LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Юлия Татаринова
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Пошаговое руководство по расчету валовой маржи для вашего бизнеса. Узнайте, как анализировать финансовые показатели и улучшать прибыльность вашей компании.

Gross Margin — это финансовый показатель, который показывает, сколько денег остается после вычета переменных затрат

Что такое валовая маржинальность

Валовая маржа – это очень важный показатель. Она используется для анализа того, насколько велик заработок компании на продукте при учете всех затрат на производство и продвижение. Этот показатель очень часто используется среди инвесторов и финансистов, так как он позволяет принять решение о том, стоит ли инвестировать деньги в тот или иной бизнес.

Gross Margin – это один из элементов комплексного изучения того, как функционирует компания. Он высчитывается на основе отчетности компании, в том числе на основе данных о прибыли и убытках бизнеса. По сути это процент от дохода, который остается бизнесу после того, как полученная прибыль потрачена на стандартные производственные процессы. В производственные расходы включаются закупка материалов и техники, оплата работы сотрудников. Валовая маржа позволяет определить, насколько компания эффективна в вопросах производства и как она конвертирует имеющиеся у нее ресурсы в прибыль.

В зависимости от значения Gross Margin можно понять, каким именно образом компания справляется со всеми производственными процессами. Если валовая маржа имеет высокое значение, это говорит о том, что компания очень эффективно работает с процессами производства и продажи продуктов. Если же валовая маржа держится на низком значении, это говорит о том, что в отдельных процессах развития компании существуют проблемы. Проблемы могут быть связаны с тем, что бизнес ставит высокие цены на свои товары и услуги или неправильно определяет свои производственные задачи.

Повышение валовой маржинальности

Так как маржинальность – это показатель, который часто используется как аналитиками, так и инвесторами, он должен сохраняться на довольно высоком уровне. Однако далеко не каждая компания может поддерживать этот параметр на высоком уровне естественным образом. А низкий уровень валовой маржинальности может привести к потере позиций на рынке и снижению интереса инвесторов. Именно поэтому иногда компании необходимо повышать уровень валовой маржинальности.

Самым простым способом повышения маржинальности является повышение цен на товары и услуги компании. При этом повышать цены в полтора–два раза не обязательно: иногда достаточно небольшого роста стоимости продукта для клиента, чтобы повысить маржинальность. Для увеличения маржинальности может быть достаточно роста цены товаров и услуг на 3-5%. При этом такое повышение цен клиенты даже не заметят.

Другой интересный способ повышения валовой маржинальности компании – это увеличение рекламных бюджетов. Повышение эффективности рекламной кампании приводит к большому количеству продаж, что соответственно повышает и доходы компании. Однако необходимо учитывать тот момент, что повышение рекламных бюджетов не приведет к успеху в том случае, если внутри компании не налажена обработка заказов и работа с клиентами. Если отдел продаж работает плохо, то даже повышение количества заказов приведет к тому, что больше заказов будет проходить мимо компании.

Еще один хороший способ увеличить валовую маржинальность – изменить позиционирование продукта. Есть вероятность, что вы предлагаете товар или услугу не тем, кто действительно может ей заинтересоваться. Если дело в этом, то даже при увеличении рекламных бюджетов клиентов больше не станет. Именно поэтому необходимо поработать над тем, чтобы продукт предлагался целевой аудитории.

Если все вышеперечисленные способы не помогают, можно также поработать над снижением расходов на производство: можно найти более дешевое сырье или договориться с поставщиком о скидках. Этот способ также повышает валовую маржинальность, однако он может привести к снижению качества продукта. В перспективе это приведет к снижению количества покупок и, как следствие, к снижению валовой маржинальности.

Расчет валовой маржинальности

Расчет валовой маржинальности производится достаточно просто. Этот показатель вычисляется по следующей формуле:

Gross Margin = (Total Revenue — COGS) / Total Revenue * 100%

Вся необходимая информация для расчета валовой маржинальности содержится в отчетных документах компании. Обычно такие отчеты можно получить через финансовые базы или инвесторские порталы. Более того, в некоторых случаях валовую маржинальность можно даже не считать: она уже содержится в соответствующих документах. Однако если вы владеете компанией, периодическое вычисление этого показателя позволяет проконтролировать, насколько эффективно бизнес работает с издержками.

COGS

Это понятие обозначает себестоимость проданных товаров. Оно связано с затратами на производство продуктов: такое понятие обозначает все затраты на производство товаров и услуг, включая стоимость сырья и расходных материалов, оплату труда сотрудников и другие расходы, которые напрямую связаны с производством.

Этот показатель очень важен с точки зрения развития компании. Он используется для подсчета всех затрат и определения того, насколько они велики в сравнении с прибылью организации. Подсчет себестоимости проданных товаров проводится в процессе бухгалтерского учета и является первой статьей расходов, которая подлежит подсчету.

Важно помнить, что себестоимость проданных товаров – это величина непостоянная. она может меняться в зависимости от уровня производства, количества производимых товаров и других показателей. Отслеживание себестоимости продуктов играет огромную роль для компании: этот показатель позволяет правильно оценить получаемые при производстве товары и услуги и проанализировать структуру затрат на производство. Анализ структуры затрат позволяет понять, какие цены необходимо установить на продукты компании и каким образом можно модифицировать производство для снижения затрат.

Важно понимать, что COGS – это исключительно прямые затраты, связанные с производством продуктов. Не стоит путать этот параметр с операционными расходами, которые возникают в ходе существования и функционирования компании и напрямую не относятся к производству. К операционным относятся расходы на маркетинг, оплату коммунальных платежей, логистические затраты и административные расходы. При этом некоторые расходы являются как операционными, так и частью себестоимости.

Total Revenue

Total Revenue – это вся прибыль, которую получает компания от продажи своих продуктов. Этот показатель отражает главное, что должны знать о компании инвесторы и аналитики. Общая выручка – это сумма всех доходов предприятия за определенный период. При этом для тех компаний, которые имеют несколько видов деятельности, общая прибыль считается исходя из всех доходов организации.

Этот показатель используется, в первую очередь, для оценки финансового состояния бизнеса. Он позволяет понять, насколько рентабельно производство и насколько оно выгодно для компании. Размер общей выручки также показывает масштаб бизнеса и то, насколько он может вырасти в сравнении с нынешним его состоянием. Этот показатель используется также для сравнения компаний между собой и для выявления лидеров и аутсайдеров рынка.

Общая выручка рассчитывается просто: все доходы компании от продажи продуктов складываются. При расчете этого показателя необходимо определить период, который интересует руководство компании или других лиц. Общая выручка важна для инвесторов, которые на основе этого показателя принимают решение о вложении средств в существующий бизнес.

Обычно данные об общей выручке компании можно найти в общем доступе. Они публикуются в разнообразных отчетных документах, к которым имеют доступ многие заинтересованные лица. Однако в некоторых случаях общую выручку можно перепутать с показателем чистых продаж от операционной деятельности, которые также часто содержатся в отчетных документах. Чистые продажи от операционной деятельности – это доход от продаж продуктов без скидок, бонусов и возвратов.

Использование Gross Margin

Валовая маржинальность используется, в первую очередь, аналитиками. Она имеет особую важность на фондовом рынке и используется для сравнения отдельных организаций на рынке или выявления того, насколько хорошо определенная компания справляется с ситуацией на рынке. Этот показатель также позволяет проанализировать эффективность компании с течением времени. При этом аналитики очень любят использовать этот показатель в сравнении.

Первый способ использования Gross Margin – это сравнение показателей нескольких компаний между собой. В таком сравнении выявляются те организации, которые являются наиболее сильными игроками на рынке. Можно также определить наиболее слабых участников рынка, которые не справляются с существующими изменениями и нагрузкой или не могут привлечь достаточное количество пользователей из–за ошибок в позиционировании, ценообразовании, маркетинге. Это позволяет инвесторам определить компании с наибольшим потенциалом на рынке и понять, в какие бренды инвестировать не стоит. Такой анализ также необходим и самим компаниям: он позволяет определить место бизнеса на рынке и понять, что именно необходимо предпринять для получения большего влияния на рынке.

Еще один вариант использования Gross Margin – это сравнение показателей компании со средними по рынку. Такое сравнение помогает аналитикам компании понять, насколько бизнес соответствует тенденциям, существующим в отрасли, в которой он работает. Если показатели бизнеса по тем или иным причинам проседают, это говорит о том, что необходимо доработать отдельные процессы внутри компании. Если же показатели компании, наоборот, опережают усредненные показатели по отрасли, это говорит о высоком уровне развития бизнеса.

Показатель Gross Margin используется также в процессе создания и анализа инвестиционной стратегии. Он особенно необходим инвесторам: в процессе сравнения отдельных показателей компаний финансисты выбирают, какие организации наиболее выгодны с точки зрения финансовых вложений. Использование валовой маржинальности позволяет определить эффективность компании с точки зрения внутренних процессов. ценообразования и производства.

Плюсы и минусы Gross Margin

Система Gross Margin имеет свои плюсы и минусы. Основным плюсом этого показателя является то, что его можно использовать для анализа положения компании на рынке. То, насколько валовая маржинальность компании соответствует среднерыночным показателям, показывает, насколько бизнес чувствует ситуацию на рынке и соответствует ей. Если показатель валовой маржинальности бизнеса оказывается слишком низким в сравнении с показателями других компаний, это говорит о неправильном ценообразовании или проблемах внутри организации. Если же показатель Gross Margin в компании равен среднему по рынку или выше среднего, это говорит об успешности бизнеса.

При этом еще одним преимуществом валовой маржинальности является то, что этот показатель может использоваться абсолютно в разнообразных исследованиях. Он обычно публикуется открыто, а в том случае, если в отчете его нет, его можно рассчитать самостоятельно. Именно поэтому им могут пользоваться как аналитики внутри компании, так и инвесторы, которые только планируют начать работать с определенным бизнесом.

Важным минусом использования этого показателя является то, что он учитывает только небольшое количество факторов деятельности компании. Он показывает только то, на каком уровне на данный момент выстроены внутренние процессы производства. При этом валовая маржинальность абсолютно не учитывает такие показатели, как уровень долга компании перед инвесторами, особенности рыночных условий или внесенные изменения в состав руководства и стиль управления.

Валовая маржинальность также не затрагивает вопросы налоговой нагрузки организации. Именно поэтому этот показатель обязательно нужно использовать одновременно с другими данными о компании. Необходимо анализировать компанию и ее особенности в комплексе, чтобы составить полное представление о том, как именно развивается бизнес и насколько он достоин вложений.

Gross Profit

Валовую маржинальность очень часто путают с валовой прибылью. Разберем, что такое валовая прибыль, и чем она отличается от маржинальности. Итак, главное, что нужно знать начинающему инвестору или аналитику – это то, что валовая прибыль отличается от маржинальности единицей измерения: валовая прибыль – это число, в то время как валовая маржинальность – это процент.

Валовая прибыль – это разница между доходами от продажи товаров и услуг компании и расходами на ее производство. Это очень важный параметр, который позволяет понять, насколько эффективно налажено само производство. В зависимости от величины валовой прибыли можно определить, насколько компания эффективно расходует имеющиеся ресурсы. Если валовая прибыль минимальна, отсутствует или вовсе уходит в минус, это говорит о необходимости пересмотра всего процесса производства в целом. Изменение методов управления в этом случае не поможет: проблема чаще всего кроется в слишком затратных методах производства, и если изменить их возможности нет, то единственный способ решения проблемы – закрытие бизнеса.

Для подсчета валовой прибыль необходимо подсчитать выручку от продаж и выяснить себестоимость товаров или услуг, которые бизнес предоставляет клиентам. Выручка от продаж – это сумма, которую получает компания за определенный период по результатам продаж своих товаров и услуг. Себестоимость продукта – это все прямые расходы на создание товара или услуги, в том числе на материалы, оборудование, зарплаты для сотрудников, электричество. В себестоимость включаются все затраты, которые непосредственно влияют на производство продукта. При этом налоги и другие опосредованно относящиеся к продукту траты к себестоимости не относятся. Однако нужно понимать, что в себестоимость включаются, например, логистические расходы, если они связаны с перевозкой сырья до места производства.

Валовая прибыль обязательна для подсчета. Она всегда содержится в отчетах компании за определенный период, однако она нужна не только для заполнения отчетности, но и для того, чтобы получить понимание того, как развивается компания. В процессе изучения валовой прибыли происходит оценка того, как бизнес тратит имеющиеся у него ресурсы. Доходы не доказательны тогда, когда компании нужно показать, насколько эффективен бизнес.

Валовая прибыль же позволяет показать, как именно бизнес использует имеющиеся у него ресурсы и насколько рационально расходует полученные средства. Этот показатель позволяет выявить существующие проблемы в вопросах производства и устранить их. Кроме того, важно учитывать, что валовая прибыль никак не учитывает расходы на рекламу. Это связано с тем, что расходы на налоги и рекламу, а также возврат долгов компании напрямую не относятся к производству и не увеличивают его эффективность. Это косвенные расходы, которые не позволяют оценить эффективность производства.