Чайка-менеджмент
Это реальный стиль управления. Менеджер (или начальник) появляется и общается с сотрудниками только когда возникает проблема, орет на виновных и также внезапно исчезает. А сотрудникам приходится самим придумывать решение проблемы.
Как распознать чайка-менеджмент
Чайка–менеджер не предлагает, как решить проблему. Он может быть в принципе некомпетентен в том вопросе, который пришел решать. Чайка–менеджер не принимал активного участия в рабочем процессе и мотивации сотрудников.
Чем плох чайка-менеджмент
Чем громче кричит чайка–менеджер, тем меньше его слышат. Начальника чайку все ненавидят и считают психом. Чайка–менеджер как дементор высасывает из людей все удовольствие от работы.
Чайка–менеджмент
Чайка–менеджмент — это не прикол, а реальный стиль управления. Менеджер (или начальник) появляется и общается с сотрудниками только когда возникает проблема, орет на виновных и также внезапно исчезает. Такой чайка–менеджер не очень хорошо разбирается в вопросе, принимает поспешные решения и часто его действия приводят к путанице и хаосу. А сотрудникам приходится самим придумывать решение проблемы.
Как распознать чайка–менеджмент
Если ваш босс часто на вас кричит, это еще не значит, что он чайка. Давайте разбираться, чем на самом деле характеризуется этот стиль управления.
Чайка–менеджер не предлагает, как решить проблему, у него нет четкого плана, как выйти из ситуации, сделать лучше.
Он может быть в принципе некомпетентен в том вопросе, который пришел решать. То есть он ни черта не понимает в этом. И вы это знаете и чувствуете по его поведению.
Чайка–менеджер не принимал активного участия в рабочем процессе, не приходил каждый день, чтобы посмотреть, как идут дела, какие задачи сейчас в работе.
Он не мотивировал команду, не подбадривал сотрудников.
Примеры чайка–менеджмента
Представим, что ваша команда работает над проектом, все идет тихо–мирно, по плану. Вдруг в кабинет (или в Zoom) влетает кто–то из руководства и с горящими глазами радостно и громко вещает, что нужно срочно бросать все и разрабатывать мобильную версию продукта. Команда пытается возражать, что это не актуально, что пользователям нужно другое, вы тестировали… Но это упирается в жесткий протест руководителя, он знает лучше. Дает указание и исчезает. И вот вы бросаете все силы на приложение, остальная работа простаивает. Через пару недель руководитель снова влетает в комнату, орет, что команда проваливает задачи, все кругом идиоты и бездельники. Про свой запрос на разработку приложения он уже забыл. А если вдруг и вспомнит, то все равно найдет кого обвинить в неудачах.
Или еще один пример. Шахта, работа стоит, потому что кончились бревна для подпорки потолка в забое. Прибегает руководитель, топает ногами, обвиняет шахтеров, мол, лентяи ни черта не делают, одни убытки. Грозит всех лишить премии и уволить. А потом уезжает. Шахтеры идут в забой, вопреки техники безопасности, чтобы продолжать работу.
Чем плох чайка–менеджмент
Не наорешь — не поедет. Для многих людей эта цепочка вполне логична. Чем же она плоха в руководстве? Есть власть и сам бог велел покричать на сотрудников, чтобы зашевелились и начали что–то делать. Но так ли это на самом деле? Спойлер: нет.
Чем громче кричит чайка–менеджер, тем меньше его слышат. Люди со временем включают психологическую защиту и перестают слышать, что им на самом деле хотят сказать. То есть пришел в кой–то веки чайка–менеджер сказать что–то важное, а его никто не воспринимает, смысл сказанного не доходит.
Начальника чайку все ненавидят и считают психом. Даже если сотрудник реально накосячил и получил по делу, он это так не воспримет. И выводов полезных не сделает. Ведь босс всегда орет, он дурак.
Для креативных команд чайка–менеджмент особенно страшен. Творческий порыв от криков умирает. Творческая душа рвется на свободу читай: в другую компанию без чайка–менеджмента).
Вопли начальника снижают продуктивность и отвлекают от работы других сотрудников.
Смирившиеся сотрудники под руководством чайка–менеджера превращаются в пассивных участников. От них не будет поступать интересных идей и предложений, они будут делать ровно то, что сказали.
В команде может вспыхнуть восстание против чайка–менеджмента. Тогда кричать и махать крыльями будут все.
Чайка–менеджер как дементор высасывает из людей все удовольствие от работы.
Когда появились первые чайка–менеджеры
Впервые это явление в шутку упоминается в книге Кеннет Бланшар, Патриции и Дреа Зигарми «Лидерство и одноминутный менеджмент». Издана она была в 1985 году. Именно здесь была шутка про менеджеров–чаек, которые прилетают, когда есть проблема, машут крыльями, создают много шума, гадят на всех, а потом улетают восвояси.
Дальше это явление все чаще стали описывать сотрудники и эйчара западных компаний.
Позднее чайка–менеджмент появился в подборке новых терминов, пришедших в русский язык. Им обозначили еще не описанные, но уже существующие в нашей стране явления. Что вполне логично. Ведь чайка–менеджеров хватала и в советском союзе. Просто еще не придумали называть их именно так.
Что заставляет людей быть чайка–менеджерами?
Исследователи феномена чайка–менеджмента (да–да, есть и такие) говорят, что с каждым годом этот стиль руководства становится все более распространенным. Почему это происходит?
Человек вступает в должность руководителя и хочет чувствовать себя важным. Но он сам прекрасно понимает, что знаний у него не хватает, он боится, что вопросы подчиненных это раскроют. Поэтому старается не допускать их. Много говорит сам, а потом убегает.
Когда на одного руководителя обрушивается колоссальный объем задач, со всех сторон напоминают о дедлайне. Из–за этого постоянного стресса человек вместо того, чтобы искать решение проблемы, налетает на подчиненных. Логика простая: накричал — все задвигались. Плюс над чайка–менеджером могут стоять руководители с таким же стилем управления. И он просто переводит их требования на уровень ниже. Минус: сотрудники боятся, но и не делают больше, чем от них требуется. Инициатива равна нулю. Креативные команды такой стиль управления может убить сразу.
Для человека в принципе характерен такой способ общения. Что дома, что с друзьями, что на работе. Правда, вопрос, как терпят такого крикуна в обычной жизни. Но это уже другая история.
Как противостоять чайка–менеджменту
Абстрагироваться от криков начальника, не поддаваться эмоциям. Понятно, что сказать легко, а на практике сделать это не так просто. Но если работа действительно того стоит, почему бы не попробовать?
Если вы кричите не хуже начальника и вам есть, что ему противопоставить (а еще за спиной команда, которая на вашей стороне), то отзеркаливайте его поведение. Если на босса можно кричать, то его авторитет тает как снег в апреле.
Прислушайтесь к чайке–менеджеру, что на самом деле стоит за его криками и агрессией? Попробуйте понять, из–за чего конкретно он расстроен, что можно сделать, чтобы эта и подобная ситуация не повторялись.
Используйте чайка–менеджера для личного роста. Это может вас закалить и сделать более самостоятельным в принятии решений. После такого начальника вам все будет нипочем. И можете смело добавить стрессоустойчивость в резюме.
Сколько стоит компании чайка–менеджмент
В Америке подсчитали, что из–за чайка–менеджмента компании терпят убытки. В среднем по $360 миллионов в год.
Ценные сотрудники не могут сработаться с таким руководителем и покидают компанию. И приходится хантить новых. А это время и деньги.
Есть и еще одно плачевное последствие чайка–менеджмента. Сотрудники, которые работают с таким начальником, на 30% чаще подвергаются риску сердечно–сосудистых заболеваний.
Как не стать чайка–менеджером
О, ужас, этот день настал. И вы вдруг заметили в себе черты чайка–менеджера. Что делать?
Попробуйте перейти на письма. Не врываться и срываться на сотрудников, а написать сообщение в Слаке. Только не забывайте перечитывать прочитанное. Да, первое время ваши сообщения будут полны эмоций и гневных смайлов, но со временем, вы научитесь подбирать слова и писать по делу, без эмоций.
Потренируйтесь отчитывать сотрудников ледяным тоном. Это может произвести совершенно иной эффект.
Чем чайка–менеджмент отличается от микроменеджмента
В микроменеджменте главная проблема — это недоверие. Руководитель или даже CEO компании контролирует все детали и подробности работы. Навязывает сотрудникам свои взгляды и методы по задачам, в которых он разбирается.
Да, такой менеджер вполне может быть тихим и спокойным, он не кричит, и знает весь рабочий процесс изнутри. Нет сомнений и в его компетентности.
Но сотрудник (или вся команда) не чувствуют, что руководство им доверяет.
Людям не дают раскрыть потенциал. Большая часть решений навязывается и контролируется руководством.
Но и руководитель не может быть вездесущим. Если он копается в деталях, то кто тогда выполняет его непосредственную работу? Велика вероятность, что именно его работа теряет в качестве и он постоянно что–то не успевает. Например, СЕО компании решает, какого цвета должна быть кнопка на сайте вместо того, чтобы строить отношения с партнерами, думать о стратегии бизнеса.