LeadStartup
Виктория
Виктория
Продакт–менеджер
Эмерджентность
6 минут чтения

Что Такое Эмерджентность, Какие Её Основные Свойства И Как Она Влияет На Бизнес-Процессы.

Изучение эмерджентности необходимо для понимания сложных систем и их свойств, которые возникают из простых взаимодействий ее компонентов
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут

Что такое эмерджентность и где она применяется?

Бизнес имеет долгий путь развития. За долгие годы своего существования этот род деятельности претерпевал немало изменений, вызванных какими–то культурными, социальными, политическими и экономическими переменами. Возникали новые методы управления, которые нередко были заимствованы из других отраслей, не имеющих отношения к бизнесу.

Термин эмерджентность тоже не является экономическим изначально. Эта концепция дает представление о том, как различные сложные системы и структуры могут проявлять свои свойства и изменять поведение при условии, что невозможно предсказать, как это произойдет на основе анализа их отдельных элементов.

Принципы эмерджентности заключается в следующем:

– Во–первых, это целостность системы. То есть, чтобы эмерджентные свойства проявились, нужны не просто отдельно взятые компоненты, а их взаимосвязь между собой. Это позволит представить более полную картину.

– Во–вторых, неожиданность эмерджентных свойств. Каждое из них существует по отдельности, но в совокупности они приводят к непредсказуемым результатам, которые нельзя объяснить свойствами отдельных компонентов.

– В–третьих, сложность системы и пути взаимосвязей между свойствами. Чем больше и сложнее система, тем вероятнее, что она проявит свои эмерджентные свойства.

Данная концепция применяется во множестве областей, например:

– В биологии благодаря эмерджентности удается объяснить, как сложные экосистемы и организмы могут проявлять свойства, которые недоступны для их отдельных компонентов. Это дает представление о взаимосвязях между клетками или отдельными участниками экосистемы.

– В социологии и психологии данное понятие проясняет групповое поведение и массовое создание. Это знание можно применять, например, в маркетинге и при построении стратегии продаж в бизнесе.

– В сфере IT эмерджентность помогает выстраивать алгоритмы действий различных функций и создавать самоорганизующиеся системы, которые могут адаптироваться под изменения окружающей среды.

– В экономике благодаря этой концепции удается объяснить принцип работы рыночных механизмов или в определении трендов. Это поможет в выстраивании бизнес–стратегии компании и выходе на рынок с новым продуктом.

– Также эмерджентность является важной темой и в философии. В концепции натурализма она оспаривает редукционистические взгляды. Она утверждает, что нельзя объяснить целостные свойства через их составляющие.

Благодаря эмерджентности люди могут изучать сложные системы, их отдельные компоненты и пути их связей. Эти знания применяются во многих сферах и позволяют добиваться более эффективных результатов.

Какую роль эмерджентность играет в бизнесе?

Теория эмерджентности применима во многих сферах деятельности, поскольку позволяет выявить те закономерности, которые на первый взгляд не могут быть связаны. Эта концепция стала популярна и в сфере бизнеса. Благодаря ей компания может лучше изучить рынок, что позволяет создавать более эффективные стратегии продвижения. Существуют и другие методы применения эмерджентности в бизнесе, о чем и расскажем ниже.

– Эмерджентность может встречаться в принципах управления, например, в формате спонтанного сотрудничества.

Это не обязательно партнерские отношения с другими компаниями для достижения общих целей. Такие союзы могут возникать и внутри коллектива, когда требуется выполнить определенные задачи, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Например, в процессе анализа сильных и слабых сторон бизнеса, специалисты разного уровня могут объединиться, чтобы взглянуть на возникшие проблемы под разным углом. Это неординарный подход поможет грамотно выстроить причинно–следственные связи между ошибкой и следствием. Значит, впоследствии будет подобрано наиболее эффективное решение проблемы.

– В сфере инноваций и развития продуктов для эмерджентности тоже нашлось применение.

Во–первых, при разработке продукта его могут наделить такими свойствами, которые в принципе для него не свойственны. Это расширяет его возможности и делает его по–настоящему инновационным.

Во–вторых, при работе над инновациями привлекаются специалисты разных направлений, которые обычно не взаимодействуют между собой. То есть команда может создаваться не только из штатного персонала. Могут привлекаться профессионалы из других сфер деятельности. Это особенно актуально для тех случаев, когда происходит не улучшение уже существующего продукта или метода, а разработка абсолютно нового с нуля.

– Концепция эмерджентности используется в анализе рынка и конкурентов.

Это позволяет понять, как отдельные явления и участники экономической среды могут влиять друг на друга. Благодаря этому удается лучше определить тренды и предугадать поведение потребителей. Эту информацию можно использовать в маркетинге, при выходе на новый рынок или при разработке нового продукта.

При изучении конкурентов эмерджентность можно также использовать для разных целей. Например, чтобы предугадать их стратегию на рынке и постараться превзойти по показателям. Либо для того, чтобы провести коллаборацию с другой компанией и постараться спрогнозировать реакцию потребителей и конечные результаты продаж.

– В рамках корпоративной культуры эмерджентность проявляется как результат взаимодействия между различными сотрудниками и подразделениями организации.

То есть она помогает объединить их для достижения общих целей. Коллектив становится командой и работает более эффективно. В такой компании будет проще внедрить философию постоянного улучшения процессов и продукции. Кроме того, команда сможет быстрее адаптироваться к внезапным изменениям на рынке, так как имеет представление о том, как разные сотрудники и подразделения могут включиться в процесс.

Благодаря эмерджентности компания может лучше понимать свои процессы и своих потребителей, что поспособствует росту ее эффективности, а также позволит быть более стабильной в условиях нестабильности.

Как внедрить концепцию эмерджентности в работу компании?

Внедрение новых методов и инструментов в работу компании всегда требует подготовки. Это постепенный процесс, который нужно осуществлять в соответствии с тем, как эти новшества принимают сотрудники. Руководство может предполагать, что интеграция и адаптация будут быстрыми, но на деле могут возникнуть сложности.

Чтобы все–таки добиться успеха во внедрении эмерджентности в работу компании, рекомендуется придерживаться следующей последовательности шагов.

Первое – необходимо создать культуру открытости и сотрудничества.

Добиться этого можно за счет развития коммуникации внутри коллектива. Общение между коллегами должно быть открытое и доверительное, так как они занимаются общим делом. Это касается не только совместного решения задач в рамках стратегии, но также и поиска проблем для их дальнейшего решения. Каждый понимает зону своей ответственности и не пытается переложить его на другого. Поэтому при найме сотрудников важно обращать не только на их профессиональные навыки, но и на личностные качества, в частности умение работать в команде.

Если компания стремится к постоянному развитию и ищет новые подходы к работе, то понимание принципов эмерджентности поможет руководству формировать межфункциональные команды, чтобы они были по–настоящему эффективными. Это способствует обмену опытом и поиску нетривиальных решений.

Второе – чтобы внедрить концепцию эмерджентности, нужно включить ее в план, но при этом он должен оставаться гибким и адаптивным.

Нужно прислушиваться к сотрудникам, потому что каждый из них в разной степени вовлечен в рабочие процессы, а значит, и уровень отклика будет отличаться. Разумеется, найдутся те, кто категорически против любых изменений. Поэтому внедрение концепции должно происходить постепенно, совместно с мотивацией. Причем мотивация должна в первую очередь заключаться в том, чтобы поддерживать инициативы и поощрять инициаторов.

Третье – в процессе внедрения эмерджентности нужно также позаботиться о показателях эффективности.

Не все подходы к управлению процессами и качеством могут быть одинаково хороши. Компания рискует, пробуя новый метод, но если он не дает должного эффекта, то от него можно отказаться. Важно дать достаточное количество времени, чтобы оценить эти показатели.

Инструменты аналитики позволят автоматизировать процесс и сократить степень влияния человеческого фактора.

Четвертое – ещё одним способом упростить внедрение эмерджентности в работу компании – это проводить регулярное обучение сотрудников.

Причем речь идет не только о hard skills, но и про soft skills. Это не только способствует личностному развитию и мотивации, но и помогает укрепить командный дух.

Например, можно отправлять сотрудников на различные образовательные курсы и семинары в очной форме для обмена опытом. Новые знания можно будет применить при выполнении бизнес–задач или для разработки инновационных решений.

Наставничество внутри компании, когда более опытный сотрудник обучает менее опытного, позволяет раскрыть потенциал с обеих сторон. Что также способствует росту эффективности и развитию бизнеса.

Пятое – использование инноваций и технологий. Они помогают проводить анализ внутренних процессов и бизнес–среды. Благодаря этому удается лучше применять концепцию эмерджентности в маркетинге и стратегии продаж, а также при разработке нового продукта. Многие задачи автоматизируются, такие как сбор данных, их анализ и визуализация.

В целом, эмерджентность – это лишь один из методов достижения цели, а не отдельная методика управления бизнес–процессами. То есть эту концепцию не обязательно применять на постоянной основе. Она скорее является частью общей философии и культуры компании, которая помогает повышать эффективность.