В чем суть хорошего бизнес-плана сегодня?
Сегодня хороший бизнес–план — это это короткий документ (на 5-6 страниц текста) или презентация (на 20 слайдов), который передает суть вашей бизнес–идеи.
Из чего должен состоять бизнес-план?
Основная часть. Портрет компании. Что и кому продавать. Ваше преимущество. Анализ рынка. Портрет целевой аудитории. Анализ конкурентов. Маркетинг и продажи. Финплан.
Кому нужен бизнес-план?
Прежде всего вам. Бизнес–план нужен самому предпринимателю. По статистике те, у кого есть бизнес–план в два раза чаще доходят до запуска проекта, чем те, кто не писал его.
Бизнес–план
Вы приходите к другу и говорите: «Есть идея на миллион». И он почти готов вписаться в проект деньгами и руками. Но в последний момент задает вопрос: «А вдруг не пойдет?». Чтобы убедить его (и даже себя), вам нужен бизнес–план. С «блэкджеком» и расчетами.
Сегодня хороший бизнес–план — это не талмуд на сто страниц с маркетинговым анализом и детальным описанием товаров. Это короткий документ (на 5-6 страниц текста) или лучше презентация (на 20 слайдов), которая передает суть вашей бизнес–идеи. Его цель:
доказать другим, что ваша идея обоснована
что деньги придут не из воздуха
вы по этапам понимаете, как развивать проект
примерно посчитали, сколько денег нужно вложить на старте
прикинули, когда и сколько можно на этом заработать.
Важно, чтобы тот, кто читает бизнес–план, мог, не вникая в детали, понять: это крутая бизнес идея, и у вас все получится.
Вам точно нужен бизнес–план?
Начинать путь в предпринимательстве лучше не с документов и разрешений. Для начала стоит просто попробовать. Например, вас привлекает идея открыть смузи–бар в спальном районе.
Для начала можно узнать спрос и просто написать объявления и расклеить их по району: свежие смузи на завтрак и обед. Доставка на дом.
Начните делать напитки дома.
Предложите их своим соседям, работникам ближайших парикмахерских, магазинов и торговых центров.
Расскажите о смузе на форуме района, в соцсетях и пабликах.
Предложите выставить ваши смузи на продажу магазинам у дома и кофейням. Платите им процент от продажи.
Найдите первых поставщиков фруктов, овощей, бутылок, стаканчиков и прочих расходников.
Так вы узнаете спрос, поймете, кто ваш клиент, какие вкусы популярны, найдете первых поставщиков. Будете более предметно представлять, как функционирует этот бизнес, какая у него сезонность, какая маржа одного стаканчика смузи.
Напишите предпринимателям из других городов, которые владеют смузи–баром. Найти их можно в инстаграме. Расскажите, что хотите войти в этот бизнес, задайте вопросы о точке для открытия, аренде, налогах и разрешениях, сезонности и дополнительных товарах.
Если бизнес локальный — это точно сработает, потому что вы не будете конкурировать друг с другом.
Что должно быть в бизнес–плане
Основная часть. Что за компанию вы создаете, где она будет находиться. Что и кому продавать. Почему вы хотите открыть именно этот бизнес. Опишите опыт владельца. Каких сотрудников нужно будет нанять в первую очередь. Откуда возьмете деньги для старта и когда рассчитываете выйти на окупаемость.
Ваше преимущество. Чем будете отличаться от конкурентов (если их пока нет, то какие есть заменители вашего продукта и почему выбирать должны вас).
Анализ рынка. Определить свою целевую аудиторию. Выписать, какие боли закрывает ваш товар, какие страхи останавливают перед покупкой. Опишите идеального клиента. Здесь же проанализируйте конкурентов. Выделите их сильные и слабые стороны. Изучите их ценовую политику, с какой аудиторией они работают.
Маркетинг и продажи. Как будете продавать, сколько денег потратите на рекламу, на какие каналы распространения сделаете ставку. Сколько вам будет стоить один клиент. Каков его жизненный цикл (сколько раз он может купить у вас). Сделать первые расчеты вам поможет юнит–экономика.
Финплан. Определитесь, сколько нужно потратить на старте, на что пойдут эти деньги. На чем можно сэкономить. Что приносит компании больше всего денег.
Пример бизнес–плана
Допустим, вы решили заработать на фуд–траках. Что писать в бизнес–плане?
Основная часть с описанием: фуд–траки — это яркие грузовики, где готовят и продают еду на вынос. Они мобильны — могут перемещаться в нужное место. Например, летом работают на набережной, а зимой — на главной городской площади. Соответственно оплачивать нужно только аренду места, а не помещения. Для работы, как правило, нужно четыре человека — два кассира и два повара, трудятся посменно.
Изучите, какие разрешения нужны для работы. Здесь же опишите примерный диапазон цен на аренду в самых проходимых местах города. Меню блюд и напитков, которые будете готовить.
Где возьмете фуд–трак: купите или арендуете? Это будет автомобиль (стоит от 3 млн рублей) или прицеп (от 650 тысяч рублей)? Включите сюда же расходы на оборудование (фритюр, холодильник, морозильник кофе–машина и так далее). Не забудьте про брендирование.
Составьте таблицу с основными показателями для вашей площадки: инвестиции на старте, точка безубыточности по вашим расчетам, срок окупаемости, средняя прибыль в месяц.
Ваше преимущество: главный конкурент — кафе, сетевые заведения (Mcdonald's, KFC) и стационарные киоски. Чем будете от них отличаться?
Опишите варианты дополнительного заработка. Например, на выездном обслуживании: корпоративы, фуд–фестивали, мероприятия на природе, ресторанные дни.
Анализ рынка: опишите, кто ваш основной клиент. Это будет во–многом зависеть от места расположения фуд–трака. В парке — семьи с детьми, сотрудники ближайших офисов, кто совмещает прогулку с обедом. На стадионе — спортивные болельщики. Что вы можете им предложить? Как будете ориентироваться на их вкусы, потребности? Как будете меняться меню и концепт заведения зимой и летом?
Маркетинг и продажи: лучшая реклама фуд–трака — яркой дизайнерское оформление. В парке, например, можно оборудовать рядом с ним детскую зону (горки, качели, столики с игрушками).
Рядом с местом установки будет не лишним разместить баннер с рекламой и указателем, рекламные штендеры.
Не забывайте про соцсети. Многие узнают о вас именно оттуда. Продумайте спецпредложения (например, кофе за 10 рублей или второй хот–дог — бесплатно). Заложите это в бюджет на открытие. Сделайте долгоиграющие акции и купоны, чтобы клиенты к вам возвращались. Добавьте в меню необычные позиции, которых нет нигде в городе (сырный чай, мороженное для селфи), чтобы заработало «сарафанное радио».
Финплан: рассчитайте рентабельность с учетом всех расходов: инвестиции на открытие (по пунктам и указанием стоимости за каждый), ежемесячные затраты (зарплата, аренда, электричество, реклама, закупка товара, налоги и так далее).
Здесь же опишите возможные риски и как вы будете с ними бороться: резкое снижение числа клиентов — смена площадки аренды (летом были в парке, зимой переехали ближе к торговому центру). Сломалось оборудование — гарантия от производителя/заложить затраты на обслуживание и ремонт в финплан).
Важно, что все цифры вы должны брать не с потолка. Нужно уметь объяснить каждую.
Кредит дадут за бизнес–план?
Многие начинающие предприниматели уверены, что крутой бизнес–план можно использовать для получения кредита в банке. Но нет. Сам по себе бизнес–план не обеспечивает займ.
При кредитовании бизнеса банк смотрит:
на наличие у заемщика крепкого залога
выгрузку по счету за последние полтора — два года. То есть текущую финансовую устойчивость предприятия.
К примеру, есть уже действующий бизнес по производству мебели. Владелец хочет производить новые товары, закупить оборудование, выйти на новые рынки. Ему нужны деньги на развитие и пополнение оборотных средств в сумме 10 млн рублей. Для получения кредита предпринимателю будет достаточно предоставить в банк информацию о залоговом имуществе на сумму не меньше 30 млн рублей и подтвердить уровень доходов.
А вот бизнес–план банки запрашивают в крайне редких случаях. В основном, когда кредит берут на инвестиционные цели.
Бизнес–план для инвестора?
Увы, но и для инвестора классический бизнес–план не будет решающим фактором для направления инвестиций в проект. Для него лучше подготовить (заказать у профессионалов) инвестиционную презентацию проекта.
В ней стоит отразить:
основные предложения
оценить эффекты от сотрудничества (почему это может быть интересно инвестору)
потенциал бизнеса (здесь можно сопоставить с подобными бизнесами и провести аналитику)
есть ли у проекта слаженная команда
приносит ли проект прибыль на данном этапе, каких показателей удалось достичь без привлечения инвестора.
Кому тогда нужен бизнес–план?
Прежде всего, бизнес–план нужен самому предпринимателю. По статистике те, у кого есть бизнес–план в два раза чаще доходят до запуска проекта, чем те, кто не писал его. Потому что они уже начинают что–то делать, исследовать, прогнозировать, анализировать.
Бизнес–план нужно писать с настроем, что он позволит:
проверить собственные гипотезы
увидеть лучшие пути для развития проекта
копнуть поглубже: а хватит ли мне ресурсов?
проанализировать конкурентов
увидеть возможности для привлечения финансирования в проект (показать друзьям/знакомым, вдруг они захотят поддержать идею).
С бизнес–планом предприниматель сможет здраво оценить свои силы. Поймет, достойна ли идея того, чтобы вложить в нее свои деньги и время, готов ли он взять кредит под этот проект.