Что такое анализ конкурентов?
Анализом конкурентов называют процесс, направленный на изучение деятельности компаний, которые занимаются предоставлением похожих или заменяющих товаров и услуг.
Конкуренты могут быть как прямыми, так и косвенными.
В первом случае, их продукция или услуги являются идентичными. Причем, схожесть будет не только в том, что они предлагают, но и в том, как они это делают. Под этим подразумевается ценовой сегмент и позиционирование. Соответственно, они будут иметь ту же целевую аудиторию, за которую придется бороться и делить.
Косвенными являются конкуренты, предлагающие аналогичные товары и услуги, но имеющие существенные отличия. Например, это может быть продукт, который выполнен из более качественных материалов или имеет дополнительные функции, поэтому рассчитан на другой ценовой сегмент. Соответственно, и целевая аудитория будет отличаться.
Ещё косвенными конкурентами можно назвать компании, которые предлагают товары и услуги, способные заменить продукты. Самый простой пример приложения с головоломками. Одни могут быть направлены на развитие логики, а другие – на развитие творческого мышления. И те, и другие заставляют человека менять привычный образ мышления и развиваться.
Зачем нужен анализ конкурентов?
Анализ конкурентов является регулярной процедурой. Чтобы он не был слишком объемным и трудоемким для реализации, обычно определяют конкретную цель. Это позволит сократить параметры поиска и критерии отбора информации, которая будет ценной для дальнейшей обработки.
Выход на рынок
В этом случае анализ конкурентов осуществляется с целью оценки того, насколько среда является благоприятной для старта бизнеса.
Обращают внимание на количество конкурентов, чтобы понять, какую долю можно захватить на рынке. Отсюда можно сделать вывод о том, какое количество ресурсов, времени, да и вообще усилий потребуется на то, чтобы достичь желаемых целей. Предварительный анализ этих параметров позволит оценить насколько рентабельным является бизнес и какие у него есть перспективы развития.
Анализ конкурентов является лишь одним из параметров в принятии решений. Поэтому не стоит рассматривать его в качестве основного фактора для начала дела. Даже в условиях высококонкурентной среды компания может выделить какие–то свои уникальные особенности продукта или услуги, которые привлекут целевую аудиторию.
Поиск уникальности и конкурентных преимуществ продукта
Когда решение о выходе на рынок уже принято, анализ поможет определить собственные сильные и слабые стороны, а также сильные и слабые стороны конкурентов. На основе этого можно сформировать уникальное торговое предложение. Особенно это важно в том случае, если компания предлагает не какой–то уникальный продукт или услугу, а уже востребованный продукт.
Определить, какой из параметров будет отличать бренд от конкурентов, можно разными способами. Некоторые используют для этого поисковые системы и вводят туда отраслевой запрос. Кто–то применяет карту рынка или другие маркетинговые инструменты.
Ценовая политика
При формировании ценовой политики стоит обращать внимание на то, какую стоимость товаров и услуг устанавливают конкуренты, но это опять же не должно стать ключевым параметром.
Диапазон стоимости предложения не должен слишком сильно колебаться в разные стороны. И слишком высокая, и слишком низкая цена – отпугивают, так как в представлении потребителей они могут не соответствовать характеристикам продукта. Кроме того, если расходы на производство не будут покрываться, это быстро приведет к потерям.
Разработка стратегии
Здесь можно говорить как в целом про бизнес–стратегию, по которой компания может двигаться для достижения цели, так и в частности. Например, для выбора маркетинговой стратегии.
Анализ конкурентов помогает взглянуть на то, какие каналы коммуникации и сбыта используют другие бренды, чтобы обозначить свое присутствие на рынке. Нужно посмотреть на то, какие активности они проводят для вовлечения аудитории и получения от нее фидбэка.
Изучение торговых площадок позволит лучше оценить уровень сервиса взаимодействия с потребителями. Какими способами можно связаться с компанией для урегулирования вопросов и проблем.
Поиск идей для развития и роста
Если компания находится в поисках новых направлений и возможностей, то анализ конкурентов может в этом помочь. Некоторые из них предоставляют дополнительные услуги по сервису товаров, либо предлагают сопутствующие продукты, которые могут дополнять основной ассортимент. Таким образом, бизнес может обеспечить себя большими источниками дохода и тем самым быть более экономически стабильным.
Информацию по конкурентам приходится обновлять постоянно. Во–первых, потому что меняется рынок и его условия, а значит и сами стратегии продвижения и продаж. Некоторые бренды уходят, поэтому будет полезно проанализировать, почему они провалились. Во–вторых, цели исследования могут быть разные, поэтому акцент будет ставиться на разные параметры, чтобы получить корректный результат.
Этапы проведения анализа конкурентов
Процесс изучения и оценки конкурента является последовательным. Чтобы получить исчерпывающие результаты, необходимо пройти несколько шагов:
– Определить цель
– Выбрать конкурентов
– Собрать данные
– Структурировать данные
– Сформировать отчет.
Теперь подробнее остановимся на каждом из них подробнее.
Первый этап: постановка цели
Это то, с чего начинается любое исследование, потому что на основе цели определяются ключевые параметры, требующие внимания. То есть будут выбираться именно те количественные и качественные показатели, которые предоставят наиболее полную картину о конкурентах и их деятельности.
Например, при выходе на рынок изучаются такие аспекты, как: – количество и качество конкурентов, то есть какую нишу они занимают и как активно ведут деятельность по привлечению клиентов;
– стратегии маркетингового продвижения, целевая аудитория, каналы коммуникации, виды рекламы и т.д.
– отзывы клиентов о предоставленных услугах или купленной продукции, чтобы определить уникальность предложения, а также плюсы и минусы конкурентов. Сюда же можно отнести уровень сервиса, который компания предоставляет для сопровождения и поддержания потребителей.
Чем четче будет сформулирована цель, тем точнее будут конечные результаты. Для этого нужно понимать, какие результаты ожидаются и как именно они могут помочь бизнесу.
Второй этап: выбор конкурентов
На рынке может быть представлено большое количество игроков, но не все они имеют ценность. Необходимо уделить особое внимание только ключевым конкурентам, которые имеют наиболее высокие показатели эффективности и прибыльности. Если компания занимает достаточно большую долю на рынке, значит, ей удалось завоевать доверие потребителей, и поэтому ее история успеха будет наиболее привлекательной для изучения.
Как искать конкурентов?
– Самый простой способ ввести запрос в поисковой системе. В первую очередь результат выдадут те компании, которые вкладываются в свое продвижение. Это значит, что при аналогичном поиске пользователи увидят их, и скорее всего, не пойдут дальше.
– Отраслевые рейтинги. Они могут быть представлены в различных печатных и электронных изданиях бизнес–формата. В некоторых случаях списки лидеров сопровождаются некоторой информацией и статистикой по эффективности и доходности компаний.
Бизнес–мероприятия да и в целом любые другие типы мероприятий, где компании могут взаимодействовать со своими потенциальными клиентами. Все зависит от сферы бизнеса. В отрасли В2В это могут быть презентации и выставки, а для В2С – например, городские ярмарки.
– Торговые центры и магазины, а также сервисные центры, кабинеты, салоны и т.д. То есть буквально выйти в поля, чтобы оценить условия и предложения разных ценовых сегментов в разных районах города или даже региона.
– Проведение маркетинговых исследований. Если есть собственный маркетолог, то эту ответственность можно возложить на него, так как он имеет необходимые навыки и знания. Если нет, то лучше обратиться на аутсорс при наличии соответствующих возможностей.
– Для поиска косвенных конкурентов можно воспользоваться фреймворком Jobs to Be Done. С его помощью удается понять, какие мотивы поведения имеет целевая аудитория, а также определить долгосрочные тенденции. Основная идея метода заключается в том, что люди «нанимают» продукт или услугу с целью выполнения определенных задач или для закрытия определенных потребностей. Использование данного инструмента подразумевает проведение глубинных интервью с целевой аудиторией и фокус–группами.
Третий этап: сбор данных
Для этого используются все открытые и актуальные источники, которые содержат достоверную и непротиворечивую информацию. Интересуют как количественные, так и качественные показатели успеха. Опять же, выбор конкретных параметров будет зависеть от конечной цели анализа конкурентов.
Например, если компания занимается разработкой маркетинговой стратегии, то в первую очередь она будет обращать внимание на видимость бренда на рынке и уровень доверия со стороны пользователей. Для этого будут изучаться социальные сети, количество подписчиков, количество активных пользователей, число негативных и положительных отзывов и т.д. Чем чаще компания и ее продукт упоминаются в сети, тем большее людей о ней знает. Соответственно, тем больше потенциальных клиентов она имеет.
Поэтому стоит заострить свое внимание на том, какие каналы коммуникации она использует и к каким методам продвижения прибегает.
Четвертый этап: структурирование данных
Этот этап необходим для того, чтобы дальнейшая обработка информации происходила с наименьшими рисками. Необходимо избавиться от лишних данных, в которых нет уверенности по каким–либо причинам. Оставшиеся нужно структурировать и визуализировать. Тогда дальнейший анализ будет менее трудоемким, а влияние человеческого фактора снизится.
Данные можно представить в форме таблиц, графиков и диаграмм. Это будет зависеть от типа информации, которая будет структурироваться. Например, круговая диаграмма может показать долю конкурентов на рынке.
Пятый этап: формирование отчета
Информация не должна иметь оценочной окраски. Исключительно фактические данные с цифрами и экспертное мнение, чтобы делать выводы исходя как из количественных, так и качественных показателей.
Кроме того, отчет должен быть понятным для всех участников бизнес–процесса языком, будь то коммерческий директор, инвестор или другое заинтересованное лицо.
Методы анализа конкурентов
Для анализа конкурентов может использоваться несколько инструментов в зависимости от конечных целей исследования. Его можно проводить как вручную, так и с использованием средств автоматизации.
SWOT–анализ
Наиболее часто используемый маркетинговый инструмент. Он задает основу, от которой можно выбирать другие методы для более углубленного анализа. Благодаря SWOT–анализу компания может изучить сильные и слабые стороны рынка и конкурентов, а также существующие возможности и угрозы.
Для того, чтобы его применить на практике, исследователи прибегают к следующим типам вопросов.
Сильные стороны
– Почему клиенты считают этот бренд привлекательным?
– Какие положительные аспекты чаще всего можно встретить в отзывах о компании и ее продукции?
– Какие технологические и ресурсные преимущества имеет компания?
Слабые стороны
– Почему клиенты отказываются от предложений бренда?
– Какие негативные аспекты чаще всего можно встретить в отзывах о компании и ее продукции?
– Какие ограничения имеет компания для развития и охвата рынка?
Возможности
– Как текущие условия экономической среды могут способствовать развитию бренда?
– Какие тренды существуют в индустрии в настоящий момент?
– Какую помощь и поддержку можно получить от государства?
Угрозы
– Как текущая экономическая обстановка может негативно отразиться на деятельности компании?
– Какое законодательство может ограничить действия бренда?
– Какова вероятность роста числа конкурентов на рынке?
Эти вопросы дают первоначальное представление о рынке и конкурентах. В зависимости от отрасли и целей анализа можно углубиться в исследования и использовать дополнительные вопросы, которые улучшат понимание ситуации.
Чаще всего SWOT–анализ применяется в совокупности с другими маркетинговыми и аналитическими инструментами, так как не дает полного представления о конкурентах.
Метод Портера
Концепцию предложил американский экономист Майкл Портер. Суть заключается в том, чтобы оценивать бизнес и конкурентов на основе пяти параметров:
– поставщики
– конкуренты
– новые игроки
– потребители/клиенты
– продукты–заменители
Для удобства концепция структурирована в виде таблицы:
Угроза | Характеристика |
Давление со стороны поставщиков | Чем меньше поставщиков в сфере деятельности, тем вероятнее, что они будут диктовать условия сотрудничества, которые в первую очередь будут удовлетворять их потребности. Это, в свою очередь, может осложнить выход нового бизнеса на рынок или развивать уже существующие направления. |
Давление со стороны покупателей | Положение бизнеса на рынке определяется потребностями и требованиями потребителей/клиентов. В этом направлении анализируют, насколько потребители привязаны к продукту или услуге, чтобы понять, насколько легко могут сменить их на конкурентные предложения. |
Давление со стороны действующих конкурентов | Это позволяет оценить, существуют ли угрозы демпинга, какой есть потенциал для роста и так далее. То есть сложить общее представление о том, какие есть ключевые игроки на рынке и что они из себя представляют. |
Давление со стороны потенциальных конкурентов | В этом случае оценивается частотность появления новых игроков на рынке, как надолго они задерживаются и какие методы продвижения используют. Также анализируются их возможности и ограничения, да и в целом условия индустрии в текущий момент. |
Давление товаров–заменителей | В рамках этого исследования оценивается вероятность того, что конкуренты могут создать продукты и услуги, способные заменить существующий бизнес. |
Благодаря анализу методом Портера компания может сформулировать стратегию долгосрочного развития.
Сравнительный анализ конкурентов
Этот метод также позволяет визуализировать и структурировать информацию о конкурентах по определенным параметрам, которые будут зависеть от целей анализа.
Например, если компания хочет разработать собственную маркетинговую стратегию, то она может выделить трех ключевых конкурентов и оценить их присутствие в социальных сетях.
Название социальной сети | TOV | Куда ведут из соцсетей | Рубрики | Частота постов | Средние охваты | Среднее количество лайков | Количество подписчиков | |
Конкурент 1 | ВК | дружелюбный | остаются в соцсети | новости, лайфхаки, конкурсы, факты | ежедневно | около 15000 просмотров | 30-40 | 35 000 |
Конкурент 2 | ВК | официальный | лендинг | анонсы, новости, опросы | 4 раза в неделю | около 500-700 просмотров | до 10 | 3500 |
Конкурент 3 | Вк | нейтральный | сайт | новости, лонгриды об отрасли | 3 раза в неделю | около 1500 просмотров | 10-20 | 4500 |
Этот инструмент позволяет подробнее рассмотреть отдельно взятые аспекты бизнеса конкурентов.
Каждый из этих инструментов может быть адаптирован под конкретные цели конкурентного анализа и идти в дополнение к другим методам исследования.