утром или вечером в ближайший парк (лучше взять себе в напарники собаку, чтобы не пугать людей и сделать беседу непринужденной), можно найти их в ветклинике или в зоомагазинах.

Если нужна опросить профессионалов в какой–либо сфере, предпринимателей, то их легко найти на профильных конференциях, встречах, в Linkedin или в профессиональных сообществах в Фейсбуке.

Для удаленных интервью отличной подойдут соцсети, здесь опять же на помощь вам придут тематические сообщества и форумы. Здесь будет работать формат чат–интервью. Что–то среднее между интервью и анкетированием, но с возможностью углубиться в нужные вопросы. Начинаете с вступительного сообщения о вашем интервью с предложением поучаствовать, и если, на него отвечают, то двигаетесь по сценарию с вопросами.

Customer development

Какие вопросы задавать на Кастдеве

  • Такие, чтобы ответ не занимал больше 2-3 минут. Все интервью лучше уложить в 15 минут или максимум в полчаса.
  • Открытые вопросы, те на которые нельзя ответить односложно, например да или нет, буду или не буду. Дайте человеку возможность рассказать больше.
  • Не задавайте вопросы о будущем. К примеру, планируете пойти в спортзал в новом году? Велик риск, что вас обманут, чтобы выглядеть лучше.
  • Ваши вопросы не должны ничего продавать, критиковать или оценивать человека. Если ваш продукт вдруг начали критиковать, не пытайтесь переубеждать, лучше внимательно послушайте, что именно в нем не нравится, и как можно было бы сделать лучше.
  • Используйте правило 5 почему от основателя Тойоты. Эта техника заключается в том, чтобы дойти до сути, раскрыть тему за пять вопросов. Например: — Почему вы хотите купить шубу? — Чтобы всех удивить. — Почему вы хотите всех удивить? — Чтобы на меня обратили внимание. — Почему вам нужно чужое внимание? — Потому что чувствую себя неуверенно. И так далее.
  • Все вопросы должны быть примерно одинаковыми, так чтобы максимально раскрыть тему.
  • Не спрашивайте человека, купит ли он ваш продукт в конце интервью. Скорее всего, он ответит да. Но это только даст вам ложные ожидания. Лучше узнайте, как человек сейчас решает эту проблему, сколько денег тратит на такое решение. Это даст почву для размышлений. Если же на эти вопросы вам скажут, что проблему никак не решают, то задумайтесь, а есть ли она на самом деле и станут ли платить вам за продукт–решение.

И не забывайте во время интервью почаще благодарить собеседников, но ненавязчиво, а по–дружески. Чтобы создать спокойную и доверительную атмосферу. Тогда и ответы будут более искренними и честными, люди начнут включаться, стараться помочь вам.

Как усилить свой Кастомер Девелопмент

  • Подумайте, какие еще точки в своем продукте вы можете протестировать. Что вы упустили из виду?
  • Какой сегмент целевой аудитории еще можно опросить?
  • Какие вопросы можно добавить в интервью, чтобы добраться до самой сути или получить необычные мнения, золотые инсайты?
  • Какие вопросы задать, чтобы узнать, готова ли аудитория платить, какая у нее покупательская способность?

Виды интервью Customer Development

На Кастдеве используют три вида интервью в зависимости от задачи.

  • Управленческое или решенческое интервью. Нужно, чтобы проверить, протестировать уже готовое решение, без MVP или прототипа тут не обойтись. Тестирование идет на реальных пользователях. Помогает увидеть сильные стороны вашего продукта или услуги.
  • Ux–интервью или коридорный тест. Нужно, чтобы понять путь, который проходит клиент в продукте, протестировать функционал (нужен он или нет). По сути это быстрое юзабилити–тестирование интерфейса, чтобы понять, пользователи его воспринимают как вы задумывали или у них где–то возникли барьеры. Главная задача не оценить дизайна, а выявить очевидные ошибки в нем, которые людям мешают. А еще такие интервью и тесты проводят, чтобы получить обратную связь по минимально жизнеспособному продукту (MVP). Коридорный тест занимает от 5 до 15 минут. Его участниками могут стать коллеги, которые не участвовали в разработке, какие–то случайные люди (встреченные в коридоре, например), которые попали под руку. Тестировать пользователей можно и удаленно.
  • Проблемное интервью. Его цель — проверить ваши гипотезы (лучше одну за раз), нащупать какие–то неочевидные боли и потребности пользователей, оценить, подходят ли им ваши способы решения. Например, вы решили, что ваш продукт нужно в первую очередь продвигать среди риелторов, но проблемное интервью показывает, что у них есть и другие варианты, и боль, которую вы закрываете, не так уж остро для них стоит. Зато автодилерам продукт крайне нужен и вы сразу понимаете, как его докрутить.

При глубинных интервью важно замечать и анализировать эмоции опрашиваемых. Можно даже дать им градацию от 1 до 10, например. И именно в эмоциях будут скрыты настоящие инсайты, боли, и потребности.

Что почитать по CustDev

  • Стив Бланк «Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов». Скачать можно здесь. Бланка называют отцом–основателем Кастдева. Тут вся суть метода по делу и без воды. Многим людям книга помогла сэкономить деньги и время. Особенно полезно будет почитать перед разработкой или выводом продукта на рынок.
  • Роб Фитцпатрик, «Спроси маму». Книга про принципы проведения и трудности, которые могут возникнуть при проведении интервью. Отличное пособие для начинающих кастедеверов.
  • Эрик Рис «Бизнес с нуля». Тут можно узнать основные принципы проведения Customer Development, получить пошаговую инструкцию, как быстро тестировать идеи продуктов на реальных пользователях и потребителях.
  • Стив Бланк, Боб Дорф — основателя». Эту книгу должны читать все стартап–резиденты Акселератора ФРИИ. Практическое руководство, как проводить интервью.
Ближайшие тренинги
Онлайн
Практика в Miro
Q&A сесия
с 18:00 до 20:00 по Москве
Онлайн
Тестирование гипотез в цикличном формате, одна за одной, непрерывно, анализируя данные и принимая решения на их основе.
с 18:00 до 20:00 по Москве
Онлайн
Множество метрик и формулы на уровне математики 5-7 класса, позволяющие спрогнозировать все, что будет происходить с продуктом в процессе запуска и роста.
Курсы
Онлайн
Поддержка менторов
Доступ в чат и видео–ответы
Обучение с ПК, Android или IPhone — в удобном приложении