Что такое среднесрочные цели
Среднесрочные цели – это цели, которые ставятся на более длинный срок, чем краткосрочные, и на более короткий, чем долгосрочные. Они обычно достигаются путем выполнения нескольких краткосрочных целей, а несколько среднесрочных целей составляют одну долгосрочную. Для достижения краткосрочных целей обычно требуется менее года, в то время как долгосрочные цели могут достигаться десять лет и более. Среднесрочные цели требуют от 1 до 5 лет на их достижение.
В процессе развития компании вы можете установить для сотрудников одну крупную среднесрочную цель или ряд более мелких. При этом важно, чтобы среднесрочные цели совпадали с более крупными. Вы можете контролировать прогресс их достижения каждый несколько месяцев, чтобы определить, насколько успешно вы справляетесь с этой работой.
Среднесрочные цели важны для любой компании. Они позволяют оценить, правильно ли происходит развитие компании, отследить ее прогресс и понять, стоит ли пересмотреть решения и выбрать более мелкие цели. Среднесрочные цели позволяют сделать долгосрочные цели более управляемыми и понятными и дают достаточно времени, чтобы добиться большого прогресса в развитии компании и при этом сохранить приоритеты и ценности, которые вы определили в момент постановки целей.
Как создавать среднесрочные цели
При создании среднесрочных целей необходимо выполнить следующие этапы:
Понять, чего нужно достичь.
Разделить долгосрочные цели на более мелкие задачи.
Организовать среднесрочные цели.
Составить график.
Сохранять гибкость планов.
Понять, чего нужно достичь
При создании целей важно для начала проанализировать ценности компании, ее миссию и видение. Необходимо понять, какого результата в целом вы хотите достичь в течение нескольких лет работы компании. Это поможет вам составить список более конкретных целей. Вы можете сосредоточиться на отдельных областях развития компании, например, на внутренних процессах компании или увеличении продаж. Вы также можете уделить внимание усовершенствованию и доработке продуктов компании, развитии маркетинга и взаимодействии с клиентами. Перед созданием среднесрочных целей важно создать список целей. Каждую из них необходимо проанализировать, определить, стоит ли ее достижение потраченного времени, усилий и ресурсов. На основе ответов на эти вопросы вы сможете сузить список возможных целей и определить, каких результатов вы должны достичь и на каких целях вам лучше сосредоточиться.
Разделить долгосрочные цели на более мелкие задачи
Те цели, которые вы изначально выбрали, относятся, скорее, к долгосрочным. Они обычно слишком масштабны, чтобы вы могли достичь их в ближайшие несколько лет. Именно поэтому их важно разбить на более мелкие и достижимые задачи. Вам нужно создать определенный план действий, в котором будет указана общая цель и более мелкие подцели, которые нужно будет выполнить для достижения результата. Каждая подцель – это и есть среднесрочная цель. Среднесрочные цели более конкретны, и сочетание нескольких из них поможет вам достичь долгосрочного положительного результата. Например, если долгосрочной целью является увеличение доли рынка, вы можете поставить в качестве среднесрочных целей разработку новых продуктов и доработку уже существующих, проведение рекламных кампаний и работу с клиентами.
Организовать среднесрочные цели
После получения списка среднесрочных целей необходимо записать их или сохранить так, чтобы вы и исполнители задач были постоянно в курсе того, что им нужно сделать. Это позволяет сделать из гипотетических целей осязаемые задачи. Вы можете вести эти записи на видном месте: это позволит не терять мотивацию ни вам, ни вашим сотрудникам. Для наглядности можно поставить в отделе доску, на которой вы будете писать цели и вычеркивать уже достигнутые результаты. Это позволит вам отследить прогресс и понять, насколько быстро вы выполняете отдельные цели.
Составить график
Чтобы отслеживать прогресс в достижении целей и поддерживать оптимальную скорость работы сотрудников, необходимо составить определенный график. В рамках этого графика вы можете выбрать сроки для каждой цели и определить, каким образом вы должны осуществлять работу над каждой задачей. При этом не забудьте указать планируемые сроки выполнения каждой задачи или вручную, или в специальных инструментах, а лучше даже составьте специальное расписание, по которому будете работать вы и ваши подчиненные. В графике нужно обязательно учитывать срочность каждой цели и ее приоритетность, занятость сотрудников. В зависимости от нагрузки специалистов вы можете увеличивать или уменьшать количество целей, на которые они должны обратить внимание.
Сохранять гибкость планов
Все цели, в том числе и среднесрочные, могут меняться с течением времени. В работе компании или на рынке, на котором вы работаете, могут произойти резкие изменения, которые неизбежно повлияют на цели и планы. Сохранение гибкости позволит вам своевременно пересматривать ориентиры и соотносить их с меняющейся ситуацией и приоритетами. Не забывайте регулярно оценивать цели, измерять прогресс и проверять график. Это поможет вовремя заметить сложности, с которыми сталкивается команда, решить их и избежать серьезных задержек и потерь. В случае, если работа проходит без проблем, соотношение целей с графиком помогает убедиться, что они все еще должны быть исполнены или уже исполнены.
Советы по созданию среднесрочных целей
Чтобы выбрать подходящие цели, важно придерживаться следующих правил:
Конкретика. Выбирайте конкретные цели. Это значит, что каждая цель должна быть описана так, чтобы при ее озвучивании и работе над ней не возникало разночтений и недопониманий. Старайтесь подобрать те цели, для которых можно будет установить четкие параметры. По этим параметрам в дальнейшем вы сможете определить, достигли ли вы желаемого результата, или же нет.
Измеримость. Измеримые цели позволяют вам определить степень их достижения и четко уловить тот момент, когда вы их достигаете. Измеримость снижает уровень недопонимания в коллективе и позволяет осуществлять полноценный контроль работы сотрудников на каждом этапе, что способствует своевременному устранению рисков, снижает вероятность задержек и сложностей в процессе работы.
Достижимость. Для увеличения мотивации сотрудников важно, чтобы цели были реалистичными. При этом необязательно искусственно облегчать задачи для сотрудников таким образом, чтобы их выполнение не требовало усилий в принципе. Достаточно выбрать задачи такого уровня, чтобы сотрудники могли ее выполнить. При этом сложность задачи может даже мотивировать сотрудников достигать определенных целей. Сложные цели – это хороший способ увеличить уровень навыков и компетенций специалистов и, как следствие, добиться повышения их профессионализма.
Соответствие целей друг другу. Среднесрочные цели должны быть напрямую взаимосвязаны с долгосрочными и краткосрочными. Это позволяет не распылять внимание, фокусироваться на достижении определенного результата. В этом случае каждая новая цель – это ступенька к достижению главной задачи, которая стоит перед всей компанией. Такая система целеполагания позволяет не только сконцентрироваться на достижении самой крупной, долгосрочной цели, но и понять, каким именно должен быть путь к достижению определенного результата.
Точные сроки достижения целей. Важно, чтобы каждая цель имела точные сроки выполнения. Это позволяет постоянно контролировать процесс выполнения задач, отслеживать, как продвигается работа отдельных сотрудников, определять существующие проблемы на стадии их возникновения и не допускать серьезных промахов и ошибок, которые могут повлиять всю работу компании и итоговый результат выполнения отдельных этапов плана. Также точные сроки достижения целей позволяют точнее распределить более мелкие задачи внутри каждой цели.
Самостоятельный выбор цели. Не сравнивайте свою компанию ни с кем и выбирайте цели сами. Не так важно делать то же самое, что делают, например, ваши конкуренты. Вы должны ориентироваться в первую очередь учитывать особенности своей компании, стремления и навыки сотрудников, миссию и видение организации.
Безопасность. На рынке довольно важно играть честно. Это поможет вашей компании завоевать хорошую репутацию среди клиентов, сотрудников и инвесторов. Именно поэтому среднесрочные цели должны быть безопасными. Выбирайте те цели, процесс достижения которых не идет вразрез с законодательством, этикой и принципами отдельных сотрудников. Выбирайте как можно более положительные цели, которых можно достигнуть экологичными методами.
Подробное описание цели. Каждую цель важно описать максимально точно и подробно. Это необходимо для того, чтобы каждый сотрудник знал, что именно ему делать и каких результатов необходимо достичь в процессе работы. Подробное описание каждой цели и процесса ее достижения позволяет также обеспечить эффективные механизмы контроля работы сотрудников. При этом важно, чтобы каждая цель была посильной, а не только понятной. Подробное описание целей также позволяет своевременно регулировать отдельные нюансы их достижения, например, переносить сроки или корректировать задачи.
Приоритеты. В процессе составления списка среднесрочных целей необходимо правильно расставить приоритеты. Приоритизация уже выбранных целей позволяет правильно определить, в каком порядке необходимо выполнять отдельные виды работ и какие результаты должны быть получены первыми. Благодаря приоритизации задач вы сможете сориентировать сотрудников, помочь им определить, каким именно образом и в какой очередности проводить работу и на что обращать внимание в первую очередь.
Ошибки при постановке целей
При выборе среднесрочных целей есть риск допустить ошибки, которые в дальнейшем серьезно повлияют на всю работу и все развитие компании. Ошибки могут заключаться в следующем:
Выбор незначительной цели. Каждая цель должна иметь достаточно большой вес для компании. И важно, чтобы ее достижение действительно приводило к определенному успеху. В процессе выбора целей важно указывать, для чего нужно выполнение определенных задач, анализировать каким именно образом отдельные цели встраиваются в общую стратегию развития компании. Именно этот анализ помогает не выбрать неверные цели, сконцентрировать внимание сотрудников на тех задачах, которые действительно важны для компании.
Нечеткое определение цели. Часто среди сотрудников и руководителей бытует мнение, что не так важно определить ожидаемый результат четко. Важнее сдвинуться с мертвой точки, выбрать определенное направление. Этот подход в корне неверен: дело в том, что движение в неопределенном направлении приводит к расфокусировке внимания, выполнению большого количества абсолютно ненужных задач и заданий. В итоге часть выполненной работы оказывается и вовсе не востребованной, что заметно снижает мотивацию сотрудников, а часть задач оказывается выполненной неправильно или не вовремя. Из–за этого компания может потратить слишком много средств на достижение целей или в целом столкнуться с задержками.
Слишком масштабные цели. Отсутствие масштабности – это, конечно, плохо, но и слишком крупные цели могут оказаться невыполнимыми. При постановке целей важно провести предварительный анализ, чтобы понять, какие из выбранных задач сотрудники в принципе могут выполнить, а какие задачи окажутся для них слишком сложными или вовсе невозможными. При анализе важно использовать знания о навыках специалистов, их опыте работы и возможностях, а также на уже имеющихся достижениях компании.
Отсутствие конкретного плана. Понятное дело, что каждая компания стремится достичь определенных позиций на рынке, привлечь как можно больше клиентов, но достижение каждой из этих целей соответствует определенному количеству действий и шагов. И эти действия надо представить в виде четкого плана, иначе достичь согласия между всеми сотрудниками внутри компании и грамотно распределить задачи между ними не получится. Отсутствие конкретного плана также негативно скажется на коммуникации между сотрудниками и может привести к конфликтам или недопониманию между специалистами.
Неверный расчет времени. При создании среднесрочных целей важно правильно установить сроки для достижения результата. Если сроки отсутствуют или они установлены неправильно, это может привести к тому, что специалисты начнут или излишне торопиться, или напротив, медлить и отодвигать выполнение определенных задач. Это приведет к большому количеству ошибок, задержкам и некачественному выполнению задач. Как следствие, цель будет не достигнута, или же итоговый результат окажется абсолютно не тем, что вы планировали получить.
Негативное мышление и недостаток мотивации сотрудников. Негативный настрой сотрудников может действительно серьезно повлиять на качество их работы и итоговый результат. Если сотрудники перегружены работой и, например, постоянно находятся в состоянии стресса, они будут чаще совершать ошибки, что приведет к серьезным проблемам или отрицательному результату. Если же сотрудники не хотят заниматься определенной задачей, они будут перекладывать ее друг на друга или попросту откладывать. А это также снизить вероятность хорошего результата выполнения определенных задач. Именно поэтому важно общаться с сотрудниками, следить за их состоянием и самочувствием, наблюдать за их отношениям к отдельным задачам.
Отсутствие записей. В некоторых компаниях отдельных задачи не фиксируются письменно. Это довольно серьезная ошибка. Дело в том, что человеческая память далеко не всегда обладает полноценной точностью, а потому со временем отдельные договоренности могут забываться или искажаться. Именно поэтому наилучшим решением для фиксации договоренностей, задач, планов и целей является рассылка их по почте, ведение рабочего календаря для каждого отдела и сотрудника или же заполнение отчетов и таблиц. Чтобы работа проходила в соответствии с графиком, важно, чтобы каждый сотрудник имел к этому графику доступ и мог свериться с ним в процессе работы.
Отсутствие адаптации целей к реальности. Продумывая, что и каким образом нужно сделать, а также каких целей ваша компания должна достичь, важно принимать во внимание существующую ситуацию на рынке. Если выбранные действия и цели не соответствуют реальности, они не могут быть выполнены, и, как следствие, результат всех действий сотрудников может быть негативным. Именно поэтому в процессе постановки целей необходимо проанализировать ситуацию на рынке, существующие тенденции и действия конкурентов. Также важно внимательно изучить внутренние процессы компании. Это поможет правильно выбрать цель и задействовать существующие средства для ее достижения, не допустить неудач.