LeadStartup
Виктория
Виктория
Продакт–менеджер
Риск
8 минут чтения

Изучите основные виды рисков в бизнесе, их сущность и примеры, а также эффективные методы управления для снижения их влияния.

Изучение видов рисков необходимо для минимизации потенциальных угроз и обеспечения безопасности
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут

Классификация рисков в бизнесе

Бизнес не просто так называют рискованной деятельностью. Не каждый, кто думает, что может быть успешным бизнесменом, действительно в итоге добивается высоких результатов.

Чаще всего подводит недостаточная подготовка к ведению дел. Для достижения целей мало иметь стартовый капитал и поддержку. Нужно понимать, с какой целевой аудиторией компания имеет дело, чтобы подстроиться под их ожидания. Также стоит изучить условия рынка и конкурентов, чтобы выстроить наиболее эффективную стратегию продвижения и продаж. Если не выполнить хотя бы этот минимум, то возрастает шанс столкнуться с наибольшим количеством рисков и их последствиями, чем если выбрать более предусмотрительную стратегию развития бизнеса.

Рискованные предприниматели в большей степени полагаются на свою интуицию, нежели на цифры и другие показатели. В некоторых случаях это действительно работает, а в других ситуациях лишь приведет к отсрочке ошибок, вызванных игнорированием рисков.

Классификация рисков – это необходимый процесс, так как это позволяет упростить дальнейший анализ и выбор методов и инструментов для их управления. Благодаря сегментации по различным признакам можно расставить приоритеты.

Условно все риски можно поделить на две большие группы – внешние и внутренние. В первом случае контролировать момент наступления события сложнее, но можно предпринять меры по управлению последствиями. Например, компания обязана соблюдать отраслевые стандарты. Чтобы избежать рисков, связанных с законом, необходимо провести обучение персонала. Причем важно, чтобы сотрудники не только знали о существующих ограничениях, но и действительно их соблюдали.

Внутренние риски максимально зависят от усилий руководства и команды. Например, чтобы лучше контролировать качество выпускаемой продукции и избежать рисков, связанных с издержками и репутацией, нужно позаботиться о подборе квалифицированного и ответственного персонала. Это позволит сократить количество возможных ошибок.

Ниже перечислим основные типы рисков, которые присущи большинству видов бизнеса. Они могут быть как внутренними, так и внешними.

Финансовые риски:

– Кредитный риск возникает из–за того, что контрагент может не выполнить свои финансовые обязательства по каким–либо причинам. Причем это может произойти как единожды, так и на протяжении долгого времени. Внешним фактором может быть наступивший финансовый кризис, внутренним – неэффективное распределение ресурсов, которое повлекло за собой лишние траты бюджета. В этом случае руководство должно позаботиться о том, чтобы все обязательные платежи, в том числе и кредитные, совершались вовремя. То есть лучше отказаться от каких–то других расходов или снизить их, чем потом выплачивать ещё и пени.

– Рыночный риск может быть вызван колебаниями цен на рынке, будь то ресурсы, сырьевые товары, стоимость услуг или валюта. Если не контролировать показатели и не следить за изменениями, то это может стать причиной роста издержек.

– Ликвидный риск наступает в том случае, если бизнесу не удается быстро реализовать активы без значительных потерь. В этом случае нужно позаботиться о выборе менее рискованной стратегии и распределить свои активы таким образом, чтобы они в меньшей степени зависели от внешних обстоятельств.

Операционные риски:

– Возникают в результате ошибок во внутренних процессах компании. Это могут быть сбои в поставках или производстве, несоблюдение должностных инструкций и отраслевых стандартов и прочие действия, так или иначе связанные с разработкой и реализацией продукции или проекта.

Стратегические риски:

– Наступают из–за ошибок в выборе стратегии в целом или из–за ошибок в выборе средств и методов в частности, что может в целом отразиться на эффективности бизнеса. Поэтому так важно четко определять критерии успеха и своевременно проводить анализ рисков, чтобы оценить, каким образом они повлияли на достигнутые результаты и как это отразится на конечной цели. Если этого не сделать, то это приведет к потерям, снижению доли на рынке или потере репутации и лояльности среди целевой аудитории.

Соответствие и юридические риски:

– Как правило, возникают, когда компания каким–либо образом нарушает законы и нормативные акты внутри отрасли. Как следствие, это приведет к штрафам, санкциям, судебным разбирательствам и репутационным потерям. Например, если пищевое производство будет нарушать санитарные нормы, то это может привести к проблемам со здоровьем у потребителей, а в некоторых случаях вплоть до летального исхода. В зависимости от тяжести нанесенного урона, меры наказания могут быть разными.

Репутационные риски:

– В этом случае свою роль может сыграть большое количество факторов, как внешних, так и внутренних. Если компания не занимается обработкой обратной связи от клиентов, то она может упустить что–то важное. Это не обязательно может быть негативный отзыв, но, например, вопрос или даже просьба решить какую–то конкретную проблему, связанную с продуктом или услугой. Игнорирование таких обращений может также сложить негативное впечатление о бизнесе, как ненадежном и не заинтересованном в своих клиентах.

Технологические риски:

– Возникают по причине неисправности программ или оборудования, из–за неудачного внедрения новых технологий или просто по стечению обстоятельств, на которые компания не могла повлиять, потому что они из внешней среды. Например, бренд открыл собственный интернет–магазин, но в процессе разработки сайта торопились уложиться в сроки, поэтому не провели достаточное количество проверок на нагрузку. В итоге в период распродажи работа интернет–магазина сначала замедлилась, а затем он и вовсе перестал быть доступным для покупателей. Что вызвало недовольство со стороны пользователей и частичную потерю клиентов.

Экономические риски:

– Это внешние факторы микро и макроэкономики, которые трудно предотвратить, но можно подготовиться к их последствиям. Обычно это делается через стабилизацию внутренней среды бизнеса, снижение издержек и накопление активов.

Политические и социальные риски:

– Ещё одни внешние трудноуправляемые факторы, за которыми нужно следить, чтобы уметь быстро к ним адаптироваться. На первый взгляд, они могут казаться неважными, но на самом деле политика и социальные явления отражаются на покупательской способности, а значит, это может отразиться и на прибыли.

Экологические риски:

– Работают в обе стороны. То есть как окружающая среда может повлиять на эффективность бизнеса, так и наоборот. В первом случае это, например, могут быть стихийные бедствия. Во втором случае это может быть несоблюдение экологических норм. И то, и то носит репутационные и экономические последствия для бизнеса.

Процесс поиска и анализа рисков происходит на постоянной основе, так же как и управление ими. Если этого не делать, то это снизит общую эффективность компании и приведет к тому, что последствия ошибок будут критическими. Тогда их сложнее будет устранить.

Какие ошибки приводят к возникновению рисков в бизнесе?

Ошибки являются причиной возникновения рисков. Они могут совершаться случайно из–за отсутствия опыта и знаний. Но иногда это безответственность, которая может дорого стоить.

Существует множество способов управления рисками, в том числе стратегия избегания. То есть когда компания прилагает все усилия, чтобы минимизировать вероятность наступления ситуации, которая может негативно отразиться на деятельности бизнеса.

Ниже перечислим наиболее распространенные ошибки, которые можно постараться предотвратить или хотя бы снизить степень влияния их последствий.

Первая причина – это неправильное планирование и прогнозирование.

– Во–первых, это может произойти по причине недостаточного количества информации о ситуации на рынке и целевой аудитории. Иногда может оказаться, что источники были ненадежными, поэтому данные вообще недостоверные или устаревшие.

– Во–вторых, ошибка может возникнуть из–за когнитивных искажений. То есть прогноз либо чрезмерно позитивный, либо, наоборот, слишком пессимистичный. В этом случае свою роль также может сыграть субъективная оценка, которая не была подвержена критике. Так обычно происходит, если анализом и принятием решений занимается только один человек, а не группа людей, где мнения могут разделиться и это станет поводом для обсуждений.

Вторая причина – игнорирование рисков.

Компания может либо вовсе не заниматься поиском и анализом рисков, либо не уделять достаточного внимания тому, чтобы разработать план превентивных мер.

Важно не просто искать риски, но и управлять ими, чтобы постепенно вероятность их наступления становилась все ниже. Это возможно только за счет постоянного улучшения процессов, а также подготовки к тем ситуациям, которые трудно будет избежать, но можно перенести более эффективно.

Третья причина – финансовые ошибки.

Управлению финансовыми потоками нужно уделить отдельное внимание. От этого зависит слишком много факторов. Это и заработная плата сотрудников, кредиты, коммунальные услуги, операционные расходы и прочее. Поэтому каждая денежная операция должна быть зафиксирована, чтобы была возможность обнаружить потери и излишние необоснованные траты. Также можно использовать инструменты автоматизации для того, чтобы не забывать о совершении регулярных операций.

Если компания стремится к росту и развитию, то ей стоит побеспокоиться о диверсификации доходов. Если сосредоточить свою деятельность только на одном источнике дохода, то в случае возникновения кризиса или критической ошибки, будет сложно восстановиться.

Четвертая причина – несоответствие нормативам.

Наличие отраслевых стандартов и техники безопасности на предприятии позволит избежать многих рисков и их последствий. Сотрудники не просто должны быть оповещены о наличии неких стандартов, к которым стоит стремиться. Это не рекомендация, а требование обязательное к исполнению. От этого зависит качество производимых товаров и услуг, а также финансовая стабильность.

Нарушение законодательных нормативов может не только привести к росту издержек, но также к серьезным юридическим рискам. Поэтому необходимо разработать наиболее эффективный алгоритм действий по разным задачам и постоянно следить за его соблюдением. Это не только позволит избежать рисков, но также способствует росту качества продукта или проекта.

Пятая причина – человеческий фактор.

Это вообще, пожалуй, самый опасный фактор риска. Он действует как внутри, так и извне.

Внешний человеческий фактор заключается в переменчивости потребительского поведения. Это может происходить достаточно резко под влиянием социальных, экономических, культурных и политических аспектов. Конечно, если компания регулярно изучает рынок и его тенденции, то подстроиться под новые условия будет проще. Важно обращать внимание на долгосрочные тренды, чтобы идти на опережение.

Внутренний человеческий фактор может проявляться множеством способов. Ошибки в выборе сотрудников, когда нанимаются специалисты, которые не только не имеют нужной квалификации, но и не замотивированы на то, чтобы развиваться и активно вовлекаться в развитие компании. Это приводит к большому количеству ошибок, снижению качества и текучести кадров.

Отсутствие системы мотивации также может привести к тому, что даже те, кто изначально были заинтересованы в работе, могут потерять мотивацию. Причем речь идет не только о том, чтобы поощрять сотрудников дополнительной премией, но также поддерживать их инициативы, проводить обучение и продвигать наиболее перспективных.

Шестая причина – технологические ошибки.

Использование устаревших технологий, которые не справляются с растущей нагрузкой. К тому же, если не проводить своевременного обслуживания оборудования, то риск поломки возрастает. Тогда впоследствии это может привести к снижению эффективности и даже к сбоям в производстве.

Также при внедрении новых технологий нужно провести обязательное обучение персонала, даже если кажется, что интерфейс максимально простой и интуитивно понятный. Некоторые важные функции и опции могут оказаться неочевидными.

Кроме того, стоит позаботиться о кибербезопасности, чтобы защитить как собственные данные бизнеса, так и пользователей программы или услуги. Это не только позволит избежать взлома, но также и юридических рисков.

Седьмая причина – плохая коммуникация.

Внутри компании должна быть налажена открытая и доверительная коммуникация, чтобы все ошибки были своевременно обнаружены. Это позволит устранить проблему в самом начале, пока она не дала серьезных последствий.

Также не стоит забывать о коммуникации с поставщиками, клиентами и другими заинтересованными лицами. Необходимо стремиться к высокому уровню лояльности с их стороны, чтобы обеспечить себе более стабильное положение в бизнес–среде.

Все обращения должны обрабатываться, не оставаться без реакции. Это нужно и для того, чтобы вовремя находить риски, и для того, чтобы управлять репутацией компании.

Восьмая причина – недостаток адаптивности.

Гибкость компании играет большую роль в устранении рисков и их последствий. Нужно стремиться постоянно улучшать свои процессы, чтобы получать более качественные товары и услуги. Компания, которая не следит за изменениями требований со стороны целевой аудитории, рискует стать неактуальной и неконкурентоспособной. Важно не только защищаться от рисков, но также искать возможности, чтобы добиваться своих целей более эффективно.

Управление рисками – это не просто жизненная необходимость бизнеса для того, чтобы оставаться на плаву. По сути, это должно стать своего рода культурой, в которой и руководство, и подчиненные стремятся добиться более высоких результатов любыми способами, в том числе и за счет устранения рисков и их последствий.