Что такое Lean Startup
Это методология "бережливого" (Lean) запуска бизнеса. Она включает целый ряд инструментов и практик. В числе самых известных: подход Customer Development и модель Lean Canvas.
Зачем нужнен Lean Startup
Большинство стартапов умирает в первый год своего существования. Причина — заканчиваются деньги. Вам нужно быть уверенными в том, что то, что вы делаете, будет востребовано. Lean Startup позволяет снизить риски и повысить вероятность выхода на рынок востребованного продукта.
Как использовать Lean Startup
Проведите Customer Development своей своей целевой аудитории. Создайте Lean Canvas. Провалидируйте вашу идею на людях — проверьте, готовы ли они платить деньги за ваш продукт.
Стартап является инновационным стилем работы
Он привлекателен
своей быстротой;
высокой динамикой;
быстрым результатом.
Большое преимущество стартапов в том, что они защищены от затянутых процессов, долгих согласований, бумажной волокиты в силу своей конструкции. Но есть одно «Но!»: стартапы имеют свойство проваливаться.
Почему так происходит?
Для этого зададимся вопросом «Сколько дефектов должно быть в продукте, чтобы он провалился?». Ответ: не важно. Важно, что многие прогорают на том, что у них нет потребителей этого продукта.
Мы видим причину в классике продакт–менеджмента – водопадном подходе. Там всё понятно: сначала известны проблемы, потом становятся известны решения. Результат: переход к следующей стадии (от согласования к реализации, например).
Как устроен процесс производства в Agile?
Реальная жизнь продукта такова:
Проблемы неизвестны – решения неизвестны. Так происходит потому, что нет Владельца продукта. Работа с рынком нулевая: никто ничего не знает о том, кому и как поставлять. Чего же не хватает для успеха? Стремления к результату. А для этого нужно обновлять и улучшать знания о конечном пользователе продукта.
LeanStartup — инновационный подход
Он сочетает в себе исследование пользователей и итеративное производство. Данный способ отлично подходит, как для старта новых продуктов с выходом на рынок, так и старта проектов в in-house.
Agile–подход позволяет нам быстро получить обратную связь от пользователей за счет потенциально готового продукта в конце каждой итерации. Но разработка даже одной итерации требует времени и сил.
Возникает вопрос: «Можно ли проверить свою идею, не сделав ничего?»
Прекрасный ответ – Flickr. В 2004 году он разрабатывался в виде онлайн–игры с чатами и обменом фото. А потом превратился в полноценный сервис для хранения фотографий и их обсуждения. Позднее стал своеобразной социальной сетью для фотографов.
Как так вышло? При его разработке велось общение с рынком и заказчиками. И разработчики корректировали свой путь. На стадии внедрения они попали в брешь восприятия, осознали, что игра никому не нужна, переосмысли свой продукт, а затем пришли к успеху.
1. Инноваторы – активно используют новую технологию, часто просто из–за интереса к ней, даже в ущерб преимуществам
2. Ранние пользователи – первые используют технологию из–за даваемых ей преимуществ
3. Раннее большинство — полагаются на других для получения практических советов
4. Позднее большинство – не интересуются технологией как таковой, покупают стандарт де факто
5. Поздние пользователи (отстающие) – не хочет ничего знать о технологии, опасается её и использует, когда не остаётся никакого выбора
Эффективный старт начинается с последователей продукта
Приоритетная задача – начать работать с ними. Вопрос: «Как? И зачем?»
Затем, чтобы:
изучать аудиторию быстрее
фокусироваться на разных категориях людей
быстрее стать лидером рынка
захватить его сегмент за сегментом
фокусировать ресурсы
Огромную роль (особенно на старте) играет тестирование идеи (customer development). CustDev фокусируется на облегчении перехода от фазы к фазе и решает проблему при охвате разных типов потребителей/пользователей. Отлично дополняется такими приёмами как Scrum и XP.
Стадии CustDev
Pivot в CustDev (англ. — поворот) – основанное на новых данных изменение гипотезы или бизнес–модели. Чем чаще это будет происходить, тем больше шанс ответить на актуальный вопрос рынка. Такие повороты приводят к скорейшему появлению минимально жизнеспособного продукта (MVP).
Им может стать что угодно: лэндинг, слайд презентации, одна страница текста, мокап экрана.
Как развивать Lean-стартап?
Т.к. стартап является новым шагом в развитии бизнеса, то ему нужны другие инструменты для внутреннего управления проекта. В частности, вместо бизнес–планов задачи самого стартапа отлично решает Business model canvas
И вот после всех изгибов и поворотов у вас появился MVP в виде гипотезы. Теперь нужно проанализировать идею. Поспрашивайте семью, друзей, знакомых, знакомых знакомых об этом. Узнайте в социальных сетях, кому нужно предлагаемое вами.
Делайте это следующим образом:
cначала обсудите проблему, затем существующий подход к ней, после предложите своё решение;
соблюдайте именно такой порядок;
избегайте «продажи» идеи;
фиксируйте обратную связь;
не спорьте о том, что «вы просто не понимаете!»;
обсуждать цену на данном этапе рано и несвоевременно.
После накопления валидной базы знаний можете приступать к разработке продукта, учитывая обратную связь. И главное: не останавливайтесь, даже выпустив готовую версию!
Бизнес с нуля
Чтобы ваш новый бизнес, который вы открываете с нуля, стал по–настоящему успешным, вам понадобится серьезно поработать еще на этапе, когда бизнес существует только как идея.
В этом тексте мы опишем пошаговый алгоритм для запуска бизнеса с нуля — от бизнес плана до первого маркетинга и первых продаж. Это ключевые этапы, через которые вам придётся пройти для создания нового бизнеса.
Если вы когда–нибудь задумывались о запуске и ведении собственного бизнеса, вы не одиноки.
Быть начальником самому себе, иметь гибкий график и нести больше финансовых выгод, связанных с прямым владением бизнесом — все это очень веские причины иметь собственную компанию.
Но, как и следовало ожидать, это не всегда (скорее даже редко) про регулярные отпуски и внушительный банковский счёт. Например, по данным SBA (Small Business Administration, «Управление по делам малого бизнеса»), 2/3 предприятий выживают как минимум 2 года, а около 50% выживают более 5 лет.
Так почему же процент смерти компаний такой высокий?
Ценность продукта — это очень важно, и мы регулярно говорим про этот фактор, когда говорим про подход Lean Startup. Если ваш продукт никому не нужен, или просто нужен не настолько сильно, чтобы люди готовы были за него платить столько, сколько вам нужно для выживания и роста — ваш бизнес умрёт, это только вопрос времени.
Для предприятий, которые потерпели неудачу на самом раннем этапе (первые 2 года), отсутствие планирования или плохое планирование также может быть основным фактором. Долгосрочная стратегия — это не «фишечка» глобальных компаний, это необходимый элемент любого успешного бизнеса.