Что такое креативное мышление?
Пожалуй, достаточно сложно дать одно 100% верное определение слову креативность. К познанию этого процесса, а это все–таки процесс, а не просто состоявшийся факт, подходили люди разных профессий. Это были и философы, и художники, и писатели, и музыканты, и разного рода ученые, которые занимаются изучением поведения человека и работы его мозга.
Если попытаться объяснить креативность коротко, то можно сказать, что это способность человека, а также действия, направленные на создание уникальной и ценной идеи. В дальнейшем она может получить развитие в концепцию и быть реализована.
Чем, в таком случае, креативность отличается от творчества и фантазирования?
Творчество подразумевает занятие определенной деятельностью, попытку создать что–то оригинальное в одном из направлений искусства, будь то музыка, живопись, рисунок, скульптура и т. д. Вопрос о ценности таких произведений всегда спорный. Чаще всего это определяется даже не уровнем навыков творческого человека, а умением продать свой продукт.
Многие известные художники поначалу были бедны, хоть и талантливы. Лишь наличие менеджера, который знал, как и кому выгодно продать живопись, позволяло творцу выйти на новый уровень комфорта в повседневной жизни. Ярким примером является тандем Сальвадора Дали и Галы, которая не просто была ему партнером по жизни и музой, но и сделала его по–настоящему известным.
Фантазия тоже своего рода полет мысли, направленный на создание чего–то уникального, но с той лишь разницей, что дальше головы эта мысль не уйдет. То есть она либо слишком нереальная, поэтому ее невозможно воплотить в жизнь, либо это скорее чья–то несбыточная мечта, которую именно этот человек не реализует.
Креативность свойственна всем людям из разных родов деятельности. Ее нельзя приписать только творческим профессиям, так как она применяется даже на бытовом уровне. Примеров народной креативности в социальных сетях куча. Изобретательность людей не знает границ, поэтому возможно, чтобы человек, не имеющий профильного образования, но достаточно дотошный и любознательный, создавал какой–то инновационный продукт.
Калифорнийский университет разработал модель креативности, которая стала доступна всем в 2014 году. Она гласит, что существует четыре уровня креативности, имеющие разную степень значимости идеи для окружающих.
Mini-C – это идеи, которые имеют значение только отдельно взятой личности и известны только ей. Чаще всего они никаким образом не реализуются и остаются в сознании человека. В целом, это можно сравнить с фантазией или мечтой. Чаще всего такой тип креативности присущ детям, которые только познают мир и создают какие–то воображаемые вещи.
Little-C – это мысли, которые рождаются ежедневно в процессе решения рутины. Такой тип креативности применяется уже более взрослыми людьми, нередко из лени. Такие идеи обычно реализуются и приносят пользу не только конкретному человеку, но и небольшой группе людей. Например, в семье создали график распределения обязанностей, чтобы быстрее делать уборку по дому и освобождать время для отдыха.
Pro-C – идеи и решения, которые возникают в профессиональной среде. То есть для того, чтобы они появились, человек прилагает некоторые усилия. Кроме того, в этом случае подразумевается наличие профессиональных навыков и знаний, которые выступают в качестве основы для будущего креатива. Предыдущий опыт подсказывает, какое решение будет менее удачным. Тогда специалисту удается направить свои мысли в другое русло, чтобы создать более эффективный вариант. Например, программист со стажем придумывает, каким образом можно улучшить приложение за счет добавления или изменения какой–либо функции. Такие идеи будут полезны уже для значительного числа людей в определенной профессиональной области.
Big-C – подразумевает генерацию гениальных идей, которые приведут к созданию великих работ. То есть полезность такой креативности максимально высока, так как продукт деятельности будет иметь спрос среди большого количества людей. Нередко это приводит к известности автора и даже наградам за достижения. Примером могут служить разного рода научные прорывы или технологические инновации. Тут вспоминаются супруги Кюри, которые открыли миру радий и полоний, что в дальнейшем послужило толчком к развитию физики и химии.
Креативность можно развивать. Это необходимо для того, чтобы сделать свою жизнь более комфортной. В профессиональной сфере это позволит добиться больших успехов и с точки зрения признания коллег, и с материальной точки зрения. Даже если идеи не оценят на одном месте работы, то это не значит, что они совершенно бесполезны. Вероятно, требуется более непредвзятый взгляд и некоторая доработка. В конце концов, если человеку удается сделать что–то общественно полезное, то это повышает его уровень удовлетворенности собой, а значит, делает более счастливым.
Из чего стоит креативность?
Чтобы лучше понять, чем же все–таки является креативность, мы разберем ее на составляющие части.
Первым компонентом является гибкость.
То есть умение человека в процессе решения проблемы менять стратегию и выбирать другие пути для достижения наиболее выгодного и эффективного результата. Способность подстраиваться под новые обстоятельства, проявлять любознательность и открытость к чему–то новому.
Важно помнить, что гибкость мышления подразумевает отказ от стеснения и закрытости. Также иногда стоит забыть и про свой предыдущий опыт, так как он, вероятно, уже потерял свою актуальность. Гибкость также является отказом от предрассудков и стереотипов.
Например, что люди более молодого возраста не могут ничему научить старшее поколение. Часто взрослые люди живут по принципам и убеждениям, которым их научили родители в их детстве. Но мир постоянно меняется, поэтому со временем мы узнаем, что даже типичные бытовые паттерны поведения устаревают. Отказ матери от прививок в пользу заговора от знахарки может стоить здоровья и жизни ребенка.
Это же распространяется и на любую профессиональную сферу. Специалисты часто попадают в ловушку собственного опыта. Кто–то не стремится развиваться, потому что считает, что достаточно преуспел и ничего нового уже не узнает, а кто–то наоборот имеет страх, что безнадежно отстал от новых тенденций и теперь не сможет нагнать упущенное.
Беглость, активность, оперативность – то есть умение быстро и в большом количестве генерировать новые идеи. Это возможно в том случае, если не подвергать свои мысли тщательному анализу. Обычно такой навык вырабатывается с годами, когда профессионал в качестве основы может использовать собственный опыт, совмещенный с актуальными тенденциями. То есть человек проводит быструю внутреннюю оценку идеи скорее по принципу «было/не было», просто чтобы не повторяться.
Если сильно углубляться в размышления над каждой идеей, которая приходит в голову, то энтузиазм постепенно падает. Мозг сам может найти множество недостатков и препятствий, которые не позволят реализовать идею и сделать ее рабочей. Чаще всего такому типу мышления подвержены люди с синдромом самозванца, когда человек недооценивает свои силы и считает, что он недостаточно профессионален и компетентен по сравнению с другими.
Беглость также можно развивать, если позволять себе выходить за рамки привычного мышления.
Оригинальность – это качество, указывающее на самобытность идеи, ее новаторство, своеобразие и нестандартность. То есть человек в этом случае должен быть достаточно смелым, чтобы заглянуть в те уголки своего сознания, которые ранее были недоступны. Там он сможет почерпнуть те идеи, для которых обычно не находится места в повседневности.
Для этого автору идеи нужно иметь твердую основу, состоящую из предыдущего опыта и знаний. Причем как его собственных, так и других людей, которые уже занимались подобным вопросом. На этом фундаменте он может строить более смелые и инновационные идеи.
Разработанность – это способность человека доводить до ума возникшую идею, то есть сделать ее работоспособной и реалистичной, чтобы это отличалось от фантазии и мечты. Возникшая мысль может показаться гениальной только лишь на первый взгляд, так как она ещё не была подвергнута критике. Особенно это касается какой–то профессиональной сферы, где существует конкуренция, а значит, в мире есть ещё как минимум один человек, который думает о том же самом. Тогда встает вопрос о том, чтобы предложить лучшие варианты усовершенствования. В конечном счете преследуется цель создать наиболее эффективный продукт, приносящий больше пользы.
Также важно наличие мотивации. Чем больше замотивирован человек, тем больше он приложит усилий, чтобы идея приобрела физическую форму. У каждого будут свои побуждения для того, чтобы создать что–то инновационное и уникальное, пусть даже самые тщеславные. Главное, чтобы средства достижения цели были в рамках закона.
Сопротивление замыканию – открытость, открытость и ещё раз открытость. Стремление пробовать новое, менять свою привычную точку зрения, любознательность, активность.
Кроме того, важно развивать коммуникабельность и обрастать новыми связями. Обмен опытом и знаниями способствует развитию. Человек узнает то, на что раньше не обращал внимания. Это помогает тренировать широту взглядов, а не зацикливаться в тоннельном мышлении.
Все эти компоненты в совокупности и создают креативность.
Какие существуют методы развития креативного мышления?
На самом деле для развития креативности не всегда нужно выполнять какие–то конкретные задания. То есть да, разумеется, есть набор определенных практик, которые можно использовать как зарядку для мозга. Но также необходимо и соблюдать некоторую дисциплину, чтобы действительно позволить себе пустить свои мысли в полет, а не выжимать из себя хоть что–то.
Ниже поговорим о разных факторах, которые благоприятно влияют на креативность, а также рассмотрим несколько практических упражнений.
Ходьба или другие физические упражнения.
В «Журнале экспериментальной психологии», 40(4), 1142-1152, было опубликовано исследование, которое говорит о том, что ходьба может повысить креативность до 81%. Это возможно благодаря тому, что в процессе передвижения формируются новые нейронные связи. Ходьба повышает уровень серого вещества в мозге, что способствует развитию креативности.
В целом, смена деятельности с мыслительной на физическую дает возможность переключить мысли. Что крайне важно при длительном напряженном процессе генерации идей.
Вознаграждение.
Это приятный способ мотивации, который стимулирует приложить необходимые усилия для того, чтобы создать что–то новое и креативное. Главное избегать крайностей, чтобы наоборот не демотивировать себя.
Дистанцирование.
Если требуется подойти к решению задачи креативно, то стоит посмотреть на нее не на как свою собственную, а на чужую. Когда помогаешь другому человеку, то оцениваешь все со стороны, как будто бы считаешь себя чуть большим экспертом, чем коллега. При решении собственной задачи такой подход тоже работает.
Вдохновение.
Не нужно ждать музу, которая взмахнет волшебной палочкой и подаст готовую идею, но нужно создать плодотворные для этого условия. Это поспособствует возникновению чувства вдохновения. Рабочее место должно быть комфортным, но при этом не расслаблять слишком сильно, чтобы можно было сохранять дисциплину.
Ограничения.
Чаще всего с ходу в голову приходят очевидные вещи, которые не имеют ничего общего с новаторством. Чтобы добиться нужной мысли, нужно наложить некоторые ограничения, но не те, которые приведут в тупик и заставят мыслить тоннельно, а те, которые наоборот пробьют границы. Например, при создании упаковки продукта рассмотреть ее с точки зрения различных нестандартных ситуаций, обычно не случающихся в повседневной жизни.
Скучайте.
Состояние лени, вызванное скукой, заставляет мозг шевелиться, так как ему не нравится окружающая действительность, поэтому он начинает креативить.
Переосмысление.
Если не можешь изменить ситуацию, то поменяй к ней свое отношение. На задачу можно смотреть с разных сторон, поэтому решений может быть не одно, а множество.
Эмоции.
Абсолютно любые эмоции, как позитивные, так и негативные, способствуют креативности. Достаточно посмотреть на картину художника. Как правило, самые тусклые, серые, мрачные краски использовались в тех случаях, когда у творца было прекраснейшее расположение духа. Он как бы несколько приглушал шквал своих позитивных эмоций и чувств. В то время как самые яркие и позитивные картины могли быть написаны в состоянии депрессии. Важно не доходить до крайностей, чтобы потом не потребовалась помощь специалистов.
Медитация.
Если отбросить эзотерический контекст, то эта практика действительно может быть полезной. Это способ беседы с подсознанием, а не с могущественными силами в космосе. Если рассматривать медитацию именно как физическую практику, которая позволяет сосредоточиться и отбросить лишнее, то это может способствовать развитию креативности.
Если рассматривать специфические упражнения, то их довольно много, некоторые очень похожи между собой. Среди них, например, такие, как:
Игра в ассоциации.
Выбирается любое одно слово, можно придумать самому или выбрать из словаря, а затем к нему придумываются ассоциации. Их должно быть настолько много, насколько позволит воображение. Но на самом деле, только в начале пути кажется, что вариантов не так много. Чем дольше думаешь, тем больше вариантов рождается. Такая практика также имеет терапевтический эффект и позволяет разобраться с роем мыслей в сознании.
Для усложнения можно взять два разных слова, не имеющие на первый взгляд никакой связи, и придумать ассоциации, которые их объединяют.
Этот вариант подходит для коллективной работы, когда команда трудится над решением единой проблемы. Важно в начале записать все идеи без критики. После отдыха, продолжительность которого определяется различными условиями, необходимо пересмотреть список и выбрать наиболее жизнеспособные решения. В дальнейшем их можно доработать, чтобы было реалистично реализовать на практике.
Метод Уолта Диснея.
В данном методе решение задачи рассматривается с точки зрения трех ролей: мечтателя, реалиста и критика. Первый генерирует идеи, второй проводит их оценку, третий ищет слабые места и отметает лишнее.
И это лишь часть из доступных методов развития креативности из того, что есть.
Как креативность помогает в бизнесе?
В целом, креативность нужна для любого рода деятельности в той или иной степени. Даже если сфера подразумевает большой объем рутины, всегда есть место для создания новых решений, которые позволят улучшить процессы и получить более эффективный результат.
Теперь разберемся, чем креативность может помочь бизнесу и почему стоит уделить время на ее развитие.
– Позволяет создавать уникальные продукты, что делает компанию более конкурентоспособной. Они могут использовать это при продвижении товара, и при этом не прибегать к каким–то особенным ухищрениям, потому что у других брендов этого нет.
– В обратной ситуации, когда товар или услуга не обладают чем–то уникальным, креативность позволяет взглянуть на продукт под необычным углом. Тогда что–то обыденное приобретает индивидуальность и выгодно выделяется на фоне остальных представителей рынка. Обычно это реализуется через грамотную маркетинговую стратегию.
– Креативность позволяет создавать уникальный фирменный стиль, который будет привлекать внимание покупателей. Грамотный дизайн делает половину продаж. Бренд общается с потребителем не только посредством вербальных, но и невербальных сообщений.
– Кроме того, креативность помогает не только в работе над продуктом, но и в самих рабочих процессах. Это особенно необходимо, когда команда понимает, что они застряли в своем развитии и им требуется совершить какой–то прорыв, чтобы снова оседлать коня.
– Также креативность можно использовать для мотивации и вдохновения команды. Творческий подход к работе позволит растормошить сотрудников после выполнения рутинных задач. Решение задач в непривычном ключе позволяет совершать открытия.