Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Узнайте, как рассчитать маржинальность и маржу для эффективного финансового планирования вашего бизнеса.

Маржинальность — ключевой показатель прибыльности бизнеса, позволяющий определить, сколько приходится на каждую единицу продукции
Нравится
0
Редактировать Маржинальность
Редактировать

Что такое маржинальность и какое значение она имеет для бизнеса?

Маржинальностью называют ключевой финансовый показатель, отражающий прибыльность бизнеса и эффективность его операций. С ее помощью удается узнать, какую долю выручки составляет прибыль после вычета определенных расходов. Иными словами, маржинальность дает представление о том, насколько предприятие эффективно расходует свои ресурсы для генерации прибыли.

Виды маржинальности

Валовая маржинальность (брутто–маржа).

Помогает определить разницу между выручкой от продаж и себестоимостью реализованных товаров или услуг. Рассчитывается по формуле:

Брутто–маржа = ((Выручка – Себестоимость) / Выручка) х 100 %

Обычно данный показатель используется в таких случаях, как:

– Помогает проанализировать отдельные товары или услуги, чтобы определить, насколько они являются прибыльными после покрытия их себестоимости.

– В розничной торговле используется для поиска и оценки товаров, приносящих наибольшую валовую прибыль.

– Также брутто–маржа используется для формирования цены товара. Расчеты помогают определить, какая стоимость сможет обеспечить прибыльность.

Операционная маржа.

Данный вариант финансового показателя учитывает операционные расходы. Например, такие, как заработная плата, бюджет на маркетинг, арендная плата и так далее. Рассчитывается по формуле:

Операционная маржа = (Операционная прибыль / Выручка) х 100 %

– Формула используется при анализе эффективности операционной деятельности. То есть дает понять, как эти расходы влияют на прибыль.

– Показатели операционной маржи демонстрируют инвесторам и аналитикам, насколько компания эффективно управляет своей операционной деятельностью.

– Также операционная маржа помогает малому и среднему бизнесу понимать, насколько эффективно они управляются со своими операционными расходами.

Чистая маржа.

При расчете данного показателя учитываются все издержки. В том числе налоги и проценты по кредитам. Рассчитывается по формуле:

Чистая маржа = (Чистая прибыль / Выручка) х 100 %

– Применяется в том случае, если требуется оценить общую прибыльность бизнеса, включая все расходы, налоги, кредиты и прочие финансовые обязательства.

– Данная формула используется в стратегическом планировании, когда руководство принимает решение о масштабировании и развитии предприятия, а также привлечении инвестиций и распределении прибыли.

– Также данный показатель отражает финансовое состояние компании в настоящий момент. Он имеет большое значение как для самих владельцев предприятия, так и для потенциальных инвесторов, которые хотят оценить рентабельность своих вложений.

Значение маржинальности для бизнеса

– Со временем компании могут обнаружить снижение прибыли. Причины могут крыться в разнообразии товаров и услуг. Некоторые из них пользуются меньшим спросом у потребителей. Чтобы подтвердить догадки, можно рассчитать брутто–маржу, которая укажет на менее рентабельные товары и услуги. На основе этой информации можно принять решение об оптимизации продукта или его удалении из ассортимента.

– Можно провести анализ рынка, найти самую низкую цену среди конкурентов и продавать свой товар еще по более низкой цене. Но в этом случае возрастает риск, что даже при высоком уровне продаж, прибыль не сможет покрыть расходы. В этом случае опять на помощь приходит маржинальность. Ее расчет позволит установить наиболее конкурентоспособные цены, которые будут учитывать все расходы.

– Финансовое планирование является сложным процессом, при котором недопустимы серьезные ошибки, так как они будут нести за собой сложно решаемые последствия. Знание маржинальности позволяет точнее выстраивать прогноз объема доходов при развитии различных сценариев затрат.

– Эффективное управление затратами является основой финансовой стабильности компании. Расчет маржи позволит определить процессы и ресурсы, на которые тратится большое количество средств. На основе этого можно либо осуществить оптимизацию и сократить расходы, либо полностью отказаться от них.

– Высокий уровень маржи является привлекательным фактором для потенциальных инвесторов, поскольку он свидетельствует о том, что компания финансово достаточно устойчива. В свою очередь, это может гарантировать им наличие прибыли.

Маржинальность является важным индикатором успешности бизнеса. Она может указывать на ошибки в управлении финансами, а также помогает строить стратегические планы. Эффективное управление маржинальностью позволяет добиться устойчивости финансового положения компании.

Нравится Что такое маржинальность и какое значение она имеет для бизнеса?
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Каким образом можно управлять маржинальностью?

Управление маржинальностью необходимо для того, чтобы оптимизировать расходы и сэкономленные средства направить на увеличение прибыли. Это многоуровневый процесс, который подразумевает применение различных стратегий и инструментов.

1. Оптимизация ценообразования.

Это действие направлено на то, чтобы выбрать наиболее оптимальную цену для товара или услуги, чтобы она была привлекательной для потребителей, но при этом перекрывала затраты. Для этого могут использоваться такие стратегии, как:

– Динамическое ценообразование – когда цена на продукт формируется в зависимости от различных внешних факторов, например, таких, как конкуренция на рынке, сезонность, тенденции и прочее.

– Дифференциация цен – цена на товары и услуги формируется в зависимости от различных сегментов рынка или каналов продаж. Этот вариант чаще подходит компаниям, которые могут предложить разные торговые марки, рассчитанные на разные сегменты целевой аудитории.

2. Снижение себестоимости.

Позволяет сократить объем расходов на производство товаров и услуг. Важно, чтобы не пострадало качество. В противном случае экономия окажется необоснованной. Некачественный товар не будет иметь спроса среди потребителей и может снизить их уровень лояльности. Для управления данным аспектом используются такие стратегии, как:

– Компания может сэкономить на расходах, приобретая большой объем сырья или материалов для производства товаров. Важно при этом обеспечить необходимые условия для хранения, чтобы запасы не испортились раньше времени. В противном случае это может привести к еще большим издержкам.

– В некоторых случаях целесообразнее будет передать отдельные функции внешним исполнителям. Это позволит избежать множества ошибок. Например, если специалисты не обладают необходимыми знаниями и навыками для грамотного анализа данных или решения других задач. В некоторых случаях требуется использование специфического оборудования и программного обеспечения, и не всегда есть возможность и необходимость в том, чтобы их приобретать и нанимать отдельного человека в штат.

– Для сокращения издержек и повышения производительности необходимо использовать различные инструменты автоматизации и прочее инновационное оборудование. Это позволит оптимизировать процессы и тем самым повысить качество выпускаемой продукции и услуг. Впоследствии это приведет к повышению уровня лояльности клиентов, а значит, поспособствует увеличению прибыли.

3. Улучшение управления запасами.

– Наличие запасов, несомненно, помогает поддерживать необходимый темп производства. Однако их переизбыток может увеличить количество издержек. Для того, чтобы не ошибиться с количеством необходимых материалов и сырья, необходимо составить точный прогноз спроса. Это можно сделать на основе предыдущих показателей продаж и текущих условий рынка.

– Логистика является еще одной важной статьей расходов на предприятии. Необходимо организовать наиболее экономичные каналы поставок сырья и сбыта уже готовой продукции. Это позволит не только сократить количество возможных издержек, но также позволит увеличить ценность выпускаемого товара или услуги для потребителя.

4. Увеличение объемов продаж.

Еще одним способом контролировать маржинальность является увеличение объемов продаж. Для этого создается стратегический план продвижения, в рамках которого проходят маркетинговые и рекламные кампании. Они позволяют оповестить как можно большее количество людей о товаре или услуге. Применение различных акций стимулирует потребителя увеличивать чек и приобретать большее количество продуктов.

5. Улучшение клиентского опыта.

Клиентский опыт также влияет на уровень продаж. Чем он лучше, тем вероятнее, что клиент на долгое время останется с компанией и будет регулярно совершать покупки. Для этого необходимо оптимизировать процессы, чтобы сократить путь товара или услуги до конечного потребителя. Это добавит ему ценности.

Кроме того, особое внимание нужно уделять качеству. Использование заведомо качественных сырья и материалов, а также соблюдение всех стандартов позволит создать продукт, который будет соответствовать всем запросам клиента.

6. Анализ и контроль.

Регулярный анализ маржинальности, а также других ключевых показателей эффективности производства позволит вовремя обнаружить проблемы или ограничения и принять соответствующие меры.

Также особое внимание стоит уделить анализу рынка и потребителей. Это позволит качественно оценить рентабельность некоторых продуктов или услуг. А чтобы удостовериться, что они действительно не имеют должного спроса, можно опять же посчитать маржу.

7. Финансовое планирование и бюджетирование.

Для тотального контроля расходов и доходов составляется план бюджета. Он позволяет следить за тем, чтобы все предпринимаемые действия соответствовали поставленной цели. Это снижает риск того, что бюджет не будет тратиться впустую.

Отклонение от цели может сигнализировать о том, что денежные средства расходуются не должным образом. В этом случае потребуются корректирующие действия, способные сократить издержки и повысить эффективность.

8. Взаимодействие с поставщиками.

Поддерживать определенный уровень маржи позволяет наличие долгосрочных контрактов с поставщиками. В идеале, если поставкой сырья и материалов занимаются несколько компаний, чтобы не находиться в зависимости от одной. Это позволит снизить риски в том случае, если вдруг произойдет какой–то форс–мажор и один из поставщиков не сможет вовремя привезти необходимые ресурсы и это затормозит процесс производства.

Каждая из вышеперечисленных стратегий позволяет оптимизировать различные аспекты бизнеса. В совокупности это повышает его общую эффективность и дает возможность сократить издержки. Тем самым это приводит к тому, что маржинальность будет находиться на стабильном уровне.

Нравится Каким образом можно управлять маржинальностью?
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Какие сложности могут возникнуть в управлении маржинальности?

Тут пока пусто
Пожалуйста, подождите обновления, или создайте контент для этой темы сами
Редактировать Какие сложности могут возникнуть в управлении маржинальности?
Редактировать
Нравится Какие сложности могут возникнуть в управлении маржинальности?
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1