Понятие психологии среды (environmental psychology)
Раздел психологии, который изучает влияние особенностей окружающей среды на психику человека (на его мысли, чувства, поведение).
Влияние окружения на нас
Мы создаем наше окружение и управляем им, и в свою очередь на нас влияет то, что окружает нас. Чем лучше мы понимаем, какое влияние на нас оказывает наше окружение — тем лучше мы можем управлять этим, тем лучше мы можем влиять на самих себя через создание правильного окружения.
Зачем нужно знать психологию среды?
В личной жизни — вы сможете организовать ваши пространства для работы и отдыха и таким образом повысить личную эффективность. В профессиональной деятельности — окружающая среда может играть важную роль в том, насколько эффективно работает ваш персонал.
Психология среды
«Мы строим наши здания, а потом наши здания строят нас». Уинстон Черчилль
В этой цитате отражена вся суть психологии среды. «Мы» — это все люди. «Здания» — это вся окружающая среда в целом. Не только здания как таковые, но и предметы, цвета, формы, окружающие звуки и т.д.
Мы создаем наше окружение и управляем им, и в свою очередь на нас влияет то, что окружает нас. Чем лучше мы понимаем, какое влияние на нас оказывает наше окружение — тем лучше мы можем управлять этим, тем лучше мы можем влиять на самих себя через создание правильного окружения.
Зачем нужно знать психологию среды
Знания психологии среды помогут вам в личной жизни и в профессиональной деятельности.
В личной жизни — вы сможете организовать ваши пространства для работы и отдыха, в зависимости от ваших текущих целей. Вы сможете выбирать подходящие время и место для вашей работы, и таким образом повысить личную эффективность.
В профессиональной деятельности — если вы управляете людьми или компанией, или отвечаете за результативность ваших команд, то окружающая среда может играть важную роль в том, насколько эффективно работает ваш персонал.
Зная принципы «энвайронментальной психологии» вы сможете организовать пространство людей таким образом, чтобы они работали эффективнее и были счастливее в своей работе.
Что такое психология среды
Психологию среды интересует то, как окружение вокруг нас влияет на три сферы нашей жизни:
Мышление
Чувства
Действия
Каждый из этих аспектов нашей жизни специфическим образом изменяется в зависимости от того, что находится вокруг нас.
В этом тексте мы сфокусируемся на мышлении. Мы разберем некоторые важные особенности среды, которые влияют на мышление и креативность. Он будет полезен вам, если вы хотите научиться стимулировать свои когнитивные процессы, или помочь вашей команде / сотрудникам работать лучше в их интеллектуальной работе.
Как окружение влияет на мышление
Давайте рассмотрим влияние нашего окружения на мышление.
Типы мышления и цвета
В психологии есть понятие конвергентного и дивергентного мышления.
Дивергентное мышление отвечает за генерацию идей, за креативность, за продуктивность в создании возможностей выбора. Именно этот тип мышления обычно связывают с креативностью. За этот тип мышления отвечает правое полушарие головного мозга.
Левое полушарие отвечает за логический и аналитический тип мышления — за конвергентное мышление. Если в дивергентном мышлении мы говорим про создание возможностей и вариантов выбора, то в конвергентном мышлении речь идет о принятии решений.
Визуально разницу между дивергентным и конвергентным мышлением можно отразить так, как указано на этой схеме:
В дивергентном мышлении мы задаемся вопросами и создаем возможности. В конвергентном мы принимаем решения и делаем выбор.
Циклы дивергентного и конвергентного мышления происходят постоянно. И в каждой работе существует в равной степени первое и второе. Однако, для некоторых видов деятельности одна из форм мышления является более важной, доминирующей.
Например, если ваша работа связана с генерацией идей, созданием новых решений, придумыванием инноваций — в вашей работе доминирует дивергентное мышление. Если же вы занимаетесь аналитической работой, вам нужно понять что конкретно сейчас нужно делать, если вам нужно принимать управленческие решения — речь идет о преимущественно конвергентном мышлении.
Итак, что насчет связи цветов с мышлением?
Синие цвета лучше стимулируют дивергентное мышление, красные — конвергентное.
Почему это так?
Объяснений эксперты выдвигают несколько:
Ассоциативная связь с синим небом и пространством. Чем больше пространства, тем лучше работает дивергентное мышление. «Пространство среды создает пространство ума». Для этого же используются открытые окна с видом на небо — такое пространство также побуждает к креативности.
Синий цвет успокаивает. А креативные процессы работают лучше, когда мы спокойны. Стресс — основной убийца креативности. Если же вы хотите фокусировки, однозначности, конкретных решений — используйте красные цвета.
Расстановка мебели
Посмотрите на эту картинку. Это — одна из «комнат для генерации идей». Здесь проходят обсуждения, мозговые штурмы. Здесь должна кипеть интеллектуальная жизнь. Здесь должна быть свобода творчества.
Ответьте на вопрос — насколько хорошо эта комната выполняет свои функции?
Ответ — все очень плохо.
Ну, ладно, это не так плохо, как могло бы быть. Но все равно довольно плохо.
И вот почему. В такой расстановке мебели очевидно, что существует демонстрация силы у того, кто сидит «во главе стола».
Мнение такого человека с высокой степени будет более значимым. Он будет подавлять других — они вряд ли будут рисковать «высовываться» в такой среде, где они находятся в подчиненной позиции..
Такая расстановка напоминает школу, где есть старший учитель, обладающий властью, и «подчиненные» ученики. Ученики должны делать то, что говорит учитель. Они должны следовать, и не высовываться.
Для стимуляции креативности и мышления лучше работает пространство, организованное как круг. В таком пространстве ощущается равноправие. Каждый может высказывать то, что хочет, потому что он достоин этого.
Кроме того, в таком «радиальном» расположении мебели вы фокусируетесь на центре стола. То есть на том месте, где происходит мозговой штурм. А если у вас «горизонтальная» структура пространства, то все внимание фокусируется на человеке, сидящем во главе стола.
Кроме того, круг больше напоминает взаимодействие детей. А это ассоциируется с игрой.
Игра — это про креативность, про создание возможностей. Именно в игре возникает и развивается воображение, и связь креативной работы с игрой очень важна для эффективности этого процесса.
Вывод — если у вас стоит задача стимулировать креативность, а не поддерживать авторитет руководителя или менеджера — то сделайте такую организацию мебели в пространстве, чтобы все люди были равноправны, а внимание чтобы было устремлено туда, где вы фиксируете идеи.
Также хорошо, чтобы была возможность не только сидеть, но и стоять и двигаться. Движение тесно связано с мыслительными процессами. Для исследовательского поведения человека характерно движение с эволюционной точки зрения.
Тысячи лет назад исследовательское поведение не было похоже на сидение перед монитором. Но эволюция двигается очень медленно — и существенно ничего не изменилось. Нам по прежнему необходимо движение, чтобы активировать мыслительные процессы.
Пространство для игр
Как я уже заметил, связь интеллектуальной работы с игровыми процессами очень хорошо сказывается на эффективности интеллектуальной работы.
Вывод — вам нужно такое пространство, так или иначе.
Чем лучше вы стимулируете «игривость», тем лучше вы стимулируете креативность.
В зависимости от уровня компании у вас могут быть по–разному организованные эти игровые моменты. Если у вас нет возможности организовать игровое пространство, вы все еще можете внести элементы игры в вашей работе.
Подумайте, как это можно сделать — это очень важно и окупит себя.
Не случайно лучшие компании мира имеют такие пространства. Может показаться, что это просто потому что они хотят выглядеть более респектабельными, но здесь, как видите, есть конкретный прагматический смысл.
Пространство для отдыха
Я думаю, вам известна модель базовых потребностей Абрахама Маслоу («пирамида потребностей»). Мы уже разобрали, что мышление работает не лучшим образом, если мы находимся в состоянии стресса. Чем больший стресс испытывают люди, тем больше они совершают ошибок и тем менее креативными будут их решения. Но вот еще одна важная базовая потребность — отдых.
Если человек не отдыхает, он рано или поздно перестанет выдавать креативные решения. Вся психика такого человека перестроится таким образом, чтобы экономить энергию. А креативные процессы — это скорее избыточная активность, она скорее привилегия, чем необходимость. Именно креативность будет отключена в первую очередь, если человек устает.
Это очевидная вещь. Но тем не менее очень часто можно наблюдать, как сотрудников нагружают «по полной программе». Сотрудников, выполняющих интеллектуальную работу! Едва ли где–то такая практика оказывается эффективной. В современных компаниях, особенно в сфере IT, устойчиво отходят от таких практик. Вместо этого предоставляются возможности для отдыха. Для таких компаний важен результат, а не количество часов, которые человек проводит за работой.
Даже если вы не готовы полностью перейти на такой человекоценрированный и лояльный к людям стиль управления, вы все еще можете найти варианты, как вы можете удовлетворить потребность людей в отдыхе.
В сфере личной жизни за этим также следует следить. Хорошо, если у вас будет отдельное место и время для отдыха.
Это все про заботу о себе. Здоровый отдых является профилактикой выгорания, стресса, депрессивных состояний. Отдыхайте и давайте отдыхать!
Интерактивные элементы в пространстве
Один из прямых способов повысить креативность и стимулировать мыслительные процессы — это сделать окружение частью ваших мыслительных процессов.
На практике это можно реализовать, например, через интерактивные доски, использование предметов как «якорей» для запоминания чего–то важного.