Кто такой бизнес–трекер?
Бизнес–трекер — это эксперт, который помогает компаниям расти через проверку быстрых и дешевых гипотез, фокусировку на цели, поиск узких мест в процессах. Трекер является востребованным специалистом для продуктовых команд, стартапов.
Трекер обладает сильной экспертизой в определенной области (управление, маркетинг, финансы, создание и ведение бизнеса и т.д.), а также большой насмотренностью и широким кругозором.
Часто профессию трекера приравнивают к профессии коуча.
Однако в работе этих специалистов есть принципиальные отличия:
коуч преимущественно работает с мышлением и мотивацией предпринимателя, сопровождает его в процессе. Трекер зачастую влияет на результат, обладает методологией роста бизнеса, и его работа направлена на продукт или услугу компании.
коуч не может делиться своим опытом и экспертизой с клиентом (согласно Этическому кодексу коуча). Трекер, если обладает экспертизой в определенной сфере, может давать рекомендации и направлять предпринимателя в решении задач проекта.
Зачем нужен трекинг
Основная цель трекинга — рост компании через быстрые и дешевые гипотезы.
Собственник компании не всегда может явно осознать «затыки» в процессах и работе команды. Внешние эксперты, такие как бизнес–трекер, помогают со стороны увидеть зоны роста, оценить жизнеспособность новых проектов, сэкономить время и личный ресурс за счет сфокусированной работы.
Компетенции бизнес-трекера
Компетенции трекера описываются концепцией T-shaped, которую создал Дэвид Гэст в конце прошлого века.
T-shaped специалист — это человек, который является экспертом, как минимум, в одной области, но при этом разбирается во многих других и может свободно поддерживать общение с другими специалистами на базовом уровне. Например, трекер имеет большой опыт в digital–маркетинге, но на базовом уровне разбирается в программировании.
Таким образом, трекер должен обладать определенными компетенциями в бизнес–процессах (маркетинг, продажи, аналитика, упаковка бизнеса и др), а также владеть психологическими инструментами для работы с собственником и его командой. Это позволяет трекеру в работе с клиентами быстрее достигать поставленных целей.
Поэтому трекером не может быть человек, не имеющего какого–либо бизнес–опыта и насмотренности.
Чаще всего трекером становятся:
эксперты, имеющие опыт работы на руководящих должностях в крупных компаниях
предприниматели
бизнес–тренеры, консультанты
маркетологи
Бизнес трекер
Вопрос того, кто такой бизнес трекер, зависит от конкретной функции, которую он выполняет для бизнеса в данный момент. А функций таких много. Вот и получается, что в разные моменты времени бизнес трекер предстает по–разному.
Разберем то, какие задачи решает бизнес трекер и как он помогает новому бизнесу обрести жизнь.
Диагностика состояния бизнеса
На начальных этапах важная функция бизнес трекера — определение того, в каком текущем состоянии сейчас находится бизнес, его слабые и сильные места.
Бизнес трекер помогает обнаружить ограничения, не позволяющие прибыли стартапа расти, и точки кратного роста, позволяющие при минимуме сил, времени и денег сделать больше значимого для бизнеса результата.
Вот кто такой бизнес трекер в реализации этой функции — профессиональный диагност для бизнеса, помогающий понять, что работает, а что не работает. И соответственно — над чем есть смысл работать конкретно сейчас, чтобы получать больше результата.
Обратная связь по показателям бизнеса
При работе с бизнесом на начальных этапах его жизни, и особенно при его зарождении, количество возможных ошибок, которые можно совершить, значительно повышено.
Можно неправильно посчитать цифры. Можно ориентироваться не на те показатели, которые на самом деле нужны. Можно допустить ошибки в подсчётах.
Это реальность. Такие ошибки совершаются. Вплоть даже до такого: у вас бизнес постепенно умирает, а вам кажется, что вы получаете прибыль. И вся эта иллюзия — просто потому что вы что–то посчитали не так. Такое бывает, например, когда по юнит экономике считают что–то неверно.
Бизнес трекер помогает в этом вопросе. Он, имея значительный опыт за плечами, может отследить любые ошибки и неточности, и подсказать, какие инструменты корректно использовать прямо сейчас.
Основатель компании может быть предвзят в вопросе того, умирает или развивается его бизнес. Это понятно — бизнес это его детище. Бизнес трекер помогает поддерживать объективность, держать связь с реальностью в вопросе анализа ситуации.
Вот кто такой бизнес трекер в вопросе работы с аналитикой и показателями бизнеса — это независимый и опытный специалист, дающий объективную оценку.
Налаживание процессов и коммуникации
Для стартапа почти нормой является хаотичность.
И хотя Стив Бланк пишет, что основание стартапа и его развитие должно быть подчинено строгой методике, это не меняет той ситуации, что в большинстве случаев эта строгость уступает свободным и неструктурированным процессам.
Такая свобода бывает полезна, особенно на этапе генерации идеи. Но вот когда у вас уже есть рабочие гипотезы, и пора действовать — хаотичные действия никогда не приводят к желаемому успеху.
Бизнес трекер налаживает процессы в бизнесе. Делает их последовательными, структурированными.
Трекер также помогает с общением. Как с общением внутри команды, так и с общением с потребителями, пользователями, клиентами. И — что особенно важно — бизнес трекер помогает с общением между акселератором и стартапом, который взят под трекинг.
Итак, бизнес трекер это стабилизатор бизнес–процессов и оптимизатор коммуникативных процессов стартапа.
Сопровождение идеи до реализации
Бизнес трекер это не тот человек, который поддержит любую фантазию вашей команды. Его прямая функция — отвечать за прибыль. А значит, и за контакт с реальностью.
Если вы застреваете на идее, которая по получаемым данным (метрика, обратная связь, результаты глубинных интервью) кажется нежизнеспособной — трекер укажет вам на это, и предложит искать обходные пути.
И наоборот, если будет видно, что именно сейчас есть смысл предпринимать решительные действия и масштабироваться, а вы «мнётесь» и осторожничаете — трекер укажет вам и на это.
Вот кто такой бизнес трекер в представлении нашей команды LeadStartup — это страж реальности, внимательно следящий за прибылью и убытками, за рисками и возможностями вашего стартапа.