Что такое система менеджмента и какое значение она имеет для организации?
Системой менеджмента называют совокупность методов, инструментов, процессов и практик, направленных на управление деятельностью организации с целью достижения поставленных целей. Ключевой задачей является оптимизация доступных ресурсов для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Система имеет основные компоненты, которые мы перечислим ниже.
Первым является планирование.
Этот элемент подразумевает все подготовительные мероприятия, которые ложатся в основу стратегии предприятия. То есть это постановка целей и задач, определение временных рамок для их достижения, анализ текущей ситуации, прогноз будущих результатов, а также поиск и подготовка необходимых ресурсов.
Вторым является организация.
То есть создание необходимых условий для того, чтобы достичь цели. Это подразумевает структурирование ресурсов и процессов, а также их дальнейшая оптимизация для достижения наиболее эффективных результатов.
Нагрузка должна быть распределена в соответствии с квалификацией и опытом сотрудников. Она должна быть равномерной. Это позволит избежать кризисных ситуаций. Высокая нагрузка на сотрудников или оборудование может привести к серьезным последствиям. Например, в ответственный момент может произойти поломка, либо высококвалифицированные сотрудники могут не справиться с эмоциональной нагрузкой и покинуть рабочее место.
Третьей является мотивация.
Это создание комфортных условий для сотрудников, чтобы они в наибольшей степени были заинтересованы в том, чтобы выполнять свои рабочие обязанности. Также это поспособствует тому, чтобы они проявляли самостоятельность и брали на себя большую ответственность в выполнении задач для достижения общей цели. Кроме того, это стимулирует развитие творческого потенциала, что в свою очередь способствует развитию инноваций.
Четвертой является контроль.
Это регулярная проверка достигнутых результатов на соответствие поставленным целям. Постоянный мониторинг соблюдения сроков, а также корректировка действий для достижения необходимого результата.
На данном этапе собираются все данные по текущему состоянию процессов, чтобы затем на основе этих данных сформировать и реализовать план корректирующих мероприятий.
Теперь поговорим о том, какое значение система менеджмента имеет для организации.
– Во–первых, она помогает повысить эффективность процессов, что, в свою очередь, улучшает качество продукции или проекта. Это удается реализовать за счет оптимизации процессов, сокращения уровня издержек, повышения производительности, а также за счет снижения количества ошибок и дефектов.
– Имея строгую систему менеджмента, компания обеспечивает себе четкое планирование и достижение стратегических целей даже в постоянно меняющихся условиях.
– Благодаря эффективной системе менеджмента, предприятие может поддерживать высокий уровень гибкости и быстро адаптироваться к новым условиям во внешней среде. Так как управленческие решения принимаются на основе проверенных и актуальных данных, которые обновляются на постоянной основе.
– Система менеджмента позволяет выстроить устойчивую стратегию развития предприятия путем эффективного использования ресурсов, минимизации рисков и грамотного управления персоналом.
– Наличие стандартов и грамотно настроенные процессы позволяют создать более благоприятные условия для продуктивной работы сотрудников. Это, в свою очередь, приводит к снижению количества брака и ошибок. Впоследствии растет качество продукции и услуг, что уже повышает степень удовлетворенности клиентов.
– Четкая структура менеджмента и процедур способствуют тому, чтобы принимались более быстрые и объективные управленческие решения. Это позволяет компании поддерживать свой уровень конкурентоспособности и делает ее более стабильной.
Какие существуют основные принципы системы менеджмента?
Чтобы предприятие работало эффективно и достигало поставленных целей, система менеджмента строится на нескольких ключевых принципах. Они звучат следующим образом.
– Вся деятельность организации направлена на удовлетворение потребностей клиентов. То есть создается продукт или услуга, которые полностью отвечают запросам потребителей. Для этого происходит подробное изучение рынка и целевой аудитории. Также осуществляется ее сегментация, чтобы для каждой ЦА был свой персональный подход. Таким образом, увеличивается степень вовлеченности клиента, а значит, он в большей степени будет готов к совершению целевого действия.
– Основу системы менеджмента закладывают эффективные лидеры, которые ставят четкие цели перед подчиненными. Но они не просто следят за их исполнением, а сами участвуют в процессе. Они направляют команду, обучают и помогают преодолеть различные препятствия на пути достижения необходимых результатов.
– Лидеры не только ведут за собой команду, но и делают так, чтобы сотрудники были максимально вовлечены в процесс. Для этого они предоставляют подчиненным большую свободу действий. Это также подразумевает большую ответственность за результаты. Главное, чтобы перед командой стояли реалистичные и выполнимые цели и задачи, а также оказывалась своевременная поддержка. В этом случае сотрудники будут в большей степени заинтересованы в том, чтобы принимать активное участие в развитии предприятия.
– Большое значение имеет понимание того, как работают процессы и как они взаимосвязаны между собой. Чтобы улучшить результативность предприятия, необходимо рассматривать деятельность как взаимосвязанную систему процессов. То есть, каждый отдельный компонент системы предприятия является самостоятельной подсистемой, но все они имеют зависимость друг от друга.
Если один из них имеет слабые места, то это отразится на другом и всей системе в целом. Соответственно, если предприятие нуждается в оптимизации, то система менеджмента должна была быть направлена на то, чтобы улучшить как каждый процесс, в частности, так и всю систему в целом.
– В управлении обязательно должен быть системный подход. Так как ранее мы обозначили, что каждый элемент является частью общей системы и все компоненты между собой взаимосвязаны, то стоит рассматривать организацию как живой организм.
Соответственно, как руководители, так и подчиненные должны четко представлять, как один элемент системы может повлиять на другой в различных ситуациях. Это позволит быстрее находить слабые места и оптимизировать процессы.
– Еще один принцип гласит о том, что предприятие постоянно должно стремиться к улучшению своих процессов и систем. Это необходимо для того, чтобы добиться более качественной продукции и услуг. Для этого используются различные методы и инструменты. Например, такие, как анализ данных, разработка инноваций или внедрение эффективных управленческих практик.
– Принятие управленческих решений должно основываться на фактических данных. То есть для этого необходимо использовать проверенную и актуальную информацию, желательно из первичных источников. Это могут быть данные из системы управления, статистика, исследования и другие ресурсы, которые используются для анализа и дальнейшего принятия решений.
– Чтобы деятельность предприятия была более стабильной, необходимо выстроить доверительные взаимоотношения с поставщиками. Они являются партнерами, которые могут создать благоприятные условия для эффективного развития бизнеса. Поставщики также могут претендовать на какую–то выгоду, так как имеют свои интересы. Поэтому важно найти компромисс, который всех устроит.
– Компания только тогда сможет добиться устойчивого развития, если будет учитывать экономические и социальные факторы. А также будет прилагать усилия для того, чтобы снизить влияние на окружающую среду. Этого можно добиться за счет оптимизации процессов таким образом, чтобы производство было безотходным, либо чтобы продукт имел возможность переработки.
Соблюдая эти принципы системы менеджмента, компания может считать себя современной, конкурентоспособной и эффективной. Что, в свою очередь, обеспечит ей стабильность и перспективы развития.
Какие существуют системы менеджмента?
Система менеджмента состоит из подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру. Благодаря им осуществляется управление ресурсами, качеством, рисками и другими аспектами деятельности компании. Это позволяет предприятию достигать эффективных результатов с минимальными потерями. Ниже перечислим основные виды систем менеджмента.
1. Система менеджмента качества (СМК).
Данная система необходима для того, чтобы обеспечивать соответствие продукции или услуг установленным стандартам качества. Это подразумевает проведение целого ряда мероприятий.
– Разработка и принятие стандартов.
– Регулярный мониторинг результатов.
– Установление контрольных точек качества.
– Проведение анализа текущих результатов.
– Сбор обратной связи от потребителей.
– Постоянное внедрение улучшений.
Примером может служить ISO 9001.
2. Система менеджмента охраны труда и здоровья (СМОТЗ).
Главной целью данной системы является создание безопасных и здоровых условий труда. Это позволяет снизить возможные риски, связанные с выполнением задач, а также предотвратить возникновение профессиональных заболеваний. Подобные меры выступают в качестве мотивации для сотрудников.
Примером может служить соблюдение графика работы и графика отпусков, предоставление возможности посещать санатории, регулярный медицинский осмотр, проведение зарядки на рабочем месте и так далее.
Примером системы может служить ISO 45001.
3. Система экологического менеджмента (СЭМ).
Наличие экологических стандартов обязывает предприятия управлять своими экологическими аспектами. То есть строить производственный процесс таким образом, чтобы сокращать негативное воздействие на окружающую среду, а также на сотрудников компании. Это подразумевает проведение различных мероприятий по управлению отходами, по сокращению выбросов в окружающую атмосферу, соблюдение экологических норм и другие.
Примером может служить ISO 14001.
4. Система управления энергетическими ресурсами (СУЭР).
Данный вид системы позволяет компании грамотно распоряжаться энергетическими ресурсами. То есть оптимизировать их, чтобы сделать предприятие более безопасным и производительным. Кроме того, это позволяет снизить количество издержек.
Реализовать этот подход возможно за счет разработки и внедрения стратегии по энергосбережению, путем регулярного мониторинга потребления энергии, а также используя новые технологии и современное оборудование.
Примером может служить ISO 50001.
5. Система менеджмента безопасности пищевых продуктов (СМБПП).
Благодаря этой системе обеспечивается безопасность пищевых продуктов на всех этапах. Начиная от поставки сырья и заканчивая доставкой готовой продукции до конечного потребителя.
Это подразумевает проведение таких мероприятий, как регулярный мониторинг качества, предотвращение загрязнения и создание необходимых условий для хранения.
Примером могут служить ISO 22000 или HACCP.
6. Система управления проектами (СУП).
Такой тип систем позволяет грамотно управлять проектами на всех этапах. Начиная от планирования и заканчивая сдачей заказчику. Это и организация работы команды, и управление ресурсами и бюджетом, а также определение сроков сдачи проекта.
Благодаря этому обеспечивается выполнение всех договоренностей между заинтересованными лицами, что позволит реализовать проект таким образом, чтобы он соответствовал всем запросам.
Примером могут служить PMBOK или PRINCE2.
7. Система управления рисками (СУР).
Внедрение системы позволяет предприятию находить возможные риски и проводить их оценку. На основе этих данных осуществляется разработка мер по их устранению и предотвращению. Также она учитывает не только внутренние, но и внешние факторы, которые могут повлиять на эффективность предприятия.
Примером может служить ISO 31000.
8. Система управления знаниями (СУЗ).
Проще говоря, это база знаний, которая формируется на протяжении всего периода существования организации. Она содержит данные о прошедших и текущих процессах, а также стандарты качества продукции и услуг.
База должна регулярно обновляться в соответствии с теми методами и технологиями, которые используются в компании в настоящий момент. Ее используют не только для обучения, но и для поддержания высокого уровня квалификации сотрудников. В целом это позволяет компании постоянно улучшать качество выпускаемой продукции и работать эффективно в соответствии с установленными стандартами. Это, в свою очередь, повышает ее стабильность и конкурентоспособность на рынке.
9. Integrative Management Systems (IMS).
Это общая система, позволяющая интегрировать разные подсистемы менеджмента и обеспечивать их синергию. Благодаря этому удается избежать дублирования усилий, не тратить зря ресурсы и бюджет для решения одной и той же задачи. То есть, по сути, системы могут внедряться как отдельно, так и комбинироваться между собой для достижения наиболее эффективных результатов.
Этапы внедрения системы менеджмента
Процесс внедрения системы менеджмента является поэтапным. Необходимо выполнить определенную последовательность действий, чтобы добиться эффективного результата. Ниже перечислим их.
1. Определение целей и задач.
Первый этап является подготовительным. На нем определяются цели и задачи, которых планируется добиться с помощью внедрения системы менеджмента. Обычно они решают какие–то конкретные проблемы, возникшие на предприятии в настоящий момент, либо могут появиться в ближайшем будущем.
2. Анализ текущего состояния.
На втором этапе осуществляется анализ текущего состояния предприятия, изучаются все его процессы и системы. Это необходимо для того, чтобы понять, какие методы и инструменты уже применяются на практике. Также это позволяет определить слабые места, требующие оптимизации.
В дальнейшем на основе этого можно будет разработать план внедрения систем менеджмента.
3. Разработка плана внедрения.
На основе полученных ранее данных создается подробный план мероприятий по внедрению системы менеджмента. Их может быть несколько, а может быть и одна. Все зависит от того, какую задачу хочет решить компания. Также этот план содержит информацию о том, кто ответственен за внедрение системы, необходимые ресурсы и сроки реализации.
4. Обучение сотрудников.
Четвертым этапом является обучение сотрудников. Уровень квалификации, знания и опыт имеют большое значение для эффективности деятельности предприятия. Поэтому важно уделять время на развитие персонала. Данный этап может быть реализован путем проведения различных мероприятий, таких как семинары, тренинги и прочие формы обучения.
5. Внедрение системы.
Данный этап подразумевает непосредственную реализацию плана по внедрению системы менеджмента. Важно не только строго следовать установленному плану, но и иметь поддержку со стороны руководство предприятия. Также необходимо следить за установленными сроками и проводить мониторинг полученных результатов на соответствие ожиданиям.
6. Мониторинг и оценка.
После того, как система менеджмента была реализована, необходимо продолжить ее регулярный мониторинг и оценивать эффективность полученных результатов. На основе этих данных можно делать выводы об успешности внедрения.
7. Корректировка и улучшение.
Даже если с первого раза удалось добиться высоких результатов, что маловероятно, всегда есть возможность их улучшить. Поэтому важно проводить не только внутренний мониторинг, но также собирать обратную связь от клиентов и конечных потребителей. На основе полученных данных можно создать план корректирующих действий, который позволит оптимизировать процессы и системы.
Стоит также отметить важность документирования процесса внедрения системы менеджмента. Необходимо провести подробное описание процессов, процедур и стандартов. Это позволит поддерживать согласованность и обеспечит возможность для обучения новых сотрудников.