Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Освоите основные принципы современного менеджмента и научитесь применять их для эффективного управления, инноваций и развития организации.

Принципы современного менеджмента нужны для управления организацией и достижения поставленных целей

Традиционный менеджмент

Само понятие «менеджмент» появилось на рубеже 19 и 20 веков после напряженного поиска идей, как повысить конкурентоспособность и эффективность бизнеса. Основы менеджмента заложило понимание, что успех компании зависит не столько от финансовых возможностей, сколько от правильного использования имеющихся средств. При этом качества сотрудников и их умение работать стало одним из основных направлений изучения и развития бизнеса.

Традиционный менеджмент представляет процесс управления в виде определенных функций, в том числе планирования работы компании, организацию и координацию сотрудников, активизацию и контроль. В понимание менеджмента входит сам процесс управления, его теория и практика. Традиционный менеджмент считает управление особым видом профессиональной деятельности, которые обеспечивает функционирование организации как единого целого. При этом одним из аспектов менеджмента является изучение персонала, в том числе кадров высшего руководства организации, менеджеров различного уровня, в том числе руководителей среднего и нижнего звена, линейных менеджеров, которые руководят непосредственно сотрудниками компании.

Классическим определением менеджмента процесс управления разделяется на четыре функции: планирование, контроль, координация и мотивация. Планирование – это формирование стратегических и рутинных целей как компании в целом, так и каждого отдела в частности, и выбор путей для последующего их достижения. Контроль – это выбор характеристик и метрик, которые позволят провести оценку эффективности действий сотрудников и руководителей. Координация – это все способы и методы взаимодействия между различными подразделениями организации и работниками. Мотивация – это стимуляция эффективности труда сотрудников. Очень часто в классическое определение менеджмента также включают такие дополнительные функции, как организация, лидерство и работа с персоналом. Организация подразумевает определение того, как именно необходимо достичь выбранных целей, установление сроков для каждой из них и распределение задач между отдельными сотрудниками. Лидерство – это все вопросы, связанные с руководством персоналом и его мотивацией, а также с разрешением конфликтных ситуаций и

установлением правильного климата в коллективе. В рамках работы с персоналом проводится выбор и прием на работу специалистов, расстановка их по рабочим местам, оценка кадров.

Одной из важнейших составляющих традиционного менеджмента является стратегическое планирование. Это набор действий и решений руководства, которые позволят выработать специфические стратегии достижения крупных целей. В том планировании существуют такие понятия, как методы, планы и цели. Обоснованные цели – это важнейший компонент эффективного стратегического планирования, однако эти цели не дают полноценных ориентиров для принятия решений. Цели – это способ понять, каких результатов должна достичь организация в процессе своего развития. А методы – это то, как именно нужно достичь тех или иных результатов. В процессе проработки целей и выбора направления работы организации необходимо наладить процесс реализации планов. Кроме стратегических существуют также тактические цели. Тактические цели – это те результаты, которых должны достичь отделы компании и ее подразделения. Существуют также оперативные цели. Это конкретные результаты, которые должны получить сотрудники и рабочие группы после выполнения определенных задач.

Стратегические планы помогают определить, какие действия должна предпринять компания для достижения стратегических целей. Тактические планы концентрируют внимание на конкретных действиях подразделений, направленных на достижение стратегических и тактических целей. Оперативные планы на нижних уровнях организации определяют последовательность действий по достижению рутинных целей. Существуют также одноразовые планы, которые разрабатываются для достижения отдельных небольших целей.

Контроль обеспечивает достижение компанией выбранных целей. Он заключается в установке определенных стандартов, измерении достигнутых результатов и постоянной коррекции планов в случае необходимости. Существуют предварительный, текущий и заключительный контроль. Предварительный контроль – это создание определенных правил и процедур для развития компании. Он осуществляется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль проводится непосредственно в процессе работы компании, и обычно его объектом становятся сотрудники. Такой контроль является прерогативой начальника: он строится на измерении фактических результатов, полученных после завершения отдельных задач. Заключительный контроль проводится после завершения всего плана или определенного заранее периода времени. В процессе него заключительные результаты сравниваются с планируемыми.

Нравится Традиционный менеджмент
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Современный менеджмент

В отличие от четкого традиционного менеджмента современное управление предполагает интеллектуальное принятие решений. Это проявляется в том, что в сферу планирования привлекается больше интеллектуальных ресурсов. Планы становятся многоцелевыми: они учитывают противоречия различных управленческих решений и их возможные последствия. Если решение эффективно в одной сфере, в других оно может вызывать отрицательные последствия или попросту не обладать соответствующей эффективностью.

Фактор множества цели в традиционном управлении не учитывается. Даже если существование нескольких целей признается, они обычно рассматриваются изолированно. В традиционном управлении несколько целей рассматриваются не как комплекс, а как набор, а планирование производится по готовым шаблонам. В традиционном управлении часто используется однокритериальный подход, то есть при создании целей в качестве критерия выбирается один показатель. В итоге достигается одна цель. В отличие от традиционного, современный менеджмент предполагает использование большого количества критериев, что позволяет оценить отдельные изменения со всех сторон и понять, как именно проходит выполнение отдельных заданий и достижение отдельных целей.

Важным принципом организации управления в рамках современного менеджмента является постоянство, непрерывность внедрения инноваций внутри организации. Инновации создаются и внедряются во все отделы компании в качестве основных инструментов для внутреннего роста эффективности и конкурентоспособности отделов. При этом без внедрения инноваций в работу бизнеса развитие компании абсолютно невозможно. При этом важно, что современный менеджмент не может обойтись без формирования интеллектуального ядра компании из сети команд, в которых собраны как можно более талантливые менеджеры и специалисты. Эти команды должны выбрать лучший путь развития компании, решить и существующие, и будущие ее проблемы.

Даже для небольшой компании одной такой интеллектуальной команды может оказаться недостаточно. Одним из правил современного менеджмента является то, что в компании не может быть одного руководителя, который решает все управленческие задачи, а одна интеллектуальная команда не может охватить все существующие проблемы развития компании. Нужно создавать специализированные гибкие команды, способные изменять свой состав и структуру. Одна команда – это знак того, что внутри организации существует административно–бюрократический аппарат влияния на сотрудников, сформированный для поддержки руководителя и верификации его решений. В такой единственной команде сотрудники обычно больше заняты мыслями, что сказать, чтобы порадовать руководителя. Современный менеджмент же опирается в первую очередь на многополярность мнений и интересов.

Современный менеджмент – это сложная модель, которая включает в себя средства системного воздействия на компанию. Такой способ управления увеличивает конкурентоспособность компаний. При этом на данный момент менеджмент уже абсолютно самостоятелен, он не является вторичным аспектом компании. Такое расширение функциональности менеджмента произошло из–за усложнения управленческой среды и максимизации использования резервов управления. При этом влияние менеджеров на конечный результат становится все больше и больше, а квалификация управленцев и их интеллектуальный уровень постоянно возрастают.

Нравится Современный менеджмент
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Виды современного менеджмента

Современный менеджмент можно подразделить на разные виды по уровню управления, специфике и функциональной принадлежности.

Менеджмент по уровню управления

По уровням управления выделяют три вида менеджмента:

  • Стратегический. Это наиболее высокий уровень управления компанией, который находится в ведении высшего руководства. На высшем уровне определяется миссия организации и стратегия развития бизнеса в целом. Ответственность в стратегическом менеджменте несут руководитель компании и топ–менеджеры, которые разрабатывают перспективные идеи для выхода компании на мировой рынок, завоевания большей доли рынка и привлечения клиентов.

  • Тактический менеджмент. Это средний уровень менеджмента, который, тем не менее, также очень важен. На тактическом уровне конкретизируются стратегические цели. Это необходимо в тот момент, когда эти цели передаются управленцам среднего звена в работу. На уровне тактического менеджмента происходит делегирование задач.

  • Оперативный менеджмент. Оперативный менеджмент – это управление самого низкого уровня. Специалисты оперативного менеджмента отвечают за распределение мелких задач между сотрудниками, определение необходимых ресурсов для выполнения каждой задачи, принятие решений в текущей деятельности. В процессе оперативного менеджмента решаются текущие задачи, однако очень важно в этот момент учитывать особенности бизнес–процессов и внешних факторов, так как текущие задачи могут быть определяющими в будущем.

Менеджмент по специфике управления

Существуют два вида менеджмента по специфике управления:

  • Функциональный менеджмент. Функциональный менеджмент присутствует во всех видах деятельности и может применяться в компаниях любой направленности. Функциональный менеджмент предполагает разделение компании на функциональные отделы в зависимости от направления деятельности. При этом в каждом отделе сотрудники выполняют свои обязанности, а отделы имеют определенную относительную автономность. При этом все процессы связаны между собой, поэтому проблемы в одной части могут сказаться на работе всей компании.

  • Отраслевой менеджмент. Отраслевой менеджмент – это узконаправленная деятельность для управления конкретной отраслью. Каждая отрасль должна контролироваться и регулироваться особым образом, именно поэтому в узких отраслях работа по контролю сотрудников осуществляется специально подготовленными менеджерами и руководителями, хорошо осведомленными об особенностях рынка.

Менеджмент по функциональной принадлежности

По функциональной принадлежности выделяют большое количество различных видов менеджмента. Маркетинг–менеджмент – это руководство и управление финансовым рынком и ценами компании, а также работа с продвижением продуктов. Маркетинг–менеджмент необходим каждой компании: он позволяет проконтролировать развитие организации в вопросе продвижения продуктов и реакции клиентов на товары и услуги. Маркетинг сбыта – это работа с поставщиками, оформление договоров, логистические операции. Менеджмент персонала – это работа с сотрудниками и управление человеческим ресурсом. В это понятие входит найм сотрудников, обучение персонала, расстановка специалистов в соответствии с их умениями и навыками. Финансовый менеджмент отвечает за изучение рисков, налоговые процессы, доходность компании. Инновационный менеджмент – это управленческие методы, которые позволяют отобрать наилучшие новые технологии, исследовать их и в дальнейшем грамотно встроить их в работу организации. Инвестиционный менеджмент – это работа с вложениями, с инвесторами. Эккаунтинг–менеджмент

отвечает за аналитическую работу. Он предполагает сбор и обработку информации об особенностях рынка, конкурентах, внутренних бизнес–процессах компании.

Нравится Виды современного менеджмента
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента можно разделить на общие и частные. Общие принципы заключаются в следующем:

  • Применимость. Принцип применимости заключается в том, что система менеджмента, выбранная компанией, должна быть применима для всех процессов внутри компании или в том отделе, на который рассчитана выбранная концепция. При этом менеджеры и руководители разрабатывают общее руководство к действию, которым в дальнейшем будут пользоваться рядовые сотрудники и руководители низшего звена.

  • Системность. Системность – это охват большого количества сотрудников и структур компании. В процессе создания определенных регламентов необходимо охватить как можно больше внутренних и внешних взаимосвязей, проанализировать существующие взаимозависимости, обеспечить должную открытость всей структуры или системы в целом.

  • Многофункциональность. Важно помнить, что менеджмент не может затрагивать нечто одно в компании. Управление должно затрагивать и охватывать как материальные, так и функциональные и смысловые аспекты деятельности компании. К материальным аспектам деятельности компании относятся ресурсы, финансы, продукты, товары и услуги компании. Функциональные аспекты – это разнообразные особенности организации труда компании. Смысловые – это те стратегические цели, которых необходимо достичь.

  • Интеграция. Внутри системы должны сочетаться различные способы отношений между отделами, разнообразные взгляды сотрудников на работу и развитие компании. Все эти разнообразные отношения и взгляды должны интегрироваться и сочетаться наиболее продуктивным образом. При этом вне компании может происходить определенное разделение, которое в то же время не должно слишком сильно влиять на компанию.

  • Ориентация на ценности. Менеджмент должен быть ориентирован на окружающий мир. Он должен воспринимать и воплощать в себе стратегические ценности компании и общие моральные принципы. При этом важно не только учитывать все особенности общества, которые могут повлиять на развитие компании, но и неукоснительно соблюдать общие принципы при создании стратегии менеджмента.

Наиболее важным частным принципом современного менеджмента является сочетание централизации и децентрализации в рамках управления компании. Важно оптимально распределить полномочия при принятии управленческих решений, умело использовать индивидуальность сотрудников и начальства и коллегиальность в управлении. Индивидуальность и единоначалие – это принцип единоличного решения вопросов. Это определенные широкие полномочия для менеджера, которые необходимы ему для выполнения определенных функций управления и реализации существующей ответственности. В то же время коллегиальность – это выработка коллективного решения на основе нескольких мнений как руководителей, так и исполнителей.

Научная обоснованность управления – это принцип, который предполагает умение руководителя планировать во времени социально–экономические изменения организации. Важно, чтобы все управленческие решения в качестве основы имели под собой научные методы и подходы. Это позволяет использовать знания, полученные в процессе глубокого изучения практического опыта и имеющихся особенностей компании.

Нравится Принципы менеджмента
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1