Корпоративные тренинги по гибким моделям управления
group 19 equalizer 5

PDCA Цикл Деминга — примеры этапов цикла PDCA, применение для улучшения качества

Цикл Деминга (или Цикл PDCA) - это инструмент, позволяющий сделать процесс разработки и усовершенствования продукта основательным и системным.

Корпоративное обучение гибким моделям управления и бережливому запуску стартапов
Agile Scrum OKR Kanban Growth Hacking Customer Development Design Thinking Lean Startup Юнит–экономика Business Agility Test Driven Development Impact Mapping Jobs To Be Done Product Management Agile Retrospectives Scrum Mastership
  • Корпоративные тренинги с дополнительным онлайн–обучением и закреплением навыков через мобильное приложение на IOS и Android.
  • Мы имеем десятки успешных кейсов запуска новых продуктов в рамках крупных компаний — финтех–стартапы, маркетплейсы, классифайды, включая проекты на американском и китайском рынке.

Продукт нужно непрерывно улучшать, чтобы он соответствовал изменяющемуся рыночному спросу и актуальным технологиям. Да и просто совершенствование продукта — это возможность его улучшить таким образом, чтобы принести больше ценности его пользователям и больше прибыли для бизнеса.

Такие изменения и улучшения можно вводить можно хаотично, можно спонтанно,, можно интуитивно (используя знаменитую “чуйку” предпринимателя, когда ты просто ориентируешься на собственное ощущение, как будет правильно). А можно — системно и основательно.

Цикл Деминга (или Цикл PDCA — Plan-Do-Check-Act) — это инструмент, который позволяет наладить процесс изменений, сделать его системным и последовательным. Это цикл улучшений, цикл повышения качества продукта и его ценности.

Этапы Цикла Деминга

Из чего Цикл Деминга состоит? Этот концепт включает в себя четыре этапа.

Каждый из этапов следует за предыдущим. Визуально его принято изображать как круг, что отражает циклический характер этого процесса. Иногда его также называют Колесом Деминга.

цикл деминга

На английском языке этапы называются так:

  • Plan
  • Do
  • Check
  • Act

На русском языке бывают разные переводы этих этапов, но содержательно это ничего не меняет — это все тот же PDCA.

Разберем каждый из этапов и что он означает, так как это является основным содержанием этой модели.

Plan — планирование

Этап планирования в Цикле Деминга может включать в себя:

  • Анализ текущей ситуации
  • Принятие решений о том, что делать дальше, формулировка целей
  • Выдвижение требований к продукту и функциям, создание регламента

В результате реализации этого этапа у команды появляется понимание того, куда мы движемся, для чего, и как именно нужно двигаться. То есть что должно быть сделано и как.

Например, может потребоваться провести аналитику, сформулировать гипотезы, составить ТЗ, провести планирование действий на текущую итерацию разработки и т.д.

Do — исполнение, реализация

Это этап непосредственной реализации запланированных действий.

На этом этапе важно, чтобы все было сделано с учётом имеющихся условий, при следовании регламенту, если он есть.

В результате действий получается конкретный результат.

Check — проверка, контроль

Этап проверки — это процесс мониторинга результата, его содержания и качества.

Для этого требуется сбор данных об эффективности процесса, и о том, какие именно изменения были добавлены. Соответствовали ли эти изменения требованиям? Что в результате с гипотезой — она была подтверждена или опровергнута?

В классическом менеджменте принято использовать для такой проверки KPI. Можно, например, сравнить имеющийся KPI с эталонным, и с KPI предыдущих версий процесса.

Но даже если не оценивать KPI, тем не менее процесс можно оценить на основании того, как полученные результаты соотносятся с первоначальной гипотезой, которая была на этапе планирования.

Act — улучшение, корректировка

На этом этапе при следовании Циклу Демина делаются выводы из совершенного цикла и принимаются решения о том, будут ли вноситься изменения. Или — если изменения уже были внесены — то следует ли продолжать следовать выбранной стратегии, или стоит попробовать что–то другое.

Вполне возможно, что реализованный цикл был ошибочным. В такой ситуации требуется, несмотря на то, что были затрачены определенные ресурсы, отказаться от выбранной стратегии вернуться к изначальной точке, если она была более прибыльной и ценной для бизнеса. Это может быть неприятно, но тем не менее это будет правильно.

Что дальше?

После — снова начинается этап планирования, и цикл повторяется вновь. Такие циклы в бизнесе должны происходить непрерывно, чтобы совершенствовать качество продукта.

Если следовать этапам PDCA, то этот процесс совершенствования будет отлаженным как часы.

Важно понимать, что на любом из этапов этого цикла могут возникнуть проблемы. Например, мы можем уже на этапе реализации начать получать данные, которые говорят о том, что гипотеза не подтверждается.

В таких условиях бизнесу нужно проявить гибкость и сразу отказаться от такой гипотезы в пользу чего–то нового.

Цикл Деминга это не столько жесткий шаблон, сколько навигатор для процесса улучшений.

Коломенский Андрей из LeadStartup
Андрей Коломенский
— Мы в LeadStartup за прошлый год завершили 16 кейсов по росту прибыли и выводу новых продуктов на рынок.
Треть — убыточны, лучший кейс: 99% годового плана за полтора месяца. География рынков: Россия, США и Китай.
Если вы руководитель и отвечаете за деньги — давайте общаться. Дадим конкретику, как можно вырастить прибыль вашего продукта и релевантные кейсы.
Корпоративные программы LeadStartup
Корпоративные программы
Корпоративное обучение гибким моделям управления и бережливому запуску стартапов
Agile Scrum OKR Kanban Growth Hacking Customer Development Design Thinking Lean Startup Юнит–экономика Business Agility Test Driven Development Impact Mapping Jobs To Be Done Product Management Agile Retrospectives Scrum Mastership
  • Корпоративные тренинги с дополнительным онлайн–обучением и закреплением навыков через мобильное приложение на IOS и Android.
  • Мы имеем десятки успешных кейсов запуска новых продуктов в рамках крупных компаний — финтех–стартапы, маркетплейсы, классифайды, включая проекты на американском и китайском рынке.
Ответим вам по электронной почте в течение 1 часа
По телефону — мгновенно, ежедневно с 9:00 до 20:00