Что такое терминальная стоимость?
Терминальная стоимость – экономический термин, означающий оценку стоимости актива или инвестиционного проекта на финальной стадии его развития. Аналитики и инвесторы используют эту метрику для определения стоимости компании или проекта после завершения прогнозируемого периода. Благодаря этому можно в целом оценить финансовое состояние бизнеса как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Зачем нужно знать терминальную стоимость?
– Данная метрика дает основание для принятия управленческих решений в контексте финансового планирования и инвестирования, так как она дает представление о потенциальной доходности вложений в долгосрочной перспективе. Если показатели высокие, значит предполагаемый доход будет стабильным и выгодным.
– С помощью терминальной стоимости оценивается общее финансовое положение компании или проекта. Метрика отражает основную часть стоимости актива. Особенно это важно в тех случаях, когда предполагается, что он будет приносить денежные потоки в ближайшем будущем после завершения анализа.
– Показатель используют при оценке рисков в условиях неопределенности. Это упрощает стратегическое планирование с учетом возможных изменений в экономической среде, где компания ведет деятельность.
– Кредиторы и инвесторы обращают внимание на показатели терминальной стоимости в случае, если бизнес или проект обращается к ним в поисках дополнительного финансирования. Таким образом, компания демонстрирует свою уверенность в будущем, финансовом успехе и своей платежеспособности.
– Понимание терминальной стоимости помогает оптимизировать структуру капитала. Иначе говоря, подсвечивается та часть активов, которую можно использовать для обеспечения долговых обязательств.
– Также данная метрика помогает в анализе и сравнении различных инвестиционных возможностей. Если у инвестора будет более точное представление о том, какой из предложенных активов или проектов в долгосрочной перспективе будет более выгодным и стабильным, то он сможет принять более обоснованное решение.
Терминальная стоимость является важным финансовым показателем эффективности бизнеса или проекта для стратегического планирования и управления активами. Он помогает лучше понимать риски и принимать более выгодные инвестиционные решения.
Какие существуют методы расчета терминальной стоимости?
Для расчета терминальной стоимости проекта или бизнеса обычно используют три основных метода. Использование каждого из них происходит с учетом сценария, по которому развиваются события. Также учитываются ключевые особенности компании и проекта.
Первый метод – дисконтированный денежный поток (Discounted Cash Flow, DCF).
Он оценивает размер предполагаемых денежных потоков, которые принесет актив или проект. В случае с терминальной стоимостью DCF расчет производится на основе гипотезы о том, что бизнес продолжит генерировать денежные потоки даже после завершения прогнозируемого периода.
Модель Гордона является одним из подходов данного метода. Она подразумевает использование постоянного темпа роста прибыли в бесконечном будущем. В этом случае используется следующая формула:
Терминальная стоимость = (FCF × (1 + g)) / (r — g),
где FCF – это свободные денежные потоки, g – это темп роста, а r – это ставка дисконта.
Второй метод – мультипликаторный.
Этот подход подразумевает производить оценку терминальной стоимости на основе сравнительного конкурентного анализа. Для этого применяется коэффициент EV/EBITDA к прогнозируемым финансовым показателям компании на конец прогнозируемого периода. Чтобы вычислить показатель, используется следующая формула:
EV/EBITDA = EV: EBITDA,
где:
– EV (Enterprise Value) – так называют полную стоимость бизнеса или проекта с учетом рыночной капитализации, акций и долгов компании. Кроме того, учитываются наличные средства и эквиваленты, имеющиеся на балансе. Для этого используется формула:
EV = Market Capitalization + Total Debt − Cash and Cash Equivalents
– EBITDA – это показатель, отражающий размер прибыли бизнеса или проекта до учета процентов, налогов, износа и амортизации.
Обычно мультипликаторный метод используют, когда нет возможности дать точную оценку денежным потокам, но в то же время есть доступные сравнительные данные.
Третий метод – ликвидационная стоимость.
Этот подход подразумевает расчет стоимости активов компании при условии, что она была ликвидирована в конце прогнозируемого периода. Для этого используют формулу:
Ликвидная стоимость = Сумма активов – Сумма обязательств,
где:
– Сумма активов – это текущие и долгосрочные активы, такие как запасы или дебиторская задолженность;
– Сумма обязательств – это все долги и обязательства, взятые на себя бизнесом в период своей деятельности.
Чаще всего метод ликвидационной стоимости используется компаниями, не предполагающими, какой рост они ожидают в условиях высокого уровня неопределенности.
Вышеперечисленные методы применяются в разных ситуациях. Это позволяет учитывать специфику самого бизнеса или проекта, а также той экономической среды, в которой он развивался.
Какие факторы влияют на терминальную стоимость?
Размер терминальной стоимости компании или проекта зависит от множества факторов.
– Первое – это устойчивость прибыли, которую демонстрирует бизнес. Если показатели потенциальных денежных потоков высокие, то и инвесторы оценивают компанию по более высокой терминальной стоимости.
– Второе – темп роста бизнеса или развития проекта. Если предполагается, что скорость будет высокой за счет устойчивых конкурентных преимуществ, то это позволит увеличить потенциальную стоимость компании. В противном случае ожидается стагнация, которая снизит уровень оценки.
– Третье – ставка дисконта. Она показывает, какой существует уровень риска, связанного с инвестициями в компанию. Высокие ставки снижают терминальную стоимость, потому что это подразумевает повышенный риск. Это считается непривлекательным фактором для инвесторов и кредиторов.
– Четвёртое – экономические условия. Нестабильность или рецессия ожидаемо снижают денежные потоки бизнеса или проекта. Повышение терминальной стоимости в таких условиях можно ожидать, если компания проявила стабильность и гибкость к нестабильности и прочим изменениям.
– Пятое – рынок и конкурентная среда. В случае, если бизнес или проект развивается в постоянно растущей и высококонкурентной отрасли, то это повысит его терминальную стоимость. Но если при этих же условиях произошел спад интереса к продукту или услугам бизнеса, то это может говорить о том, что компания не может эффективно управлять своими процессами. В таком случае терминальная стоимость снижается.
– Шестое – качество менеджмента. Эффективное управление процессами в рамках реализации бизнес–плана способствует активному росту компании. Это подразумевает регулярный мониторинг KPI, отслеживание прогресса и проведение анализа, а также постоянное повышение качества и оптимизацию. В совокупности эти меры позволяют создавать тот продукт или проект, который в полной мере соответствует запросам конечных потребителей. Это значит, что он будет иметь спрос и просить прибыль.
– Седьмое – уровень долговой нагрузки. Чем выше размер долга, тем выше уровень рисков, что опять же выглядит непривлекательным в глазах инвесторов. Если долг умеренный или совсем небольшой, то это, наоборот, позволит оценить терминальную стоимость достаточно высоко. Таким образом, компания или проект демонстрирует эффективность управления бизнес–процессами, а значит и в долгосрочной перспективе ее экономические показатели будут стабильными.
Терминальная стоимость может расти или падать в зависимости от различных обстоятельств. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы поддерживать ее стабильность.
Каким образом можно улучшить терминальную стоимость?
Улучшение терминальной стоимости позволяет повысить привлекательность бизнеса или проекта в глазах инвесторов или кредиторов. Для этого прибегают к таким мерам, как:
Оптимизация операционных процессов
Чем меньше количество ошибок и заторов, тем более качественным получается продукт или проект и тем быстрее он достигает конечного потребителя. Это возможно за счет постоянной оптимизации процессов, то есть внедрения стандартов, проверки качества, использования современных технологий и так далее. Это позволит сократить количество издержек. Кроме того, количество рисков тоже уменьшается, а значит, и терминальная стоимость растет.
Фокус на инновации
Те компании, которые активно вкладываются и развивают новые продукты и услуги, потенциально будут иметь высокий спрос и большое количество клиентов из–за высокого уровня конкурентоспособности. Конечно, при условии, что продукт или проект будет соответствовать запросам аудитории и требованиям отрасли.
Активный рост и высокий уровень предпродаж может убедить инвесторов и кредиторов высоко оценить терминальную стоимость бизнеса.
Расширение на новые рынки
Выход на новые рынки может указывать на то, что компания или проект активно развиваются, поэтому имеют спрос и среди других сегментов целевой аудитории. Также за счет географической диверсификации снижается количество рисков, которые связаны с зависимостью от одного рынка. Дополнительные источники дохода стабилизируют финансовые показатели бизнеса в целом, а значит, повышают его терминальную стоимость.
Грамотное управление активами
Для поддержания финансовых показателей применяются такие подходы, как оптимизация структуры капитала и снижение долговой нагрузки. Также осуществляется эффективное управление оборотным капиталом, что, в свою очередь, позитивно влияет на оценку терминальной стоимости компании или проекта.
Отношения с клиентами и уровень клиентского сервиса
Степень удовлетворенности клиентов, их лояльность и уровень удержания оказывают прямое влияние на стабильность прибыли бизнеса. Если эти показатели высокие, это может говорить о том, что компании удалось выстроить доверительные отношения с аудиторией и расширить воронку продаж за счет большого числа постоянных клиентов или потребителей.
Обычно это удается реализовать за счет гибкой системы лояльности и цен. Кроме того, этому способствует высокий уровень клиентского сервиса, когда большинство обращений закрываются с позитивной оценкой.
Также построению открытых и продуктивных отношений с клиентами способствует обратная связь. Если аудитория понимает, что к ее мнению прислушиваются, то это будет их в большей степени вовлекать в жизнь бизнеса или проекта. Тем самым повышается уровень продаж и, как следствие, терминальная стоимость.
Управление корпоративной репутацией
Корпоративная культура также может влиять на размер терминальной стоимости. Поэтому руководству стоит прилагать усилия к тому, чтобы работники компании или участники проекта были в достаточной мере довольны своими условиями и уровнем дохода. Это позволит избежать рисков, связанных с квалификацией персонала и текучестью кадров.
Если инвесторы увидят, что компании удалось собрать крепкую команду профессионалов, они могут рассчитывать на то, что процессы будут стабильными. Это значит и конечные результаты их деятельности будут эффективными. Это, в свою очередь, будет говорить о том, что компания может грамотно управлять своими бизнес–процессами и приносить прибыль.
Использование этих стратегий в совокупности даст возможность добиться наиболее высокой терминальной стоимости бизнеса.