Что такое системное мышление
Системное мышление – это способность выделять и анализировать системы на основе системного подхода. Это подход, в котором процесс или объект рассматривается как состоящий из множества элементов, которые взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга.
Зачем нужно системное мышление
Задача системного мышления – составить модель мира для точного позиционирования ориентиров в нем. Системное мышление помогает замечать общие принципы в жизни. Системное мышление помогает видеть сходство разных систем и понимать взаимосвязь элементов в них.
Как развить системное мышление (v2)
Расширяйте интересы и кругозор. Расширяйте ментальные карт и модели. Наблюдайте за успешными системами. Ломайте стереотипы. Акцентируйте внимание на принципе обратной связи. Решайте творческие задачи. Создавайте ситуации неопределенности.
Системное мышление
В 1930-х годах на территории Узбекистана и Казахстана начали строить оросительные каналы для полива полей хлопка. Воду для них брали из рек Сырдарья и Амударья. Эти реки впадают в Аральское море.
Количество производимого хлопка и потребляемой воды росло. Организаторы не учли, что увеличение потребления воды скажется на Аральском море. В 1961 году объем воды в озере стал резко уменьшатся. Уровень воды уменьшался от 20 до 90 сантиметров в год. Началась экологическая катастрофа.
За 50 лет площадь поверхности озера уменьшилась в 8 раз, а объем воды – в 40 раз. Обитавшая в Аральском море рыба погибла. Экологическая обстановка стала неблагоприятной, увеличилась смертность среди населения. Ветра уносят химикаты с бывшего дна озера в ближайшие регионы. Всего этого можно было избежать.
Случившаяся ошибка – результат несистемного подхода к проблеме. Руководство проекта закрыло глаза на отчёты и предостережения ученых. Организаторы не увидели целостную картину ситуации и продолжили забирать воду. Этого можно было избежать, если бы у организаторов было развито системное мышление.
Что такое системное мышление (v2)
Перед тем, чтобы разобрать термин «системное мышление», следует узнать, что такое система.
Система – организованная совокупность связанных между собой сущностей. Сущности связаны – то есть, они влияют друг на друга. Любая система может состоять из подсистем или сама являться частью другой системы:
Квартира – система из мебели, вещей, комнат.
Дом – система из квартир, подъездов.
Район – система из домов, общественного транспорта.
Город – система из районов и связей между ними.
То есть, системное мышление – это способность выделять и анализировать системы на основе системного подхода. К принципам подхода относят:
Принцип цели. Он ориентирует человека на то, что прежде всего нужно выявить цель функционирования объекта.
Принцип двойственности. Система рассматривается и как единое целое, и как компонент другой системы. У каждого элемента системы – своя структура. Отдельный элемент тоже можно рассматривать как систему.
Принцип целостности. Объект рассматривается как целостное образование. Он отграничивается от других явлений и среды. Это достигается поиском отличительных свойств явления. Особенности сравниваются со свойствами его элементов.
Принцип сложности. Объект рассматривается как сложное образование. Если предмет сложен для понимания – объект последовательно упрощают. При этом, его основные свойства сохраняются.
Принцип множественности. Объект описывается на нескольких уровнях: морфологическом, информационном, функциональном. Морфологический уровень дает представление о строении системы. Информационное описание позволяет узнать организацию системы. Функциональное описание определяет цель существования объекта. Оно проводится первым, ведь деятельность человека направлена на поиск функции объекта.
Зачем нужно системное мышление (v2)
Задача системного мышления – составить модель мира для точного расставления ориентиров в нем. Системное мышление помогает замечать общие принципы в жизни. Это сокращает траты времени на получение новых навыков и знаний.
Занятие человека можно представить в виде системы. Чем лучше вы понимаете эту систему и чем больше у вас опыта – тем легче добиться результатов. Если бабушка рассказывала и показывала вам, как выращивать огурцы, вам будет легче получить свой урожай.
Системное мышление помогает видеть сходство разных систем и понимать взаимосвязь элементов в них. Это позволяет видеть общую картину шире и прогнозировать будущее. Также, это помогает «сортировать» похожие системы, чтобы не изучать то, что уже знаешь.
Человек, изучивший основы одного языка программирования, быстро приспособится к другому языку. Найдя общие закономерности, человек потратит меньше времени и сил на обучение. Учиться легче, если ты проходил основу.
Главное преимущество системного подхода – возможность контролировать жизнь. Человек планирует будущее и делает прогнозы. Это возможно благодаря точному пониманию происходящего в жизни. Человек не живет одним днем, не ищет виноватых. Он нацелен на результат, ясно видит цель и увереннее стремится к ней.
Уровни системного мышления
Чтобы оценить развитие системного мышления, выделяют несколько уровней мышления. Их всего 4:
Уровень некомпетентности. На этом уровне у человека не сформированы основы системного мышления. Человек не анализирует ситуацию, не выделяет главного и второстепенного. Риски и последствия решения также не учитываются. Человек принимает необдуманные решения, руководствуется догадками.
Начальный уровень. Человек умеет оценивать ситуацию, видит влияющие факторы. Полученная информация структурируется по значимым критериям. По полученной информации индивид делает непротиворечивые выводы. В знакомой области человек определяет основные закономерности и причинно–следственные связи. Понимание ситуации – системное. Такой работник соотносит имеющиеся данные с целями организации и сделать выводы о деятельности системы.
Продвинутый уровень. На третьем уровне человек умеет больше. Полученная информация разделяется на главное и второстепенное. Индивид видит причинно–следственные связи в областях, не входящих в его интересы. Также, человек определяет закономерности в любых вопросах. Человек способен решить проблему – он предлагает несколько вариантов решения. Также, он видит трудности на пути достижения цели и находит пути их решения. Такой человек способен анализировать большие объемы данных, сложные явления.
Уровень мастерства. Высший уровень владения системным мышлением. В дополнение к предыдущими уровням, человек может сам достраивать картину ситуации. Это возможно даже когда информация не полная. Индивид делает правильные выводы на основе неполных и даже противоречивых данных. Такой человек придумывает свое решение для сложных задач и ситуаций.
Чем выше уровень, тем лучше вы владеете системным мышлением. Этот список поможет при оценке уровня системного мышления вашего рабочего персонала. При этом, определяются такие качества, как:
Умение грамотно оценить риски и возможности при принятии решения.
Умение понимать ситуацию целостно, а не по кусочкам. Этому помогает способность выявлять закономерности в системе.
Умение анализировать большие объемы информации для принятия решения.
Как развить системное мышление
Развитие системного мышления – долгий процесс. Нескольких прочитанных книг не хватит, чтобы начать мыслить системой. Для этого нужно постепенно развиваться в нескольких направлениях. Вам будет легче учиться, если часто практиковаться.
Расширяйте интересы и кругозор
В процессе жизни человек познает множество систем. При их упрощении индивид определяет похожие системы. Чем больше систем вы изучаете – тем больше категорий систем вы составите. Это позволит решать задачи по уже сформировавшемуся шаблону.
Расширение интересов и кругозора позволит получать больше знаний. Новые знания – предмет для развития. Знания получаются следующими способами:
Читайте больше книг. Книги – доступный источник информации. Читайте художественные и научные книги. Это поможет вам стать более эрудированным и жить более насыщенной жизнью.
Путешествуйте. Узнать новое можно, если его увидеть. В поездке можно не только приобрести новые знания о мире, но и получить положительные эмоции.
Расширьте круг общения. Общайтесь с другими людьми, они передадут вам свой жизненный опыт. Так, вы посмотрите на систему со стороны другого человека и увидите то, чего раньше не воспринимали.
Будьте любознательными и стремитесь к знаниям, чтобы смотреть на мир в целом, а не на его часть.
Расширяйте ментальные карт и модели
Ментальные карты
Ментальная карта – это схема течения ваших мыслей. Это визуализация того, как вы думаете. Благодаря ментальной карте идея или проблема разбивается на несколько частей. Над частями по отдельности работа идет легче, чем над целой задачей.
Прорабатывайте свои ментальные карты как можно точнее. Они позволяют яснее понять проблему, разобраться в непонятном, проработать идею. Ментальная карта создает порядок ваших мыслей и ясное понимание системы.
Также, ментальную карту используют как диагностику процесса и результатов мышления. Нарисовав её, вы поймете, какие части системы для вас понятны, а какие нужно развивать дальше. Также, она отображает ваш способ восприятия информации и ваше отношение к предмету.
Ментальные модели
Ментальные модели – это набор инструментов, с помощью которых вы мыслите. Это – представления человека об объекте, с которым он взаимодействует. Ментальные модели формируются в течении всей жизни. Мы узнаем что–либо о мире и связываем это в ментальную модель.
В детстве родители говорят нам, что в розетку лезть нельзя. «Там есть электричество, которое убьет тебя» – говорят они нам. Дети запоминают полученную информацию и формируют из неё ментальную модель. Они понимают, что лезть в розетку – опасно.
Ментальные модели непостоянны. При длительном изучении объекта мы узнаем его новые свойства или опровергаем прежние представления. Ментальные модели изменяются несколькими способами:
Вычеркивание. Из полученной информации отбирается определенная. На отбор влияют: настроение, интересы, озабоченность, бдительность. Когда ментальные модели сформированы, мы отсеиваем часть информации и не изменяем существующие модели.
Искажение. Изменение пережитого, одни детали преуменьшаются, другие – преувеличиваются. Опыт изменяется со временем.
Обобщение. Ментальная модель создается на основе единичного опыта. Человек воспринимает его как типичное явление. Если вы увидели Машу, опоздавшую 1 раз на работу, вы будете думать, что она часто опаздывает. Даже если это был единичный случай.
Конструирование. Человек достраивает реальность, если её нет. Мы легко находим объяснения и верим им. «Маша опоздала на работу, какая же она безответственная» – подумаете вы. На самом деле, вы не знаете, почему Маша опоздала. Но безответственность – простое объяснение, легче верить ему, чем разбираться с истинной причиной.
Расширяйте свои ментальные модели, чтобы смотреть на целостную картину мира. Выявите ограничивающие вас модели и измените их. Так, вы будете воспринимать больше информации и найдете больше решений проблем.
Наблюдайте за успешными системами
Если у вас появилась возможность ознакомиться с успешно функционирующей системой – не упускайте её. Так, вы разберетесь с её функционированием «изнутри». Вы лучше поймете причины и особенности различных взаимосвязей, расширите свои знания. Это поможет при решении проблем.
В университете и колледже студенты проходят практику на рабочих предприятиях. Учащиеся напрямую видят функционирование предприятия, а не представляют процесс по книжкам. Так, студенты лучше подготавливаются к будущей работе.
Ломайте стереотипы
Стереотипы – это заранее сформированные человеком оценки чего–либо. Стереотипы начинают действовать ещё до включения разума. Поэтому, стереотипы влияют на воспринимаемую нами информацию ещё до анализа. Если возникает разногласие между полученным опытом и стереотипом, возможны 2 исхода:
Индивид проигнорирует событие, примет его за ошибку и забудет. Возможно, событие станет исключением из его стереотипа. Это происходит из–за утраченной гибкости или какой–либо заинтересованности не изменять стереотип.
Индивид задумывается, почему его оценка неверна. Человек внесет нововведение в свою картину мира, изменит стереотип.
С стереотипами индивид принимает решение без особых умственных усилий. Человек уверен, что нужно уважать старших, защищать нуждающихся и помогать родителям. Также, стереотипы помогут дать адекватную оценку событию, о котором нет необходимой информации.
Стереотипы не всегда правильные. Они могут мешать, изменять модель поведения человека. Мнение общества о том, что не нужно выделяться, а быть как все, может навредить. Благодаря стереотипам можно навязать людям мнение, и они будут поддерживать его. Стереотипы могут развить неуважение к другим народам и национальностям, странам, людям. Стереотипы не ищут сходства между группами, они ищут различия. Люди разделяются на «хороших» и «плохих».
Чтобы определить стереотипы, тщательно анализируйте свои действия. Задавайте вопросы: «Почему я делаю так, а не иначе?», «Какие есть способы решения этой ситуации по–другому?». Для наблюдения за своим поведением поможет медитация.
Акцентируйте внимание на принципе обратной связи
После совершения действия не всегда понятен результат в полной мере. Это может привести к ошибкам.
В Китае в 1958 году началось массовое истребление воробьев. Было подсчитано, что за год воробьи съедают объем зерна, которым можно накормить 35 миллионов человек. По неполной статистике, жители уничтожили 1.9 млрд воробьев.
Через год после уничтожения урожай стал больше. Но организаторы не учли все возможные последствия. Уничтожение воробьев нарушило структуру экосистемы. Расплодились гусеницы и саранча. Они поедали побеги и ещё через год урожай уменьшился. Это спровоцировало голод, погибло от 10 до 30 миллионов человек.
Чтобы не допустить ошибок, улучшайте способы измерения обратной связи. Думайте, как оценить результат вашего действия, какие свойства системы изменит ваше решение. Стоит четко определить цель и постоянно сравнивать промежуточные результаты с предполагаемыми.
Решайте творческие задачи
Уделите время решению головоломок и нестандартных задач. В больших компаниях претенденты на работу проходят тестирование, они решают творческие задачи. Творческие задачи помогают развивать мышление. В них несколько решений, отличающихся удобством и простотой. Задачи бывают разнообразные: по математике, по программированию, на логику, на вероятности, на смекалку. Их решения нестандартные, не повторяющие базовые методы.
Google, Microsoft, Amazon и другие большие компании ищут на работу олимпиадных программистов. Дело в том, что такие работники подходят к задаче нестандартно. Их творческое мышление помогает найти решения для проблем, когда обычный программист этого не может. Поэтому, умение мыслить творчески ценится.
Ознакомьтесь с ТРИЗ – теорией решения изобретательских задач. Это набор методов для решения технических задач и улучшения соответствующих систем. Здесь описаны 40 общих приемов создания изобретений и 76 шаблонов решений различных задач. В этой теории собраны основные закономерности развития технических систем. Это облегчает разработку новых продуктов и изучение систем.
Создавайте ситуации неопределенности
В качестве тренировки, создавайте ситуации, решение которых вы не знаете. Главная задача – найти как можно больше способов решения поставленной проблемы. Учтите как можно больше факторов, способных повлиять на систему. В жизни не существует ситуаций с полной определенностью. Поэтому, факторов может быть неограниченное количество.
В решении такой задачи используйте ментальную карту, она поможет структурировать ваши мысли о проблеме. Привлеките друзей, знакомых, заинтересованных в решении такой проблемы. Учитывайте их взгляды на задачу в тренировке. Так, можно подчерпнуть новые методы решения проблемы.
Не создавайте однотипные задачи. С каждым разом усложняйте себе тренировку. Придумывайте новые условия и тщательнее прорабатывайте систему. Тогда тренировки дадут результат.