Что такое Design Thinking
Это способ организации мышления, в основе которого лежат понимание человеческих потребностей, креативная генерация идей и создание рабочего прототипа.
Зачем нужно Дизайн Мышление
Чтобы в короткое время создать прототип на основе понимания потребностей клиента, а также протестировать его в действии.
Как использовать Дизайн Мышление
Следуйте этапам Дизайн Мышления — поймите клиента, придумайте и создайте прототип, протестируйте его в действии и получите обратную связь от клиента.
В чем суть дизайн–мышления?
Дизайн–мышление предлагает антропоцентричный и человечный способ создавать идеи и продукты. То, что делается с применением дизайн–мышления, имеет не только функциональный, но и эмоциональный компонент.
Это интегрированный подход на стыке рациональной аналитики и эмоционального творчества.
Цель дизайн–мышления — создать продукты и услуги, совершенствующие жизнь людей, прорывы, нарушающие правила, меняющие ситуацию и картину мира. Классические инструменты рынка здесь не подходят — недостаточно спросить клиента, чего он хочет, ведь он может не знать.
Раньше роль дизайна была только тактической — позволяла улучшить то, что уже имелось. Это дизайн–делание — реализация конкретного функционала. Дизайн–мышление может предложить, однако, стратегический подход — с самого начала создавать продукты и проекты, быть источником порождения идей.
Дизайн–мышление проактивно. Решения не находятся где–то и не ждут, пока их откроют; решения заключены в том творчестве, которое реализует команда, в креативности этой команды. Для такой работы необходим творческий поиск.
Структурно процесс дизайн мышления состоит из 5 элементов:
Эмпатии (Empathize)
Определения (Define)
Генерации идей, или идеации (Ideate)
Прототипирования (Prototype)
Тестирования (Test)
Креативный процесс в дизайн–мышлении
Дизайн–мышление — процесс исследовательский. Это поиск, а не планирование.
Есть три «пространства» инноваций, в которых задействуется дизайн–мышление, где осуществляется поиск:
Вдохновение — проблема или возможность, которая мотивирует на поиск решения;
Порождение идей — генерация, разработка и опробование идей;
Реализация — путь, ведущий из проектной комнаты на рынок.
Один процесс может «перетекать» в другой, это нормально и полезно; часто на пересечении этих пространств рождаются максимально полезные инновации.
Поддержание креативной энергии осуществляется за счёт специальных инструментов, обеспечивающих:
Ясность задачи. Мы выясняем конкретный пункт назначения, куда движется продукт, и к какому результату мы хотим прийти;
Направленность. Мы работаем над конкретными целями и задачами, требующими решения, фокусируемся на том, что важно;
Ограничения. Мы не работаем над всем подряд, формулируем ограничения максимально подробно; слишком сильные ограничения, однако, ограничивают свободу и не дают дизайн–мышлению развернуться. Важен баланс: ясные цели, при этом свобода в из достижении;
Внимательность к обратной связи
Дизайн–мышление по–особому подходит к обратной связи и отзывам.
Отзывы должны вдохновлять на переосмысление или совершенствование первоначальных предположений, вместо следования первоначальному плану.
Такой подход — это не перезагрузка системы, а совершенствование; это не перестройка, а гибкая подстройка. В этом смысле дизайн–мышление работает в духе agile–подхода.
Принятие ограничений
Первая стадия проектирования заключается в поиске важных ограничений и определении системы их оценки.
Три пересекающихся критерия успешных идей:
Осуществимость. Это возможно в реальности? Есть ли для этого ресурсы, техническая возможность?
Рентабельность. А это действительно то, что окупает себя? Является ли это устойчивой бизнес–моделью?
Желаемость. Это нужно людям? Это ценно, важно, значимо?
Если продукт или проект собирается выйти на рынок, дизайн–мышление помогает организовать креативный процесс таким образом, чтобы создать продукт «на грани» каждого из этих трёх критериев.
Отсутствие любого из них может столкнуть инновацию с трудностями. Дизайн–мышление помогает этого избежать.
Экспериментальный подход
При реализации дизайн–мышления в разработке выпускается прототип продукта, который потом совершенствуется.
Здесь работает следующий принцип: «Чем раньше ошибешься — тем лучше». Лучше столкнуться с реальностью самом начале, чем потом, после затраты огромных усилий и денег.
Поощряются ошибки, если они были сделаны с экспериментальными целями. Один из экспериментов обязательно выстреливает, выводя бизнес на совершенно новый уровень.
Открытость, свободомыслие, и люди
Для дизайн–мышления основой всего является человек. Важно как слаженное групповое взаимодействие (особенно — при реализации сложного и инновационного продукта), так и индивидуальная работа каждого.
Цель дизайн–мышления — повысить эффективность команды и конкретных людей, создав для них отличное пространство.
Поощряется свободомыслие, атмосфера открытости и доверия, драйва и адреналина. Дизайн–мышление работает не на принуждении, а на страсти; не на регламентах, а на креативном поиске. Главное — результат.
Технология и корпортативная культура
В конечном счёте применять дизайн–мышление можно по–разному.
Это может реализация конкретных техник и инструментов этого подхода с целью решить конкретные задачи. Также это может быть трансформация всего бизнеса в принципе — такой подход особенно хорошо проявляет себя для компаний, в которой основным ресурсом является человеческая креативность и интеллектуальность.
Когда стоит внедрять дизайн–мышление?
Дизайн–мышление сегодня является необходимостью для таких проектов и продуктов, где постоянно происходят инновации, изменения, где требуется постоянный приток новых идей и творческих решений.
Необходимо дизайн–мышление и там, где происходит вывод нового продукта на рынок, или реализуется новый уникальный проект.
Продукт, в котором зайдействовано дизайн–мышление, всегда превосходит конкурентов, которые систематично копируют друг друга; дизайн–мышление позволяет быть «впереди» и задавать тренды, получать высокую прибыль в короткие сроки за счёт инновационности продукта, занимать и удерживать передовые позиции на рынке.
Как проявляет себя Agile в дизайн мышлении?
Дизайн мышление и Agile как современный майндсет управления продуктами и проектами имеют много общего. За счёт этого их сочетание в реализации конкретных стратегий и тактик бывает очень продуктивным.
Что общего между ними? На самом деле они сходятся по целому ряду ключевых ценностей. Можно даже сказать, что во многом они дублируют друг друга.
Антропоцентричность и человечность
Фокусировка на ценность продукта
Фокусировка на человеческое взаимодействие
Экспериментальный подход к разработке
Поощрение свободомыслия и инициативности
Открытость, прозрачность, ясность
Agile в дизайн мышлении проявляет себя на всех этапах — от этапа наблюдения за потенциальными пользователями продукта (что необходимо для гибкой подстройки продукта под пользователя), до генерации идей (где команда может работать доверительно и свободно, в полной мере проявляя все свои компетенции и с коллективной ответственностью за результат).
Agile и дизайн мышление в подходе к потребностям клиента
Ключевой фокусировкой гибкого подхода к управлению является принципиальная фокусировка на ценность продукта и адаптация к потребностям конечного пользователя продукта. Именно эти же ценности лежат в основе дизан мышления, цель которого — найти золотую середину между нужностью продукта (его желаемостью), его рентабельностью и возможностями его осуществления.
Используя принципы Agile мы можем эффективнее найти эту золотую середину и реализовать её, используя человеческие ресурсы максимально продуктивно. Это возможно за счёт того, что Agile это не просто принципы разработки, а особый стиль мышления, фокусировкой которого является конечный продукт, а не процесс разработки.
За счёт смещения фокуса внимания с процесса разработки на ценность продукта, возникает возможность высвободить креативность и создать необходимую атмосферу. При этом помогают как принципы Agile разработки, так и принципы дизайн мышления. Конечные же ценности, как показано выше, в этих инструментах являются почти аналогичными.
Роль Agile в дизайн мышлении
Agile в дизайн мышлении проявляет себя как в общих принципах и ценностях, так и в конкретных способах реализации этих ценностей для разработки продуктов и организации деятельности.
Ключевым для обоих подходов является фокусировка на ценность продукта и на продуктивное взаимодействие команды, реализующей сложный и новый продукт. Гибкость подхода позволяет создать такой продукт, который является максимально востребованным у пользователей и позитивно трансформирует мир и рынок.