Что такое софт скиллы?
Soft skills — это так называемые «мягкие», или «гибкие навыки». Они не поддаются тестам и измерениям, но очень важны для развития личности и успешной карьеры в любой сфере.
Какими бывают софт скиллы?
Их можно условно поделить на несколько категорий: коммуникативные (умение договариваться, искать подход к людям, правильно конфликтовать, в целом общаться), аналитические (системное мышление, логика, анализ ситуации), творческие (нестандартные идеи, много вариантов решения проблем, хорошее воображение, открытость новому), организационные (работа в команде, тайм–менеджмент, умение расставлять приоритеты).
Как и где можно изучить софт скиллы?
В помощь — литература и статьи по теме, а также специальные курсы (например, от 4brain, Udemy, Coursera, IKRA, edX). Топ-5 хороших книг для развития базовых "мягких навыков": Кейт Феррацци и Тал Рэз — «Никогда не ешьте в одиночку», Джеймс Фройнд — «Переговоры каждый день», Иан Макдермотт, Джейн О'Коннор — «Искусство системного мышления», Брайан Трейси — «Тайм–менеджмент», Дэниел Левитин — «Путеводитель по лжи».
Что такое Soft Skills? (v2)
Вы наверняка слышали о двух типах навыков — hard skills и soft skills. Первые относятся сугубо к вашей профессии и специальности. Если вы бэкенд–разработчик — значит, хорошо владеете каким–нибудь языком программирования, например, PHP или Python. Вы горный проводник? Значит, в совершенстве обращаетесь с альпинистским снаряжением и знаете, как обезопасить себя в горах.
Hard skills можно увидеть, измерить, проверить, «затестить».
А soft skills — это так называемые «мягкие», или «гибкие навыки». Дать им определение немного сложнее. И вычислить эти навыки у окружающих тоже. Нет конкретного списка soft skills, они отчасти зависят от специальности. Однако можно выделить те, которые желательно иметь вообще всем, кто хочет успешно строить карьеру вне зависимости от сферы деятельности.
Категории Soft Skills
Для ясности поделим софт скиллы на несколько категорий:
Коммуникативные.
Аналитические.
Творческие.
Организационные.
Базой для коммуникативных навыков будет:
Умение договариваться со всеми — коллегами, заказчиками, руководством. Искать подход к разным людям. С кем–то нужно мягко, с кем–то настойчиво.
Если конфликтовать, то с умом. Никто не говорит прогибаться под начальника, если он объективно не прав, но нужно учиться выруливать из конфликтов с минимальными потерями для обеих сторон. Искать компромисс.
Умение общаться в принципе. Сюда входит и деловая беседа, и small talk на житейские темы. Всё это прокачивает ваши отношения с людьми и навык поддерживать любые разговоры. Всегда пригодится. И будьте вежливы.
Для аналитических:
Умение систематизировать информацию, находить причинно–следственные связи. Понимать логику.
Способность принимать взвешенные и по возможности грамотные решения после анализа положения. Умение выкручиваться из ситуаций, отвечать за последствия. Банальный пример — вы верстальщик, и у вас слетел макет за пару дней до сдачи клиенту. Проект срочный. Что делать? Переносить сроки, которые уже нельзя перенести? Нет. Как вариант, не поспать две ночи/срочно нанять фрилансера, который поможет подлатать дыры/полазить в интернете в поиске подходящих готовых шаблонов. Чтобы найти выход, нужно уметь просчитывать все риски и ходы.
Для творческих:
Умение предлагать нестандартные хорошие идеи, гибкие решения проблем. Ещё играет роль количество вариантов, которое вы можете предложить. Развитое воображение.
Из предыдущего пункта вытекает способность отступать от шаблонов, быть открытым всему новому. Хорошая восприимчивость. Не закостенелое мышление. Спонтанность в меру.
Для организационных:
Умение работать в команде, распределять обязанности (и делать это в любых условиях быстро и чётко).
Тайм–менеджмент. Владеть своим временем — важно. Если этого нет, то когда успевать прокачивать софт скиллы?
Способность работать над несколькими проектами сразу (не везде нужно, однако полезно). Грамотная расстановка приоритетов.
Примеры Soft Skills
Чтобы лучше понимать, что имеют в виду «гибкими навыками» в разных профессиях, рассмотрим два примера. Довольно полярных — возьмём программиста и таксиста.
Что обязан сделать таксист? Приехать на заказ, припарковаться, подождать клиента. Открыть ему багажник по просьбе, закрыть. Отвезти по нужному адресу. Всё. Какие тут могут быть софт скиллы?
А сюда мы уже включаем всё, что касается коммуникации с пассажиром. Предупредительно открыть багажник, если клиент — девушка с пакетами из супермаркета. Можно помочь погрузить их.
Во время поездки спросить, всё ли устраивает — музыка, кондиционер? Попросить пристегнуться. Приятная беседа по пути — тоже «мягкий навык».
Зачем это нужно? Так можно банально получить чаевые (или получить их больше, чем предполагалось) и хорошую оценку в приложении. А это напрямую влияет на заработок и количество заказов.
Программисту, казалось бы, нужны только hard skills. То есть знание разных штук по типу основ объектно–ориентированного программирования, языков, понимание устройства Интернета, умение писать хороший код. Но нет. Soft skills тут тоже необходимы, особенно начинающим разработчикам.
Если программист может чётко формулировать вопросы и не стесняется просить помощи у коллег, он экономит время и деньги компании.
Если он ответственно подходит к своей работе, планирует задачи, расставляет их в приоритетном порядке, делегирует при надобности и успевает самообучаться — он снова экономит время и деньги компании. А такой сотрудник очень ценен. Да и по карьерной лестнице он продвинется гораздо быстрее молчаливых коллег. Понимаете, зачем технарю «мягкие навыки»?
Что почитать про Soft Skills?
В вашем распоряжении сотни книжек и тысячи статей. Но мы выделим литературу, которую точно советуют все и везде.
Кейт Феррацци и Тал Рэз — «Никогда не ешьте в одиночку». Книга поможет вам понять, как правильно общаться с людьми и заводить знакомства, и расскажет, в чём сила нетворкинга в наше время. По сути, весь текст о важнейшем «мягком навыке» — умении общаться и выстраивать коммуникации с совершенно разными людьми.
Джеймс Фройнд — «Переговоры каждый день. Как добиваться своего в любой ситуации». Очень практичная книга. Минимум пустословия, максимум конкретики. 25 лет опыта в переговорах от матёрого юриста к вашим услугам.
Иан Макдермотт, Джейн О'Коннор — «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем». Здесь всё о системном мышлении, включая самые элементарные вещи. По отзывам, книга будет полезной для общего развития и погружения в тему. Затем можно найти что–то посерьёзнее, если захочется.
Брайан Трейси — «Тайм–менеджмент». Не панацея, но хороший помощник в борьбе с прокрастинацией и сорванными дедлайнами. Покажет вам 21 технику управления временем. Распорядитесь ими правильно.
Дэниел Левитин — «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды». Много статистики и конкретных примерах о том, как нас обманывают каждую минуту. Книга призвана научить вас не доверять с полуслова и критически смотреть на всё вокруг, взвешивать услышанное и увиденное.
Если почувствуете, что вам недостаточно литературы и гугла, можете присмотреться к специальным курсам по развитию soft skills. Такие есть у 4brain, Udemy, Coursera, IKRA, edX.
И напоследок — помните, чтобы развить «мягкие навыки», мало прочитать несколько книжек и посмотреть пару мотивирующих роликов. Всю теорию нужно применять на практике, ежедневно. Только так всё начитанное и «насмотренное» органично встроится в вашу психику и заметно отразится на поведении. Софт скиллс, как силовые тренировки — чем регулярнее занимаетесь, тем лучше будет результат. Удачи!
3 критерия уверенности в себе
Вот вы уверены в себе? Например по этим трем критериям:
- Профессионализм
- Хард скиллы / проф знания
- Менеджмент
1. Достаточно ли вы профессиональны? Это вообще как? Есть ли верхняя граница профессионализма? Предположим, что верхом профессионалов являются топ–менеджеры. А следил ли кто–то за их карьерой вообще? Как они нарабатывали свой профессионализм, который привел их к текущей роли? А он ли привел?
2. Крутой прокачанный специалист = Senior или Team Lead? Хорошо. Пусть так. А кто дал ему этот грейд? Топы внутри компании, окей. А на основании опыта? Или ассесмента? Или за достигнутые OKR / KPI? А релевантно ли все это для других компаний?
3. Крутого менеджера любят почти все — факт. Чтобы без вот этих вот всяких загонов, давления, заморочек, требований, неуместных ремарок. Такой ли вы менеджер? Ах, да, это же надо спросить у коллег. Вы же сами наверняка думаете одно, а со стороны оно иначе — так же? Ну т.е. непросто же самого себя в качестве менеджмента оценить?
Итого мы имеем, кажется, полную неопределенность в отношении самооценки.
Т.е.получается не существует способа оценить вас объективно на предмет — заслуживаете ли вы повышения ЗП, роли, грейда или нет.
Потому что нет объективных критериев оценки.
И отказы на HH или Indeed воообще ни о чем не говорят.
Мы знаем множество кейсов, в которых крутейшие по нашему мнению ребята нифига не проходили даже HR–фильтр. Либо когда кто–то один уже на финальном треке найма давал им негативный фидбек и все заканчивалось. При этом до самого финала все были happy.
Надеяться на то, что вам еще шажок остался до крутой самооценки или еще немного надо потрудиться, чтобы почувствовать себя крутым профиком, бесполезно. Этого не достичь таким образом. Уверенность достигается опытом. А опыт факапами, пробами, ошибками и успехами.
Так что не стоит ждать пока вы созреете. Просто идите туда, куда хочется, а там по ходу сориентируетесь. А мы можем помочь.