Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Изучите эффективные методы и техники для генерации бизнес-идей. Узнайте, как развивать креативное мышление и находить инновационные решения для бизнеса.

Генерация идей необходима для развития творческого мышления и поиска новых решений в бизнесе и жизни

Основы генерации идей

Генерация идей – это один из ключевых этапов в любой деятельности человека. Она важна внутри нашей работы, хобби и даже внутри семьи.

Без идеи не существует ничего, но если ты знаешь, как идею получить и что делать, чтобы твоя идея работала и была эффективна – ты получаешь ключ. Мы придумываем идеи постоянно, иногда неконтролируемо, однако далеко не все из них стоят нашего внимания.

Разберёмся, как сделать так, чтобы идея появилась и была совместима с реальностью.

Чем вообще по сути является идея?

  • Старт процесса.
  • Двигатель развития процесса.
  • Способ реализации и продвижения.
  • Концепт, позволяющий обозначить и найти решение проблемы.
  • Способ достичь результата в намеченном деле.

Идея необходима на всех стадиях разработки и поддержания.

Казалось бы, если ты уже смог продумать всё и наладил, то тебе больше не нужны идеи, достаточно просто продолжать поддерживать то, что уже существует в той же плоскости.

Однако, процесс поддержания буквально строится на постоянной генерации идей и контента, эти процессы всегда взаимосвязаны.

Сколько нужно идей?

Важно понимать, что не существует одной единственной верной идеи.

Чтобы создать эффективную модель необходимо собрать подходящую команду и перебрать ряд предложений.

Почему нужно много идей:

  • Можно рассмотреть разные точки зрения и подходы.
  • Идеи возможно скомпилировать между собой.
  • Идеи порождают идеи и дают неожиданные инсайты.
  • Процесс отметания вариантов также способствует их активной генерации.

Воспринимайте и рассматривайте все варианты, даже если они кажутся бесполезными или глупыми.

Ограничивать идеи и подходы не стоит – никогда не знаешь, где и что именно может выстрелить.

На что стоит обращать особое внимание при разработке и генерации идей.

  1. За всеми попытками быть оригинальным и создать абсолютно новый продукт стоит не забывать о потребителе. Нужна ли ему такая задумка, станет ли она популярна?

    Непрактичные идеи важны на стадии поиска, но если итоговая мысль, хоть и оригинальная, не имеет практического значения, то задача провалена.

  2. Мнения и подходы внутри команды могут сталкиваться или дублироваться, и это нормально. Нужно быть готовым к тому, что одна общая идея будет составной из заключений нескольких человек – в этом практически состоит смысл коллективных методов генерации.

  3. Фидбек об идее и её развитии – это крайне важная стадия. Сможет ли идея быть встроена или нет в уже работающий механизм практически полностью зависит от того, как будет воспринят и обработан отзыв о ней. При этом, фидбек может исходить из нескольких источников и быть противоречивым.

  4. Для эффективной генерации идей нужен постоянный анализ окружения, в особенности это касается разработки и получения фидбека. Составной анализ даёт гораздо более широко понимание того, что можно предоставить людям и как это можно сделать так, чтобы идею приняли в работу и были ей удовлетворены.

  5. Подходы для срочной генерации идей и продолжительной существенно различаются. Их не стоит взаимозаменять, потому что они могут стать контрпродуктивными и собьют процесс генерации до стартовой планки.

Стоит помнить, что генерация идей – это очень сложный процесс, который действительно требует большого количества усилий, сосредоточенности и сложного анализа.

Если идея не приходит, стоит выдохнуть, переспать с мыслью о ней.

Стресс и срочная генерация никогда не будут столь же эффективными, как расслабленное и сосредоточенное мышление.

О методах генерации идей

Каждый человек для себя находит собственный подходящий алгоритм генерации идей, однако есть методы, которые широко используются в работе с созданием и обработкой идей. Рассмотрим несколько их них:

  • Мозговой штурм.

  • Метод «В» — bus, bed, bath.

  • Шесть шляп мышления.

  • Mindmap.

  • SCAMPER.

  • Метод деконструкции.

  • Морфологический ящик.

Мозговой штурм.

Одним из самых популярных методов генерации является мозговой штурм. Суть его заключается прежде всего в коллективной работе. В группе люди создают, анализируют, разбирают и раскрывают идеи друг друга.

Какие принципы есть у мозгового штурма:

  • Чем больше – тем лучше!

Чем больше идей будет озвучено, тем больше вероятность того, что одна из них попадёт в цель. Можно устанавливать конкретное число предложений от одного человека.

  • Любые идеи важны.

Кажется, что эта идея абсолютная глупость и не имеет ничего общего с реальностью? Пусть так, но она может дать необходимый пинок для развития подходящей идеи.

  • Никакой критики.

Критика влияет на открытость и желание человека высказать своё мнение. Для мозгового штурма критика недопустима, так как ограничивает поле предложений и замедляет процесс.

  • Помните о реальности.

Идея может быть гениальной в теории, но абсолютно не подходить цели мозгового штурма. Стоит всегда помнить о первичной цели, задаче продукта или желании потребителя.

Разновидностей и видов мозговых штурмов есть множество, однако все они так или иначе построены на принципах выше.

Метод «В» — bus, bed, bath.

Также этот метод называется принципом психологического дистанцирования.

Суть его заключается в том, что сделанный запрос откладывается в подсознании и наш мозг постоянно фоново старается придумать решение задачи.

Какие принципы нужно соблюдать для этой методики:

  • Чёткая и конкретная цель.

Наш мозг хорошо понимает точно сформулированные и строго обозначенные задачи, таким образом не происходит затрата энергии на расшифрование абстрактной идеи.

  • Больше информации.

Все необходимые знания должны уже быть в голове, их просто нужно достать в верном порядке. Проведите исследование, проанализируйте, обсудите. Чем больше базовой информации о проблеме у вас есть, тем больше решений вы генерируете.

  • Отключение от задачи.

Переключитесь на другую деятельность, не связанную с задачей. Важно, чтобы занятие не было всепоглощающим и оставалось место для подсознательного размышления над идеей.

  • Повторение и повторение.

Иногда нам нужно время и несколько кругов повторения алгоритма, чтобы прийти к какому–то решению. Это нормально, если ответ не приходит сразу.

К сожалению, большой минус этого подхода – затраты времени. Он не подойдёт для задач, требующих быстрого решения здесь и сейчас.

Шесть шляп мышления.

Метод шести шляп мышления предполагает, что вопрос будет рассматриваться с нескольких перспектив, что позволяет решить задачу путём единства нескольких идей между собой. Такой способ отвергает путь конкуренции.

Шляпы разных цветов здесь олицетворяют разные предметы обсуждения, на которых необходимо сконцентрироваться, чтобы получить ответ на вопрос или сгенерировать идею решения.

Каждая из шляп отвечает за одно направление и несёт конкретную роль в обсуждении задачи, таким образом понимается шесть разных точек в обсуждении, на которые стоит сделать упор.

Подробно об этом подходе можно прочитать в книге

«Six Thinking Hats» by Edward de Bono.

Mindmap.

Интеллектуальные (ментальные) карты – методика, основанная на ассоциативном мышлении и творческом подходе.

С помощью неё задействуется большее количество отделов мозга, что позволяет сделать процесс более эффективным. Главная задача такой карты это активация ассоциаций и визуальных образов.

Пример того, как можно составить ментальную карту.

SCAMPER.

С помощью данной методики гораздо проще и эффективнее вносить изменения и модифицировать идеи, задачи или непосредственно продукт.

Она является еще одной техникой компиляции подходов, позволяющей рассмотреть задачу на разных уровнях.

SCAMPER является непосредственно аббревиатурой, расшифровка которой представлена на схеме.

Метод деконструкции.

Основная задача метода деконструкции – дать противоположную перспективу на задачу.

Это осуществляется рассмотрением вопроса путём «от обратного». Реверсивный подход даёт понимание того, чего конкретно стоит избегать в работе с задачей.

Также такой метод помогать найти упущения в ранее утверждённых задачах и идеях, так как при компиляции может дать неожиданную точку для взгляда и анализа.

Используется такой способ в основном в группе, при мозговых штурмах, однако может подходить и для обсуждения в узком кругу.

Морфологический ящик.

Морфологический разбор является довольно популярным методом генерации идей.

Является также компилятивным.

Суть этого метода заключается в разбитии идеи (продукта) на составные части и последующей комбинации этих частей между собой внутри таблицы. Таким образом создаётся компиляция из деталей, которая может натолкнуть на мысли о чём–то новом, что будет являться составным из компонентов главной идеи.

То есть из одного первичного таким образом можно сделать практически бесконечное количество комбинаций, которые дадут толчок к новым идеям.

Игровая форма.

Можно заметить, что многие способы предполагают более игровую и расслабленную форму работы над идеями, чем простое обдумывание.

Такой способ взаимодействия и генерации идей на деле зачастую является самым эффективным, так как стресс пресекает абстрактное мышление.

При более спокойной и творческой деятельности человек гораздо менее подвержен стрессу.

Так как создание чего–то нового – это очень трудозатратный и сложный процесс, он идёт гораздо проще, когда вы не ожидаете немедленной критики и обвинения в недостаточной серьёзности внутри обсуждения.

Также при использовании игровых и имаджинативных методов генерации идей задействуется большее количество областей мозга, что даёт больше перспектив к анализу и обеспечивает более комплексный подход.

Более того, подобный подход является и профилактикой профессионального выгорания.

© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1