LeadStartup
Виктория
Виктория
Продакт–менеджер
Трекшен
10 минут чтения

Разберитесь, что такое трекшен, как он влияет на управление автомобилем, и откройте способы улучшения сцепления.

Трекшен — необходим для повышения сцепления колес с поверхностью дороги
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут

Что такое трекшен?

Трекшен – это бизнес–термин, позволяющий описать динамику роста и развития стартапа, проекта или продукта на рынке. Он дает представление о том, с помощью каких усилий компании удалось добиться успеха. Обычно это выражается в росте различных количественных показателей, связанных с целями создания бизнеса или продукта.

Например, это может быть стремительный рост числа подписчиков в рамках проекта, увеличение прибыли или выход на новый рынок и так далее. То есть, глядя на эти результаты, даже неопытный человек сможет сделать вывод о том, что приложенные усилия в рамках ограниченного времени были эффективными.

Высокие показатели трекшена позволяют стартапам говорить о своей жизнеспособности. Это является привлекательным фактором для инвесторов, которые могут использовать этот аспект для оценки рыночного потенциала разрабатываемого продукта. Трекшен подтверждает, что потенциальные потребители имеют интерес к предложению и готовы за него платить.

Значимость трекшена для бизнеса

– Трекшен – показательный элемент бизнеса, дающий представление не только о текущем положении дел, но и позволяющий создавать наиболее выгодную стратегию дальнейшего развития. Особенно это важно, когда для роста стартапа требуется привлечение инвесторов. То есть, по сути, благодаря трекшену они могут понять, является ли данный продукт или услуга востребованными не в теории, а на практике.

– Благодаря трекшену стартаперы и бизнесмены могут оценить рабочие и нерабочие методы и инструменты как в создании продукта, так и в его продвижении. Полученные результаты позволяют понять, как лучше распределить ресурсы, чтобы добиться более эффективных результатов. Это играет наиболее важную роль в условиях неопределенности, когда требования со стороны рынка и потребителей постоянно меняются.

– Высокие показатели трекшена способствуют позитивному восприятию не только со стороны потенциальных инвесторов, но и со стороны потенциальных клиентов. Они видят, что уже достаточно большое количество людей или компаний доверилось новому бренду или продукту, а значит, он действительно обладает заявленными характеристиками. Это способствует росту продаж, а это, в свою очередь, говорит, что сам бизнес станет более стабильным и устойчивым, так как привлечет ещё больше аудитории.

Для инвесторов и других заинтересованных сторон отсутствие трекшена может рассматриваться как сигнал о том, что стартап не заботится о своем развитии, потому что не следит за своими показателями эффективности. Тогда его расценят как неперспективный, что, скорее всего, лишит начинающий бизнес или проект финансовой или какой–либо другой поддержки.

Трекшен можно сравнить с жизненными показателями человека. Они отражают уровень состояния и жизнеспособности. С бизнесом точно так же. Регулярное отслеживание метрик позволяет своевременно находить проблемы для их оптимизации. Кроме того, это способствует поиску возможностей для развития и роста.

Метрики для измерения трекшен

Для измерения успешности бизнеса используются как количественные, так и качественные метрики. Они охватывают разные аспекты бизнес–процессов и могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности стартапа. Кроме того, на выбор также влияет стадия развития компании. Не всегда трекшен оценивают для анализа рентабельности бизнеса, иногда это необходимо при запуске нового продукта, который сильно отличается от основного ассортимента или является ответвлением от главного направления.

К первой группе метрик можно отнести показатели о клиентах.

То есть это потенциальные или текущие потребители продукта или услуги. Они находятся на разных уровнях воронки продаж.

Сюда можно отнести количество новых клиентов, конверсию, степень удовлетворенности, число предзаказов, повторные обращения и так далее.

Эти цифры показывают уровень заинтересованности аудитории в бренде и его предложениях. Если пользователи активно участвуют в обсуждении продукта: читают, лайкают и комментируют отзывы, это говорит о высоком уровне вовлеченности. Даже если они ещё не совершили покупку, они в ней заинтересованы. Значит, есть потенциал на то, чтобы продвинуть их по воронке продаж и привести к завершению сделки.

Ко второй группе можно отнести финансовые показатели.

Здесь можно перечислить такие метрики, как общий уровень дохода, размер чистой прибыли и маржа прибыли. Для SaaS–компаний также можно назвать ежемесячный повторяющийся доход (MRR) и годовой повторяющийся доход (ARR).

Благодаря этим финансовым показателям оценивается экономическая стабильность и привлекательность стартапа или проекта. Стоит ли давать ему поддержку или он нежизнеспособен, и тогда стоит пересмотреть концепцию или отказаться от идеи вовсе.

К третьей группе группе можно отнести метрики пользователей.

В зависимости от специфики стартапа или бизнеса, сообщество в социальных сетях может иметь разные функции. Для некоторых в первую очередь это канал для дополнительной стимуляции продаж. Для других это первостепенная возможность найти единомышленников. Чем выше уровень лояльности и вовлеченности, тем больше пользователи будут поддерживать сообщество стартапа или бренда.

В этой категории оцениваются такие метрики, как рост числа подписчиков или участников группы, количество комментариев и реакций, количество репостов, число заявок на обратную связь, количество сообщений в личный чат сообщества и так далее. Кроме того, учитываются временные рамки, чтобы определять частотность и регулярность активности пользователей.

Также можно учитывать количество тегов с упоминанием бренда или продукта и число собственного контента.

К четвертой группе относятся метрики, определяющие ее положение на рынке.

В этой категории будут такие показатели, как доля рынка, популярность и узнаваемость бренда, уровень доверия и лояльности. Это позволит оценить рыночные позиции стартапа или бизнеса по сравнению с конкурентами. Если направление абсолютно новое и конкурентов немного, то благодаря этим метрикам можно попытаться выяснить, стоит ли продавать продукт или развивать проект в этом регионе.

Чтобы лучше понять это используются не только количественные, но и качественные показатели. Обратная связь дает возможность выявить точки сопротивления, понять слабые стороны бизнеса и найти возможности для роста. Даже если сразу компания не дает высоких показателей, но имеет перспективы, она будет лучше понимать, в каком направлении ей нужно двигаться.

К пятой группе можно отнести маркетинговые метрики.

Это количественная и качественная оценка приложенных усилий для достижения заданных результатов. Например, это могут быть такие показатели, как стоимость привлечения клиента (CAC) и жизненная ценность клиента (LTV). Благодаря им компания может понять, окупаются ли вложенные в продвижение средства, является ли продукт ценным для потребителей.

Чтобы в полной мере оценить весь путь развития стартапа или проекта, нужно оценивать не только количественные, но и качественные показатели. В противном случае можно прийти к неправильным выводам и на основе этого принять ошибочное управленческое решение.

Каким образом можно визуализировать трекшен?

Визуализация трекшена является логическим шагом после сбора информации и оценки показателей эффективности. Полученные данные необходимо обработать таким образом, чтобы они были удобными для дальнейшего анализа и принятия решения.

Для визуализации трекшена используются различные средства, например, такие как:

– Аналитические дашборды. К ним относятся такие инструменты, как Google Data Studio, Tableau или Power BI. Они уже обладают необходимыми опциями для обработки и визуализации данных в виде графиков и диаграмм. С их помощью можно автоматизировать процесс, что сделает его более быстрым и понятным. Кроме того, они могут быть интерактивными, что может быть удобно при определенных обстоятельствах.

Воронка продаж. Она является наглядным инструментом, где отражается весь путь клиента с момента знакомства с предложением и до совершения покупки или сделки. Чем большее количество людей или компаний находится у горлышка, тем более успешной является деятельность стартапа или проекта.

Обычно воронка является одним из средств визуализации трекшена, она сопровождает основной отчет с метриками, что позволяет получить более наглядное представление о положении дел.

– Также в трекшен добавляются данные о различных сегментах рынка или целевой аудитории, которые бизнес смог охватить за прошедший период времени. На основе этого компания может сделать выводы об успехах в достижении своих целей. Чем шире аудитория и больше размер сегмента на рынке по сравнению с конкурентами, тем более перспективным является стартап или проект.

Визуализировать это можно также с помощью графиков и диаграмм в числовом или процентном соотношении.

– Ещё одним способом наглядно продемонстрировать успешность продукта или проекта можно через графики маршрутов пользователей. Они показывают, как посетители сайта или приложения перемещаются по различным разделам и к каким товарам и услугам проявляют интерес. На основе этого можно сделать выводы о модели поведения пользователей, насколько продукт был для них полезен и смог ли закрыть их потребность. График маршрута рассматривается вместе с другими пользовательскими метриками, например, такими, как время, проведенное на сайте, количество регистраций и так далее.

Визуализация упрощает анализ данных и делает его понятным для разных категорий заинтересованных лиц, будь то создатели стартапа или инвесторы. Важно при этом использовать актуальную и проверенную информацию, чтобы не допускать дальнейших ошибок при принятии решений.

Какие трудности могут возникнуть в оценке трекшена?

– Пожалуй, одной из самых тотальных ошибок является неправильное определение метрик. Если ключевые показатели эффективности выбраны неправильно, то компания не сможет выстроить корректные причинно–следственные связи, и это приведет к ошибочным выводам.

Выбор метрики напрямую зависит от целей стартапа или проекта. Даже если их несколько, они распределяются по градации от самых важных до менее важных. Исходя из этого, определяются критерии успеха. Причем важно, чтобы метрики были и количественными, и качественными, чтобы дать наиболее полную картину.

– Второй сложностью может стать сбор и обработка данных. Они могут оказаться либо неполными, либо искаженными. В некоторых ситуациях временные пики спроса могут восприниматься за устойчивый рост. Исходя из этого, будут сделаны неправильные выводы, которые приведут к последующим ошибкам.

– Экономическая среда может оказывать куда более сильное влияние на процесс достижения целей в рамках стартапа или проекта. Особенно если условия рынка очень переменчивы и конкуренция высокая. Если регулярно не отслеживать метрики, то это может привести к росту рисков. Тогда это отразится на конечной успешности бизнеса или проекта. Лучше всего предотвращать возникновение различных рисков, чтобы сделать процесс достижения цели более эффективным.

– Часто, если дело касается стартапов, то проблемы в составлении трекшена могут быть из–за нехватки ресурсов. Имеется в виду, что компания не обладает необходимым набором инструментов и человеческих ресурсов, чтобы проводить регулярный мониторинг метрик. Сам по себе персонал может быть недостаточно квалифицированным, что повышает риск ошибок в анализе и дальнейших выводах по полученным данным.

Оценка успехов компании осуществляется в течение выделенного времени. В этот период важно учитывать не только показания метрик, но также внешние и внутренние условия, которые влияют на результат. По возможности, можно обратиться в специализированные агентства, которые могут проводить анализ показателей и составлять на основе этого отчетность. Тогда взгляд на успех стартапа или проекта будет менее предвзятым.

Как можно улучшить показатели трекшена?

Если в процессе реализации проекта или бизнес–плана компания обнаружила отклонение от ожидаемых результатов, то необходимо провести анализ причинно–следственных связей. На основе этого разрабатываются меры по улучшению показателей трекшена.

В начале определяется, какие из метрик являются наиболее важными, чтобы понять, куда именно стоит направить усилия. Это будет зависеть от специфики стартапа или проекта. Кроме того, на выбор показателей может повлиять бизнес–среда. Если произошли изменения на рынке, то это может отразиться на поведении клиентов и потребителей. Соответственно, придется изменить требования к показателям эффективности.

Одним из самых логичных шагов является внедрение улучшений. Они могут касаться как самого продукта или услуги, так и процессов производства.

– Для этого необходимо изучить сильные и слабые стороны бизнеса, чтобы оценить, какие меры потребуются для оптимизации.

– После этого оцениваются текущие возможности и перспективы. Команда может надеяться либо только на свои усилия, либо попытаться добиться счастья у инвесторов.

– На основе двух предыдущих шагов разрабатывается план действий. Они должны благополучно повлиять на процесс и улучшить качество как самого продукта или проекта, так и сервиса обслуживания.

Кроме того, оптимизация процессов позволяет улучшить опыт клиентов и пользователей. Чем выше их уровень удовлетворенности, тем выше будет уровень вовлеченности и заинтересованности. Следовательно, это позволит увеличить продажи, что опять же положительно отразится на финансовых показателях.

Регулярный сбор обратной связи позволит понять, какие есть ожидания и запросы у потребителей и клиентов. На основе этой информации компания может внести изменения в проект или продукт, чтобы он в большей степени соответствовал их требованиям.

Ещё одним методом улучшения показателей трекшена является внедрение автоматизации. Если на самом старте у компании, возможно, не было ресурсов или понимания того, какие процессы можно улучшить, то по истечении некоторого времени это становится более очевидным. Поэтому автоматизация и стандартизация позволят добиться большей стабильности и качества, а также снизить возможные риски.

В целом компания должна стремиться к постоянным улучшениям, чтобы не только повышать ценность продукта или услуги, но и быть более конкурентоспособной на рынке. Тогда она сможет охватить большую долю в нише.

В совокупности эти меры повлияют как на отдельно взятые метрики, так и на общий результат трекшена. Соответственно, даже если изначально старт был несколько смятым, вовремя предпринятые действия по улучшению позволят повысить эффективность и привлекательность стартапа или проекта.