Что такое HADI–цикл
Это простейшая модель цикла, который позволяет принимать решения на основе данных: формулирование гипотез, действие для ее проверки, сбор и анализ данных, выводы и принятие решений.
Зачем нужен HADI–цикл
Принятие решений на основе данных — основная цель. Именно создание и тестирование гипотез позволяют добиваться лучших результатов в создании и развитии бизнеса.
Как использовать HADI–цикл
Сформулируйте гипотезы вместе с командой относительно какого–то процесса или продукта, над улучшением которого вы работаете. Сделайте действия, необходимые для проверки гипотезы и сбора данных. Проанализируйте данные и сделайте выводы.
Что такое HADI
Почти любое действие оказывает влияние на какую–то определённую метрику. Если изменения «прикрутить» к показателям заранее (сформулировать гипотезы), то весь процесс изменений будет контролируемым. Вы будете понимать, как действия повлияли на результат, сможете быстро тестировать идеи, отбрасывая нерабочие.
Зачем нужно использовать HADI
HADI помогает быстро анализировать результаты и масштабировать решения. У стартапа всегда мало денег и времени, а проверка гипотез — это основная работа на ранних стадиях. Чем раньше найдёте правильный канал или пользователей, тем быстрее сможете расти.
Когда и где надо внедрять HADI
HADI подходит для быстрой проверки «понятных» гипотез. Например, ищем идеальную формулировку для заголовка, самый выгодный баннер для РСЯ, дешевые аудитории для таргетинга на FB и т.д. Важно учитывать, что правильность гипотезы обязательно можно проверить числами и их изменениями.
HADI цикл помогает:
Быстро тестировать большое количество гипотез
Понимать, как решения влияют на результат бизнеса
Упростить контроль процессов
Как работать HADI–циклами
Вот как выглядит HADI–цикл:
Не все гипотезы будут подтверждаться, это нормально. Задача HADI – помочь найти «неправильные» решения и не тратить на них время.
1. Гипотеза (Hypothesis)
Записываем гипотезы, то есть изменения (действия), которые могут улучшить показатели вашей экономики. Выделяем ключевые показатели стартапа или бизнеса.
Например: «Изменение заголовка увеличит конверсию в регистрацию на лендинге на 5%».
Как правильно формулировать гипотезу?
Гипотеза формируется из того, что мы хотим узнать, понять, изучить:
О рынке
О спросе
О причинах
О страхах
О намерениях
О возражениях
О прочих аспектах
О чём угодно (почти)
Гипотеза ставится по принципу «Если …, то …».
Здесь поможет принцип SMART:
Specifiс: гипотеза должна быть конкретной. Всё должно быть описано чётко – куда идём, в кого целимся
Measurable: в чём должен измеряться результат и какой результат будет для нас хорошим. Какое–то количество заявок или продаж – то есть, измеряемый результат
Attainable: достижимые цели. Находятся ли цели в реальных пределах. Цель «запустить рекламные кампании завтра по всем клиентским сегментам» не подходит, потому что на это физически не хватит времени
Relevant: все гипотезы должны относиться к бизнесу и должны вести к цели проекта. Нет смысла идти и тестировать рекламный канал, если там всего 10 посетителей в месяц
Time-bound: обязательное ограничение во времени. Большие гипотезы надо стараться разбить на более мелкие. Желательный цикл проверки – 1-2 недели
Можно ставить любую гипотезу — главное иметь возможность её формально объективно проверить.
2. Действие (Action)
В начале каждого цикла берём несколько гипотез и начинаем их воплощать в жизнь. Например, мы переписываем заголовки и добавляем туда выгоду для клиента.
Главное — делать быстро и оперативно. Если изменение принесёт пользу, улучшить его и масштабировать будет несложно.
Какие действия необходимы?
Совершать нужно исключительно те действия, которые напрямую связаны с гипотезой.
Никаких лишних движений, ибо всё играет значение. Даже незначительные изменения в неключевых аспектах проверки гипотезы могут повлиять на аналитику.
Внести изменения — больше ничего не трогать, собирать статистику.
3. Аналитика (Data)
На этом этапе происходит сбор данных за заданный период. В нашем примере – это конверсия в регистрацию.
Анализируются внесённые изменения по отношению к изменениям ключевых показателей.
Как анализировать?
Если говорить про веб — это все метрики, аналитики и прочее. Обвешать всё триггерами, событиями на всех этапах, где человек взаимодействует с продуктом.
4. Выводы (Insights)
Этап так же называют интерпретацией.
Анализируем, сработала ли гипотеза. Если да, то планируем ее улучшение, масштабируем.
Как делать выводы?
Выводы делаются из аналитики, какие были изменения в метриках, больше, меньше или никаких.
Стали больше покупать или нет?
Стали больше нажимать или нет?
Стали меньше задавать вопросы при обращении или нет?
Стало больше переходов и на сколько по сравнению с прошлым?
Примеры использования HADI
Гипотеза – глаголы в названиях кнопок повысять кликабельность
Действия – назвать все кнопки глаголами
Аналитика – повесить событие Яндекс.Метрики, отследить количество переходов
Выводы – нажатий стало больше на 40%, подчёркнутые ссылки повысили кликабельность, переходов стало больше на 80%
Как было до теста:
Как стало:
Что не надо делать в HADI-циклах
1) Не надо ставить гипотезы «Капитан Очевидность»
Пример: «Если мы спустимся по лестнице, то окажемся на улице». Это не гипотеза.
У фермера стали умирать курицы. Он приходит к ветеринару за советом. Тот говорит: – Начерти круг и кидай в него зерно. Фермер начертил круг, стал кидать в него зерно, но куры все равно дохли. Тогда он опять пришел к ветеринару: – Что делать? – Нарисуй квадрат и бросай зерно в квадрат. Фермер нарисовал квадрат – куры дохнут. – Что делать? – Нарисуй треугольник и бросай зерно в треугольник. Фермер нарисовал треугольник – куры сдохли все. – Как жаль, а у меня было еще столько идей…
2) Не проверяйте одновременно несколько гипотез, которые влияют на одну метрику
Не поймёте, какая именно гипотеза сработала, что изменило показатель. Например, изменили описание продукта на сайте и сделали другую систему оплаты. Количество покупок упало. Почему? На этот вопрос ответ найти будет сложно.
3) Проверенные факты – это не гипотезы, а текущие задания
Пример: у нас уже есть процесс продаж и команда, которая звонит по определённой базе. Конверсия понятна. Не стоит каждый раз проверять гипотезу о прозванивании базы – мы также будем продолжать получать продажи.
4) Определите метрику, на которую влияет гипотеза
Пример: «Мы хотим поехать на форум в Сочи. Наверное, это будет прикольно». Зачем ехать на форум в Сочи? В чём будете измерять успех от участия в конференции?
5) Продумайте этап сбора и оценки результатов
В противном случае, получите результат, но не сможете его оценить или измерить. Тогда он не будет нести в себе никакой полезной для бизнеса информации.
6) Делегируйте текущие задачи
Если правильно формулируете гипотезы по разным метрикам, то параллельно могут идти несколько гипотез. Разные люди в компании могут проверять разные гипотезы.
Главная цель применения HADI–цикла – найти наибольшую ценность своего бизнеса и представить её для клиента так, чтобы он захотел её получить.