Кто такой Chief Digital Officer
Это эксперт, который отвечает за цифровизацию бизнеса и внедрение цифровых инноваций.
Зачем нужен директор цифровой трансформации
Цифровизация очень важна для современного бизнеса. Она позволяет снижать затраты и повышать прибыль. Без руководителя цифровую трансформацию в большом бизнесе совершить невозможно.
Навыки директора цифровой трансформации
Список компетенций достаточно широк. Такому специалисту нужно как обладать хорошими техническими навыками (работа с IT системами, архитектура и т.д.), а также менеджерскими (создание и управление командами, трансформация команд и т.д.)
Директор по цифровой трансформации
Компетенции этого эксперта находятся на стыке технологий, человеческих ресурсов и менеджмента.
Цифровую трансформацию (ЦТ) иногда ошибочно путают с внедрением новых технологий в работу компании.
Цифровизация организации – это не только инвестирование в освоение технических инноваций, но и преобразование стратегии развития, модернизация продуктов и услуг, трансформация структуры компании.
Она захватывает большинство производственных отраслей, сферу медицины и образования, сельское хозяйство, государственные органы и строительство.
Значение цифровизации для предприятия
Ускорение темпов развития компьютерных технологий подогревает потребительский спрос. Сегодня люди хотят получать товары и услуги в сжатые сроки с высокой точностью.
Прорывные технологии предназначены для адаптации организаций к новому типу цифрового потребителя и выживания в обновленных условиях конкурентной среды.
Если не двигаться вместе со всеми, компанию ждет вытеснение с рынка высокотехнологичными конкурентами, сумевшими освоить новые технологии.
Сегодня даже рентабельные предприятия делают огромные финансовые вливания в поддержание устаревшего программного обеспечения и технологий.
Есть проблема. Мало того, что содержать и обслуживать их достаточно дорого, а модернизировать и того дороже.
Опытный топ–менеджер сможет быстро обнаружить нерентабельные технические решения и избавиться от них навсегда. Вероятно поэтому сегодня на рынке труда спрос на цифровых директоров опережает предложение.
Кто такой директор по цифровой трансформации
Одна из высших административных должностей компании – руководитель ЦТ. Этот человек отвечает за цифровую стратегию организации.
Chief Digital Transformation Officer (CDO) пришел в нашу страну с Запада. Там профессия оформилась в переходных 2000-х годах в связи со скачком компьютерных технологий и появления социальных сетей. Возникла острая необходимость расширить видение управления компанией и государственными структурами.
Изначально он отвечал за информационные системы и эволюцию технологий. Сегодня директор CDO инициирует и проводит единую политику в цифровой сфере, контролирует реализацию проектов и внедряет национальные платформы в деятельность компаний.
Главная цель его работы – стимулировать развитие организации с помощью преобразования традиционных методов работы в инновационные, соответствующие требованиям времени.
Роль директора по цифровой трансформации в компании – стратегическая, лидерская, новаторская и даже революционная.
Еще двадцать лет назад считалось, что деятельность компании в Интернете ограничивается созданием и администрированием официального сайта. Сегодня сеть – это не только средство коммуникации с покупателем, а также инструмент продаж и взаимодействия с партнерами.
Цифровой директор – это не системный администратор или специалист по информационным технологиям. Он обладает глубокими познаниями в таких отраслях как маркетинг и финансовая сфера, а также имеет широкий управленческий кругозор.
Важнейшее качество топ–менеджера – умение общаться, искусство ведения переговоров и решения конфликтов.
Задачи директора по цифровой трансформации
Широкий спектр компетенций руководителя цифровизации усложняет выявление типовых обязанностей. В каждом отдельном случае перед ним стоят цели по конвергенции технологий, модернизации бизнеса и структуры компании.
Ключевые задачи CDO связаны с разработкой и внедрением:
производственно–технологических процессов на основе данных;
стратегии компании в сфере ЦТ;
инновационных бизнес моделей;
современной цифровой культуры для сотрудников;
технологий в продуктовую и процессную деятельность организации.
Основная цель деятельности цифрового директора – плавно вплетать расширяющиеся цифровые стратегии в деятельность компании.
Специалист должен обладать рядом умений и навыков, но кадровые работники сходятся на том, что немалую роль играют талант и личные качества.
Топ–менеджер, занимающийся вопросами ЦТ, изыскивает возможности продвинуть компанию в технологическом смысле и оптимизировать работу персонала. Большую роль он играет в моменты финансовых кризисов и драматических происшествий в отраслях.
Знания и умения специалиста по ЦТ
Топ–менеджер должен обладать обширными познаниями и профессиональными навыками, а также регулярно повышать свою квалификацию. Ключевые технические компетенции:
работа с данными;
тренды цифровых технологий;
проектирование, эксплуатация и внедрение IT–систем;
отраслевые знания;
планирование, моделирование и прогнозирование.
Специалист должен быть экспертом по профильному направлению деятельности компании, регулярно получать дополнительное образование по цифровым технологиям и привлекать к этой деятельность других сотрудников.
К управленческим навыкам директора по цифровой трансформации относятся:
знание нормативных актов, относящихся к отрасли
лидерство
методы управления организационными изменениями
коммуникационные навыки
сбор команды профессионалов для определенного проекта
формирование подразделений
управление проектами
реструктуризация бизнес–процессов
Навыки по работе с кадрами имеют для должности директора по цифровой трансформации не меньшее значение, чем технологические и отраслевые знания.
Собрать и удержать в своем кругу профессионалов своего дела – сложная задача. Совместными усилиями переключиться на новую бизнес–модель компании будет гораздо проще.
Место директора по цифровизации в компании
В стандартной управленческой схеме организации он занимает пост заместителя или вице–президента по цифровой трансформации. Иногда используется кадровая должность «директор».
Он отчитывается непосредственно перед руководителем предприятия и в большинстве случаев состоит в Совете директоров.
Для эффективной работы дополнительно определяется его рабочее взаимодействие и распределение полномочий со специалистами по:
работе с данными
информационным технологиям
инновационному и организационному развитию
исследованиям и разработкам
маркетингу
Функции цифрового директора могут брать на себя другие заместители из смежных отраслей. Но в крупных корпорациях это всегда отдельная должность и подчинение исключительно первому лицу компании.
Ключевые компетенции цифрового директора
Управление брендом, развитие электронной коммерции, транзакций, привлечение новых клиентов и предотвращение финансовой катастрофы – все эти функции ложатся на плечи директора по ЦТ.
Помимо профессиональных знаний и умения их применить CDO должен обладать рядом характерных черт, в которых перемежаются профессиональные и личностные качества.
Должен чувствовать себя комфортно в качестве возможного преемника генерального директора. Цифровой директор должен быть в состоянии развивать глобальную культуру иметь опыт деловых взаимодействий, принимать и удерживать лучшие кадры в компании. Он – провидец будущего технологического мира.
Должен действовать как проводник перемен и знать психологию урегулирования конфликтов и внедрения инноваций.
Должен иметь опыт работы на всех уровнях и навыки общения на них.
Должен знать, как внедрить и реализовать разумные бизнес–стратегии, то есть иметь опыт менеджера проекта.
Такой специалист имеет глубокие познания в области высоких технологий, электронной коммерции, потребительского поведения и социальных сетей. Это особенно важно для медиа–организаций, так как им часто поручают преобразование аналоговых технологий в цифровые.
Спрос рынка на нужного специалиста
Огромное количество умений и навыков и отсутствие подобного профиля в образовательных учреждениях определяют сложность поиска подходящего специалиста для компании.
Цифровые директора появляются в результате карьерного взлета представителей сферы PR, маркетинга или коммуникаций. Чаще к этому времени они успевают поработать в передовых инновационных компаниях.
В условиях спроса на подобного рода мультиспециалистов, кадровики рассматривают на эту должность талантливых кандидатов часто без многоуровневого опыта работы. Высокая заработная плата оправдывает себя очень быстро, ведь один сотрудник способен открыть громадные потоки доходов, получаемые через цифровые каналы.
Директор по цифровой трансформации в России
Должность официально закрепилась в деловой среде после появления Распоряжения Минкомсвязи России «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» №1632-р от 28 июля 2017 года.
В мае 2018 года вышел Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а 4 июня 2019 года была утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Эти три документа сегодня определяют деятельность CDO в нашей стране.
В соответствии с государственными нормами, в России директор со статусом CDO занимается стратегиями ЦТ организации и реализации ее через авторские проекты. Он создает в корпорациях (в том числе государственных) центры компетенции соответствующего направления.
На начальных этапах совместно с руководителем компании разрабатывается общая стратегия цифровизации, составляется календарный план ее реализации. К команде могут привлекаться технические эксперты самого высокого класса и дизайнер клиентского опыта.
На следующем этапе принимается решение о приобретении или разработке продукта, привлекаются специалисты по безопасности, облачным технологиям, аналитики и профессионалы промышленных коммуникаций.
Далее работа строится вокруг сотрудников организации – с ними строится работа по повышению их квалификации и выведению технологий в массы.
Профессиональная адаптация может занять время и должна вестись планомерно. Директор по ЦТ должен грамотно расставить приоритеты.
Ключевая проблема для развития цифровизации в России состоит в том, что приоритетами для руководителей корпораций является цена и скорость, а не сами технологические продукты, их ценность и качество.
Большая часть топ–менеджеров обладают консервативными качествами, а нехватка компетентных специалистов в штате усложняет ситуацию с внедрением, принятием и освоением.
По последним исследованиям Bain & Company всего 12% ЦТ достигают поставленных целей.
Проблема определяется большой скоростью развития технического прогресса и нехваткой времени и ресурсов на их осознание, анализ и освоение.
Как только технология разработана и внедрена в экономику предприятия, она уже становится устаревшей.
Поэтому ни одна крупная компания сегодня не обходится без директора по цифровой трансформации. Его работа позволяет компании идти в ногу со временем и мгновенно реагировать на технический прогресс.