Что такое SMART?
Есть разные варианты расшифровки аббревиатуры.
Доран в 1981 году сформулировал так: Specific (конкретный)
Measurable (измеримый)
Assignable (назначаемый)
Realistic (реалистичный)
Time related (связанный со временем).
Но сейчас чаще используется:
Specific (конкретный)
Measurable (измеримый)
Achivable (достижимый)
Relevant (важный)
Time related (ограниченный во времени)
Рассмотрим каждый критерий:
Specific
Конкретность.
Цель по системе SMART должна быть ясной и понятной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.
Важно четко понимать, что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Каким образом?
Measurable
Измеримость
Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.
Какие числовых показатели покажут завершение цели?
Achivable
Достижимость.
Поставленная цель должна быть амбициозной, но достижимой.
Нужно ответить себе на вопрос: Возможно ли вообще достижение данной цели? Не выходит ли она за грани возможностей?
НО: возможно разделение цели на подцели, которые как раз и могут быть достижимы
Relevant
Важность.
Тут все просто- если цель не важна, что зачем мы вообще этим занимаемся?
Time related
Ограниченный во времени.
Если цель не имеет четких временных рамок- всегда найдется причина ее отложить.
Почему результат не соответствует ожиданиям?
Планирование и постановка целей- не только инструмент менеджмента для эффективного управления рабочим процессом, но и то, что любой из нас использует в повседневной жизни. Однако, несмотря на поставленную цель, зачастую получается так, что результат не соответствует ожиданиям.
Давайте возьмем 3 примера:
Пример 1:
На ежеквартальном совещании собственник бизнеса подводит итоги работы за 1 квартал и ставит цели менеджменту повысить прибыль в следующем квартале.
Пример 2:
Команде разработчиков ставят задачу обновить сайт (добавить логотип компании, информацию о наградах итд)
Пример 3:
Человек хочет похудеть.
Проходит время, и через какой–то период оказывается, что:
В примере 1: Прибыль компании увеличилась на 100 тыс. рублей во 2 квартале за счет повышения цен на продукцию (при этом количество клиентов даже сократилось).
В примере 2: сайт в процессе изменений
В примере 3: Человек похудел на 3 кг.
Казалось бы цель достигнута, но довольны ли те, кто ставил цели?
Как оказалось нет.
Собственник первой компании хотел увеличения прибыли на 1 млн.рублей и не за счет роста отпускных цен, а за счет привлечения новых клиентов и повышения среднего чека.
Заказчик сайта хотел запустить обновленный сайт к новому году, но не сообщил об этом команде разработки и вопрос обновления сайта решался по остаточному принципу.
Человек хотел похудеть не на 3, а на 10 кг за 1 месяц, не понимая, что такие темпы похудения нереальны.
В чем же дело? Скорее всего в постановке целей! Возможно цели были поставлены неправильно. Но тогда как правильно? Как поставить цель так, чтобы она привела к желаемому результату?
Давайте разбираться.
Еще с 1940-х годов инженерные и учёные публикации начали дискуссию об измеримых целях.
А уже в ноябре 1981 в журнале «Management Review» Джордж Доран в статье «There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives» обсуждал важность целей и сложность их постановки при выполнении сложных проектов. Там же он изложил свою схему для комплексной постановки задач.
В 1988 году Бланчард и Херси (англ. Blanchard and Hersey) включили в пятое издание своей книги «Management of Organizational Behavior» (Hersey & Blanchard, 1988, p. 377–382) аббревиатуру SMART с комментарием, что изложенная ими методика основана на их более ранних, с 1981 года, работах.
Так что же такое SMART? Чем оно может помочь в достижении поставленный целях? И почему спустя 30 лет это технология до сих пор актуальна?
Примеры правильной постановки целей
Итак вернемся к нашим примерам.
В примере 1 по SMART цель должна была бы звучать так:
Увеличить на 1 млн. рублей (Мeasurable (измеримый) объем прибыли во 2 квартале (Time related (ограниченный во времени)) за счет увеличения числа клиентов и суммы среднего чека (Specific (конкретный)), это на 15%больше чем в 1 квартале (Achivable (достижимый)), что позволит нам сохранять лидирующие позиции на рынке и не только сохранить рабочие места сотрудникам, но и выплатить бонус по итогам отчетного года (Relevant (важный)).
И еще раз:
«Увеличить на 1 млн. рублей объем прибыли во 2 квартале за счет увеличения числа клиентов и суммы среднего чека, это на 15% больше чем в 1 квартале, что позволит нам сохранять лидирующие позиции на рынке и не только сохранить рабочие места сотрудникам, но и выплатить бонус по итогам отчетного года.»
Пример 2
Правильная постановка цели должна звучать так:
«До 20 декабря текущего года для удобства и повышения лояльности клиентов обновить 3 раздела сайта компании:
1) в раздел «Контактная информация» добавить схему проезда к складу.
2) в раздел «Наша команда» добавить фотографии менеджеров.
3) в раздел «Акции и спец.предложения»- добавить информацию о новой бонусной программе. «
Пример 3
«Похудеть за 6 месяцев к 1 октября следующего года на 10 кг за счет :
1) контроля питания с диетологом (не более 1600 ККал в день).
2) посещения тренажерного зала 3 раза в неделю.
Для того чтобы вернуть спортивную форму и 15 октября принять участие в массовом забеге.»
Как видно, чем четче поставлена цель- тем легче получить необходимый результат.
Но стоит помнить, что даже грамотная постановка цели не заменяет ее исполнение.