Что такое инновационный менеджмент и каковы его составляющие?
Инновационный менеджмент представляет из себя комплекс методов, позволяющих развить инновационный потенциал субъекта экономики. Функциональные среды инновационного менеджмента: научная (исследования, новые знания и технологии); организационная (оптимизация, реструктуризация, рационализация процессов на производстве); кадровая (повышение квалификационной составляющей персонала, работа с системой оплаты и стимулирования и прочее).
Что такое инновация и инновационный процесс?
Инновация – это усовершенствованное нововведение. Инновационный процесс – это комплекс научно – технических изменений, нацеленных на создание, освоение и распространением инноваций. То есть, по сути, это преобразование знания в инновацию. И здесь уже применяется инновационный менеджмент.
В чем суть менеджмента инновационного проекта?
В современной системе руководства инновационным проектом необходимо создание особой системы менеджмента, направленной на создание инновации и отражающей образ мысли руководства, но основной ценностью которой являются сотрудники.
Менеджмент инноваций
Высокие темпы экономического развития страны являются следствием успешной конкурентной борьбы. Одним из инструментов для достижения высоких результатов и характерной чертой современной экономики является использование новых технологических решений не только на предприятиях, но и во всех сферах жизнедеятельности. А для этого необходимо применение грамотного инновационного менеджмента.
В данном тексте мы познакомимся с основными понятиями и теорией менеджмента инноваций.
Теоретическая основа инновационного менеджмента
Начало данной науки было заложено в конце восьмидесятых годов. На тот момент сложились качественные предпосылки, обусловившие необходимость выделения данного вида менеджмента в отдельную дисциплину. Произошло стремительное развитие науки, повышение ее значимости на фоне такого же ускоренного развития процессов глобализации и открытости рынков. Эти факторы обусловили рост конкуренции и необходимость поиска новых конкурентных преимуществ. Общество было готово к данным процессам на фоне высокого уровня благосостояния. Так была выделена инновационная экономика (ее еще называют «экономика знаний») – это экономика, базирующаяся на готовности и непосредственном применении инноваций в человеческой жизнедеятельности.
Таким образом, инновационный менеджмент представляет из себя комплекс методов, позволяющих развить инновационный потенциал субъекта экономики.
Объектом менеджмента инноваций являются инновационные процессы, предметом – организация процесса от стадии их создания и до внедрения, а субъектом — как целая команда, так и один менеджер.
Главная задача менеджмента инноваций – это применение методов, направленных на внедрение и распространение инновации, а цель – само по себе внедрение и распространение инноваций.
Для формирования действенной системы менеджмента менеджер должен различать новшества, нововведения и инновации. Зачастую, путаница в этих понятиях приводит к финансовым потерям предприятий и нерешенности их проблем.
Новшество - это нечто новое (порядок, метод, изобретение и т.д.).
Нововведение — это новшество, которое используется.
Инновация – это усовершенствованное нововведение.
Отталкиваясь от этих определений также поясним, что инновация и инновационный процесс – это тоже разные вещи. Инновационный процесс – это комплекс научно – технических изменений, нацеленных на создание, освоение и распространением инноваций. То есть, по сути, это преобразование знания в инновацию. И здесь уже применяется инновационный менеджмент.
Из этого определяются функциональные среды инновационного менеджмента: научная (исследования, новые знания и технологии); организационная (оптимизация, реструктуризация, рационализация процессов на производстве); кадровая (повышение квалификационной составляющей персонала, работа с системой оплаты и стимулирования и прочее).
Менеджмент инноваций имеет следующие черты:
работа с уникальными научными и техническими процессами
системность, структурированность и многозадачность;
творчество в условиях необходимости верных ответов и применения самых подходящих методов;
гибкость
нестандартность и креативность мышления.
Инновационные проекты
По сути, менеджмент работает над инновацией с точки зрения проектов. И в данном случае инновационные проекты отличаются от обычных тем, что:
несут целенаправленные изменения;
несут новизну;
являются комплексными;
имеют ограниченные цель, длительность, финансирование, ресурсы и разграничены с другими;
направлены на практическое решение теоретической задачи.
Реализация такого проекта представляет систему мер (научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих), применяемых в целях внедрения инновации.
Необходимо отметить, что ни одна инновация не будет реализована без правильных методов менеджмента. Ими могут быть: сценарный подход; анализ внешней и внутренний среды; менеджмент конфликтов, ожиданий и справедливости; креативный менеджмент.
Как правило, любая инновация проходит четыре этапа: факторный подход – изучение инновации с точки зрения развития страны; ситуационный подход – работа с инновацией в фокусе применимости на рынке; системный подход – работа с организацией как со сложной системой взаимозависимых компонентов; функциональная система – принятие управленческих решений.
Также инновация имеет следующий цикл:
Почему же инновационный проект является циклическим? Дело в том, что в инновационном менеджменте все элементы цикла последовательно продолжают друг друга, так как нарабатываются новые необходимые навыки и знания.
Управление инновационными проектами несет базовые и интегрирующие функции. Базовыми являются управление предметом проекта, качеством продукта, бюджетом, временем и т.д.; интегрирующими — кадровое, комуникационное, контрактное управление и т.д. При этом все эти функции состоят из пяти элементов: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.
Финансирование инновационных проектов
Первостепенной задачей любого инновационного проекта является получение финансирования.
Инвестиционная привлекательность инновации зависит как от показателей эффективности реализации проекта (доходность инвестиций, срок реализации и пр.), так и от источников привлечения финансов.
В инновационной среде, помимо традиционного кредитования, сегодня популярны лизинг (аренда имущества за плату во временное пользование), форфейтинг (финансовая операция, переводящая коммерческий кредит в банковский) и франчайзинг (передача за некоторую плату права на ведение бизнеса под конкретным брендом), а также использование государственных инструментов финансирования инновационных проектов.
Организационная среда менеджмента инноваций
Далее следует обратить внимание на верную организацию процесса. Данная функциональная среда инновационного менеджмента является отдельным предметом для обсуждения. Это огромный пласт, предмет изучения целого курса. Она подразумевает организацию в таких вопросах, как оптимизация, реструктуризация, рационализация процессов.
В нашем тексте мы отметим базовые организационные структуры инновационного менеджмента: линейно–программная форма управления (создание в организации подсистемы, в подчинение которой передаются сотрудники); координационное управление (определяется руководящий менеджер, обеспечивающий исполнение части функций по контролю и координации, принятию решений); матричная форма управления (полномочия и функции перераспределяются по всей системе управления); проектное управление (создание отдельной команды специалистов).
Кадровая среда менеджмента инноваций
Успех инновации в конечном счете зависит от правильной команды. Именно поэтому в менеджменте инноваций одним из главных вопросов является кадровый.
Мало просто стимулировать команду на работу, ведь успех инновации напрямую зависит от готовности и открытости команды самой инновации.
Инновационные проекты – это, порой чистое творчество в технологической среде. Именно поэтому менеджмент персонала здесь имеет свои особенности: выдвигаются высокие требования не только к квалификации кадров, но и их психологической составляющей.
Почему это так важно? В связи с работой в сфере «неизведанного», отсутствуют четкие методики и требования к самому процессу, при этом сохраняются неопределнными объемы работы и организации трудового процесса. Такие условия выдерживают не все, поэтому в инновационных проекта высокая степень кадровой текучести.
Таким образом, задача руководящего менеджера проекта обеспечить стабильность команды и ее открытость самой инновации.
Для верного менеджмента инновационного проекта требуется специалист, способный заниматься различными аспектами нововведений. Такие специалисты называются инновационными менеджерами. Их особенности заключаются в следующем:
высокий уровень квалификации, желательно образование по нескольким направлениям;
гибкость, умение формировать план в рамках меняющихся условий;
полагание на успех с точки зрения расчетов и анализа;
креативность;
умение вдохновлять
знание риск–менеджмента;
работа с командой в новых системах кадрового менеджмента;
наивысшая степень коммуникабельности;
авторитетность.
Только креативный и командно ориентированный квалифицированный лидер способен довести инновацию до реализации. Наличие плана и формальной системы управления не гарантирует достижения целей инновационного проекта, ведь в сфере инноваций больше, чем везде, успех зависит от людей.
Коммерциализация инноваций
Завершающим этапом инновационного менеджмента является получение прибыли от внедрения инновации. Чаще всего инновация является научным или интеллектуальным продуктом. Коммерциализация таких продуктов происходит за счет их отнесения к объектам интеллектуальной собственности.
Объектами интеллектуальной собственности являются:
Таким образом мы кратко рассмотрели основные сферы менеджмента инноваций. В завершении отметим, что в современной системе руководства инновационным проектом необходимо создание особой системы менеджмента, направленной на создание инновации и отражающей образ мысли руководства, но основной ценностью которой являются сотрудники. Именно такой комплексный подход и является основой успеха инновации.