Каковы основы менеджмента в компании Microsoft?
Действовать быстро, думать медленно. Этот принцип описывает подход корпорации к принятию управленческих решений и их реализации. Если делать все наоборот, с наибольшей вероятностью получится наплодить множество артефактов, которые утратят свою ценность в ближайшем будущем или просто не будут ее иметь по умолчанию.
Что говорит директор Microsoft о своем стиле управления?
«Дать возможность каждому человеку и каждой организации на планете достичь большего» — актуальная стратегия корпорации, вокруг которой фокусируются разработка, производство, стиль взаимодействия и менеджмента сотрудников и общая корпоративная культура. Это миссия компании, след которой имеется в действиях каждого менеджера и линейного сотрудника.
Как попасть на работу в Майкрософт?
Все вакансии Microsoft размещены на официальной страничке. Оставив заявку, пройдя несколько этапов собеседований, пройдя проверку службы безопасности, кандидат получит оффер, который вправе принять или обсудить.
Фундамент менеджмента Сатья Наделла
Семь лет назад генеральным директором Microsoft стал Сатья Наделла. За эти годы компания перестала выпускать смартфоны, вернула себе статус одной из самых дорогих в мире с рыночной капитализацией в $2 триллиона, и увеличила цену акций в шесть раз: с $38 до $257. В этом тексте мы расскажем, как изменилась компания и как теперь устроен менеджмент в Майкрософт.
Сатья Наделла признает, что 2000-е годы стали для Microsoft потерянным десятилетием. Компания потеряла связь со своими клиентами и откровенно проигрывала в гонке с Google и Apple. Когда Наделла занял пост генерального директора, то первым делом заявил, что теперь Майкрософт — это компания, которая учится всему, а не «компания, которая знает все». Обучение сотрудников, исследования и эксперименты встали в корпорации на первое место.
Сатья Наделла изменил саму миссию корпорации. Раньше она звучала так: «компьютер на каждом столе в каждом доме». Сейчас миссия Майкрософт — «дать возможность каждому человеку и каждой организации на планете достичь большего». Чувствуете разницу?
Командам и менеджерам корпорация предлагает думать о корпорации как о стартапе, который претендует на победу, и работает над прорывными проектами.
Какие вопросы задают себе менеджеры Microsoft?
В своих интервью Наделла говорит, что постоянно задает себе и менеджерам корпорации три важных вопроса:
1. Насколько успешно мы создаем новые продукты, услуги или формируем бизнес–модели?
2. Насколько эффективно мы адаптируемся к изменениям и кризисам?
3. Награждаем ли мы сотрудников за риск, обучение и «умные» провалы?
Наделла как никто другой понимает, что успех не приходит мгновенно. Он учит менеджеров Майкрософт мыслить долгосрочно, закладывать семена на будущее и начинать изобретать сегодня, а строить — завтра. Это означает переосмысление всего: от культуры и операций до стратегии и талантов.
Президент Microsoft набирает менеджеров, для которых работа — это не просто время и задачи. Он ждет, что они будут относиться к ней с глубоким смыслом, и не будет отделять ее от своей жизни.
«Вы должны влюбиться в то, что вы делаете, — говорит менеджерам Наделла. — Вы как предприниматели, объединяете свою жизнь и работу».
Действовать быстро, думать медленно
Генеральный директор Майкрософт ценит высокую скорость принятия решений. Он говорит, что 80% уверенности достаточно, чтобы действовать. В нашем изменчивом мире нельзя ждать ста процентов, уверен Наделла, это слишком медленный темп.
Звездные результаты Microsoft в 2017 году доказали силу быстрого действия и медленного мышления. Например, таким решением стали облачные сервисы. Сейчас «облака» составляют 32% от общего дохода корпорации.
«На мой взгляд, у нас есть очень четкое видение того, что мы пытаемся сделать, и я хочу оставаться верным этому, — говорит президент корпорации. — Что мы можем сделать уникального? Каждый день я спрашиваю себя об этом. Я хочу быть в тех областях, которые несут прорывные технологии. Как наша отрасль может преуспеть? Очевидно, что она будет успешной только в том случае, если мы сможем повысить ценность для наших клиентов. Именно клиенты будут делать выбор. Они будут использовать все наши приложения и использовать разные платформы. Поэтому не менее важно наладить партнерство с другими компаниями для решения проблем, с которыми сталкиваются наши общие клиенты. Партнерства усиливают нас, а конкуренция ослабляет».
«Если тебе что-то не нравится в корпорации, ты можешь это изменить»
Сатья регулярно проводит сессии для встреч с рядовыми сотрудниками. Причем это подается как возможность для людей на высоких должностях узнать, на чем на самом деле держится бизнес. Рядовой сотрудник может дать инсайты тому, кто на самом верху. И это будет по–настоящему, из первых уст, а не игра в испорченный телефон».
В Майкрософт каждый менеджер может подойти к кому угодно вплоть до гендиректора и задать ему вопрос
Корпорация четко понимает, куда она хочет прийти. Стратегия Майкрософт прозрачна для каждого сотрудника компании. Все понимают, куда корпорация движется, что и зачем делает. KPI спускается сотрудникам в разрезе стратегии и никогда ей не противоречит. Каждый менеджер и сотрудник понимают, что они важные винтики в огромной махине, и благодаря им она движется.
«Если тебе что–то не нравится, ты можешь это изменить. — В Майкрософт это сделать даже проще, чем в некоторых малых и средних компаниях. В корпорации много ролей. Если сотрудника не устраивает подход одного менеджера, он может найти другого. За последние годы корпоративная культура в Майкрософт сильно улучшилась. Но костяк ее остался таким же — доверие и прозрачность».
Менеджеры Microsoft постоянно собирают обратную связь и критику от рядовых сотрудников. Раз в 2-3 месяца сотрудники проходят анонимный опрос. В нем их спрашивают: довольны ли они управлением топ–менеджеров, как члены команды относятся к менеджеру, который ими руководит, какие рекомендации они могут дать менеджерам, что начать делать, а что прекратить.
Эту информацию менеджеры собирают и анализируют. Если ответы повторяются, то на верхнем уровне принимается серьезное решение по этому вопросу. Такой подход в корпорации создает у сотрудников ощущение, что каждый из них может повлиять на работу Майкрософт.
ТОП-2 совета по удаленной работе от менеджера из Майкрософт
Отдыхать и переключаться. Делайте перерывы в течение дня и не работайте в выходные. Менеджеру вдвойне нельзя выгорать. Он сначала заботится о себе, а потом о команде. Если команда видит, что менеджер свежий, отдохнувший и замотивированный, она от него заряжается.
Быть в контакте с сотрудниками. Проводите регулярные созвоны по видео один на один. Просто поговорить с сотрудником иногда полезно. Например, выделите две минуты в начале каждого разговора, чтобы спросить: как дела. Это поможет понять, что с сотрудником происходит наладит контакт, если это новый человек в команде. Не забывайте про неформальное общение на общих звонках. Когда все общение только по работе, люди начинают выгорать.
Как устроиться на работу в Майкрософт
Больше всего компания нуждается в бизнес–менеджерах и бизнес–администраторах. Для них у корпорации открыто более 400 вакансий. На втором месте — специалисты, которые оказывают консалтинговые услуги. Для таких кандидатов — 200 предложений.
В год корпорация получает больше 2 миллионов резюме. При этом нанимает примерно 40 тысяч человек. Половина из них работает в США, другая половина распределяется по другим странам, где есть офисы Майкрософт.
Чтобы попасть в компанию, нужно заполнить заявку на сайте. Команда по подбору персонала проверит ее, если кандидат подойдет, его анкету направят менеджеру по найму.
Также компания отбирает кандидатов через LinkedIn. Эйчары корпорации каждый день отсматривают профили людей в этой соцсети. Если хотите, чтобы вас заметили, включите в профиль термины, которые указаны в подходящих вам вакансиях на сайте корпорации.
Трудоустройство в Майкрософт — процесс небыстрый. В среднем вакансии закрывают за 2-3 месяца. Собеседование проходят в несколько этапов, один из них — видеоинтервью и психометрические тесты. Соискателям на технические позиции предлагают решать нестандартные задачи и отвечать на необычные вопросы. Например, как протестировать бумажный стаканчик? Как сделать, чтобы в холодильнике всегда было свежее молоко? Почему люки круглой формы?
Кандидаты на должность менеджеров думают, как спроектировать аэропорт и создать GPS для подростков.
У разработчиков проверяют навыки программирования, просят решить числовые и технические тесты.
Инженерам службы поддержки предлагают объяснить бабушке, что делать с компьютером, если он не работает. А 5-летнему ребенку растолковать, что такое рекурсия.
Кроме того, кандидатов спрашивают об ошибках и неудачах в их прошлых проектах. Такими способами корпорация выявляет соискателей с уникальными навыками и особыми талантами. Также смотрят на опыт и образование.
Когда кандидат утвержден, служба безопасности тщательно проверяет его данные. Если все в порядке, специалист получает материалы, которые помогут подготовиться к работе в корпорации.
Как организована работа в корпорации
В Майкрософт сотрудники работают в небольших командах под руководством менеджера. Мини–команды из 5-6 человек встраиваются в большие, у которых также есть свой менеджер. Обычно большая команда состоить из трех–четырех мини–команд.
Также в корпорации есть обособленные команды, которые работают над своими проектами.
Команды получают цели от топ–менеджмента. Это глобальные идеи, общий ориентир, к которому каждой команде нужно стремиться.
Затем менеджеры разделяют глобальные цели на практичные и достижимые задачи. Их реально выполнить в спокойном режиме, без авралов и «надо было вчера», в течение 45-часовой рабочей недели. Чем ниже спускается задача, тем она более мелкая и понятная. Например, на уровне инженеров — это может быть цепочка действий: прикрутить, отладить, настроить, протестировать. Один из инженеров Microsoft в интервью так охарактеризовал темп работы в корпорации: «Если ты хочешь работать и учиться, то идешь в Amazon. Если ты уже на пенсию собрался, не хочешь особо напрягаться, то идешь в Microsoft».
Сотрудники, как правило, положительно относятся к Microsoft, независимо от их места в компании. В рейтинге работодателей Forbes за 2020 года корпорация заняла 4 место.
Средний рабочий день сотрудника Microsoft включает в себя не только работу над последней версией Windows или следующей Xbox. Некоторые кодеры работают над исправлениями и ошибками для различных программных продуктов и прошивок. Другие сотрудники занимаются разработкой аппаратного обеспечения или исследованием будущих продуктов.
Что сотрудники говорят о работе в Майкрософт
Согласно отзывам на сайте Glassdoor, где нынешние и бывшие сотрудники из разных стран анонимно оставляют отзывы о компаниях, в Microsoft очень хороший баланс между работой и личной жизнью. Люди пишут, что у них не было проблем с составлением графика, который им подходит, и с его соблюдением.
Сотрудники хвалят культуру корпорации. Часто пишут в отзывах, что это место для умных людей, куда вы будете не просто приходить на работу и получать зарплату, но и продолжать учиться своему ремеслу каждый день.
Сколько платят в Microsoft
Операторы ИТ–службы Майкрософт в США зарабатывают около $107 тысяч в год. В соцпакет операторов входят медицинское обслуживание, оплата отпуска, отпуск по беременности и родам, декрет и опционы на акции. Операторы отвечают за помощь клиентам, у которых возникают проблемы с продуктами Microsoft в различных ситуациях.
Джуниор инженеры–программисты зарабатывают около $106 тысяч в год. Требуемый опыт: около года программирования на Java, C++ или других вычислительных языках. В соцпакет входят медицинское обслуживание, отпуск, отпуск по беременности и родам/отцовству, опционы на акции.
Инженерам по аппаратному обеспечению начального уровня платят около $126 тысяч в год. На этой работе студенты или недавние выпускники создают периферийные устройства для ПК с Windows и платформы Xbox.