Что такое нетворкинг?
Нетворкинг — это знакомства с людьми из интересных вам сфер. На официальном языке из Википедии — построение сети деловых связей.
Как подготовиться к нетворкингу?
Не навязываться, слушать других, быть им полезным.
Как интроверту заниматься нетворкингом?
Прочитать книгу Деворы Зак «Нетворкинг для интровертов».
Что такое (профессиональный) нетворкинг?
Нетворкинг — это знакомства с людьми из интересных вам сфер. На официальном языке из Википедии — построение сети деловых связей.
Допустим, вы задумались об инвестициях. Пришли на деловой завтрак по этой теме. Обменялись контактами с финансистами, брокерами, инвесторами. Теперь вам есть кому написать, чтобы задать вопросы, получить консультацию или предложить какой–то проект.
«Привет, это Катя, мы познакомились на нетворкинге бизнес–клуба в Монако. Я инвестирую в IT–продукт, хочу тебе предложить…»
Связи в наше время — ценная штука. Чем больше полезных контактов в записной книжке, тем вы круче. Однажды на нетворкинге я познакомилась с предпринимателем, рассказала ему о своей бизнес- идее, и он предложил арендовать у него киоск почти бесплатно — за коммунальные платежи.
Как подготовиться к нетворкингу
Пять–семь лет назад хороший нетворкинг начинался с обмена визитками. Сейчас — с добавления контакта в телефон или дружбы на ФБе. Поэтому готовьте профили в соцсетях, блог, канал в телеграме или твиттер. Когда человек открыт в интернете, ему больше доверяют.
Оцените свои профили.
Какие там фотографии, что они о вас скажут незнакомым людям. Не компрометируют ли они вас.
Просмотрите последние записи. О чем вы там пишите, как отвечаете на комментарии.
В каких группах, пабликах вы состоите. На кого подписаны.
Необязательно открывать незнакомцам личные соцсети. Заведите для деловых связей профессиональный блог.
Куда идти за нетворкингом?
Нетворкинг–встречи, где цель взять побольше контактов — особого смысла не имеют. Каждый ищет выгоду для себя. При этом толком непонятно, кто, кому и как может быть полезен.
Конференции, бизнес–завтраки, митапы и даже обычный спортзал может принести в разы больше ценных знакомств.
Ходите на мероприятия по темам, которые вам интересны.
Заранее смотрите спикеров и участников, узнавайте о них больше.
На встрече не залипайте в телефоне.
Если вы интроверт, подходите к группам людей, слушайте их. Встаньте так, чтобы вас было заметно.
Приходите на встречи пораньше и уходите последним.
Не навязывайтесь
Если вы пришли на нетворкинг с целью найти финансирование или продать страховку, ваша нужда будет заметна.
Люди не хотят добавлять в контакты того, кто нуждается. Это жестоко, но правда. Позиция нуждающегося делает вас слабым и заведомо проигравшим в переговорах. Даже если вам удастся закрыть свою задачу, вы будете в не самой выгодной позиции, примете условия, которые вам навяжет собеседник.
Идите на нетворкинг с мыслями о том, как вы можете быть полезны другим. И не навязывайтесь.
Как быть полезным на нетворкинге?
На нетворкинге хочется выделиться, задать лучший вопрос и найти полезный контакт. Люди приходят сюда не от скуки, а закрыть свою задачу. И это провальный путь.
Подумайте, как вы можете помочь тем, кто пришел на встречу.
Выпишите имена и контакты 20-25 своих знакомых из разных сфер.
Подходите к людям и слушайте их. Спрашивайте, что они ищут, зачем пришли на нетворкинг.
Кто–то из вашего списка может пригодиться этим людям. Свяжите их друг с другом. И они это запомнят.
Допустим, у вас есть скидка 20% в автосалонах Nissan. Вы не планируете покупать машину. Но тут слышите на нетворкинге, что ваш новый знакомый задумался о новом Qashqai. И понимаете, что можете ему помочь.
Как стать заметным на нетворкинге?
Не приходите на нетворкинг с друзьями. А если пришли, то сразу разбредайтесь по залу, не кучкуйтесь. Иначе другие люди постесняются подходить к вам.
Наденьте что–то яркое и заметное. Это может быть футболка с вашим именем и профессией или яркие кеды. Вещь должна быть уместной на встрече, удобной для вас и при этом отражать вашу суть. Это не пиджак соседа и не смокинг в аренду.
Задавайте спикерам вопросы. На нетворкинге работает позиция заинтересованного, а не интересного. Умейте искренне слушать.
Подходите к другим людям, слушайте о чем они говорят и спрашивайте, что ждут от мероприятия. Думайте, чем вы можете быть полезны, делитесь контактами из своего списка.
Нетворкинг для отношений
Задача нетворкинга собрать как можно больше контактов и визиток? Нет.
Смысл в том, чтобы создать отношения. Для этого и нужно слушать других, интересоваться ими. Думайте, чем вы ими можете быть полезны. Тогда вас заметят, запомнят. И вам проще будет начать разговор о своих задачах.
После нетворкинга напишите тем, кого вы добавили в свой список контактов. Не тяните с этим, лучше сделайте на следующий день. Вы же не зря всех слушали.
Машу заинтересовала книга Кемпа по переговорам? Отправьте ей ссылку на нее. Паша спрашивал у вас про приложения для медитации? Скиньте ему статью с подборкой, которую сами недавно читали, напишите, какое приложение сами используете и почему. Ну, вы поняли, будьте в мире тех людей, с которыми вы познакомились.
Например, вы хотите завести знакомство с крутым инвестором. Узнайте, чем он увлекается, подумайте, как вы можете его зацепить. Если он коллекционирует бабочек, найдите ему редкий экземпляр или сведите его с крутым лепидоптерологом.
Нетворкинг по Клинтону
Билл Клинтон каждый вечер записывал имена, интересы и сферу деятельности людей, с которыми познакомился за день. Своим друзьям и знакомым он от руки писал письма и открытки. Иногда добавлял к ним вырезки из газет и журналов, которые адресату могли быть интересны.
Из тренеров в руководители Procter&Gamble
Джон Лафферти работал в P&G фитнес–инструктором. Заводил знакомства с топами, расспрашивал их о работе, как они принимают решения. Ну и помогал «качаться». Лафферти был таким искренним и приятным, что его позвали работать бренд–менеджером в одно из подразделений компании. За 20 лет работы он стал одним из самых крутых управленцев в мире.
Теория рукопожатий
Елена Масолова, владелица российского Groupon, благодаря своим связям встретилась с Биллом Гейтсом.
Маслова училась в Высшей школе экономики, была активной, проводила конкурсы бизнес–планов, организовала бизнес–инкубатор для студентов. Своим научным руководителем на диплом пригласила бывшего профессора ВШЭ, Дмитрия Репина. Он познакомил ее с Ольгой Дергуновой, в то время руководителем российского офиса Microsoft. И когда Microsoft проводил в Москве встречу молодых предпринимателей с Биллом Гейтсом, вспомнили про активную студентку из ВШЭ.
Маслова в интервью Forbes сказала, что предпринимателю нужно иметь много разных «хабов» — инвесторов, журналистов, хэдхантеров. Через них можно добраться до нужного человека. Она сама ведет базу контактов в Excel: бизнес–ангел, консультант, СМИ. Всех новых знакомых туда записывает и за пару кликов может найти нужного человека или свести кого надо друг с другом.
Что почитать по нетворкингу
Роудз Марк «Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации». Автор дает советы, как перестать замыкаться и не бояться общаться. Суть в том, чтобы начать играть в нетворкинг, превратить весь процесс в сюжет, а если я сделаю так, а если скажу это, интересно, что произойдет.
Тал Рэз, Феррацци Кейт «Никогда не ешьте в одиночку». Книга с конкретными советами, как налаживать связи. Есть теория и практические рекомендации, как все это применить в жизни.
Дарси Резак «Связи решают все». Эту книгу издательство «Манн Иванов и Фербер» называет самой крутой в теме нетворкинга. Учит позитивному нетворкингу: открыто и искренне общаться, при этом выстраивать сеть рабочих контактов.
Девора Зак «Нетворкинг для интровертов». Автор изучила традиционные приемы нетворкинга и поняла, что они все для экстравертов. Поэтому писала для тех, кто ненавидит нетворкинг. Рассказывает, как превратить такие встречи в полезное и приятное занятие, ради которого можно иной раз и отказаться от книги под одеялком.