Что такое Return on investment — возврат инвестиций?
Return on investment (ROI) — это показатель рентабельности инвестиций. С его помощью можно оценить стоит инвестировать в проект или нет. Пригодится он и в обычной жизни, чтобы решить, куда вложить деньги, как погасить долг или какие акции купить для дополнительного дохода.
Когда нужно считать ROI?
Чтобы проанализировать затраты и понять, сколько именно вы зарабатываете. Чтобы понять, стоит ли инвестировать в проект. При покупке облигаций, акций, ценных бумаг. Когда нужно понять, эффективной ли будет инвестиция.
Как рассчитать ROI: базовая формула Return of Investments
Чтобы рассчитать коэффициент возврата инвестиций нужно: чистую прибыль (доходы минус затраты) разделить на инвестиции.
ROI=(доходы–затраты)/сумма инвестиций.
Return On Investment
Return on investment (ROI) — это показатель рентабельности инвестиций. С его помощью можно оценить стоит инвестировать в проект или нет. Пригодится он и в обычной жизни, чтобы решить, куда вложить деньги, как погасить долг или какие акции купить для дополнительного дохода.
В инвесткомпаниях ROI считают минимум раз в месяц. На него опираются многие управленческие решения: реклама и маркетинговые мероприятия, способы инвестиций, пересмотр портфеля акций.
Когда нужно считать ROI
Чтобы проанализировать затраты на рекламу и понять, сколько именно вы с нее зарабатываете.
Чтобы понять, стоит ли инвестировать в проект. Например, хочу поддержать футбольную команду рублем. Узнать, будет ли это выгодно, поможет коэффициент возврата инвестиций.
При покупке облигаций, акций, ценных бумаг.
Когда нужно понять, эффективной ли будет инвестиция в стартап или покупку готового бизнеса.
Зачем считать ROI
Чтобы зря не слить большие деньги. К примеру, возврат инвестиций рассчитывают чтобы понять: продолжать или нет закупать сырье для производства продукта, закрыть проект или выйти из него, купить квартиру в ипотеку для сдачи в аренду или лучше положить те же деньги в банк.
Расчет ROI поможет оценить процент прибыли, которую вы получите от вложения своих денег.
Считают этот показатель в процентах на каждый вложенный рубль. Чем выше коэффициент, который вы получите при расчетах, тем успешнее проект или рекламная кампания.
Как рассчитать ROI: базовая формула
Чтобы рассчитать коэффициент возврата инвестиций нужно: чистую прибыль (доходы минус затраты) разделить на инвестиции.
ROI=(доходы–затраты)/сумма инвестиций
Если нужно посчитать в процентах, просто умножаем все на 100. Формула будет выглядеть так:
ROI=чистая прибыль/сумма инвестиций*100
Разберемся на практике. Например, нужно рассчитать return on investment от сдачи в аренду квартиры, взятой в ипотеку.
Дом сдан, квартира готова к проживанию. Ее стоимость — 1,5 млн рублей. Первоначальный взнос — 15% или 225 тысяч. Срок кредита — 20 лет по ставке 10% годовых. Ежемесячная выплата по ипотеке составит — 12 304 рубля. В аренду эту самую квартиру можно сдать за 15 тысяч рублей.
Считаем коэффициент возврата инвестиций:
ROI= ((15000-12304)*12)/225000 * 100 = 14,4%
Результат показывает, что инвестпроект выгодный. Но покупка этой квартиры будет равнозначна размещению суммы инвестиций во вклад под 14,4 % годовых. Тут же стоит учесть риск сдачи квартиры, возможный простой, когда одни жильцы съехали, а новые еще не нашлись. Учесть затраты на ремонт, мебель и технику.
ROI для инвестора в фондовый рынок
Здесь важно учесть не только деньги, которые инвестор потратил на покупку акций или ценных бумаг, но и те затраты, которые он несет все то время, что ими владеет. В основном это налоги и комиссии брокера. Из–за этих затрат эксперты рекомендуют начинать инвестировать в акции сразу от 50-100 тысяч рублей.
Чтобы посчитать возврат инвестиций по акциям, облигациям и ценным бумагам можно использовать эту формулу:
(Чистый доход от инвестиции – Первоначальные инвестиции) / Первоначальные инвестиции * 100%
Чистый доход здесь представляет собой: стоимость актива на текущую дату — (минус) затраты владения (комиссии, налоги) + дивиденды и купоны.
Посмотрим на примере: вы купили акцию за 350 руб. За год она прибавила в цене 50 рублей. Затраты на налоги и комиссии составили 20 рублей. По итогам года владелец получил дивиденды — 30 рублей на каждую акцию.
Считаем return on investment по формуле:
((440 – 20 + 30) – 350) / 350 * 100% = 17%
Довольно неплохо. Но теперь представим, что за год цена акции снизилась на те же 50 рублей.
ROI = ((300 – 20 + 30) – 350) / 350 * 100% = -11%
Рентабельность получится отрицательной. Увы, но наша инвестиция оказалась убыточная.
Для долгосрочного инвестора такие незначительные падения не станут причиной продажи этих акций и покупки других, тех что в стадии роста. Потому что подобные колебания для фондового рынка — норма. Так что без паники: расчет возврата инвестиций не служит основанием для продажи или покупки акций. Его рассматривают в связке с другими показателями рынка.
Возврат инвестиций при покупке готового бизнеса
По базовой формуле ROI можно рассчитать и уровень дохода от покупки готового бизнеса.
Возьмем для примера мини–супермаркет у дома, расположенный в спальном районе.
Бизнес продают за 400 тысяч рублей
В месяц он приносит 250 тысяч рублей.
Расходы на издержки и закупку товаров составляют 212 тысяч рублей в месяц.
Этих данных нам хватит, чтобы посчитать ROI в процентах:
((250 000 – 212 000) * 12 / 400 000 * 100% = 114%
Сделка выходит рискованной. Потому что итоговое значение минимально превышает нормативное значение рентабельности инвестиций. К тому же стоит учесть риски открытия сетевого супермаркета вблизи вашего магазина. Он сможет предложить покупателям лучшие цены и скидки за счет своих объемов.
ROI для рекламной компании
Показатель рентабельности рекламных кампаний считают по той же классической формуле. Этот показатель называют ROMI или Return on Marketing Investment.
ROMI считают для контекстной и баннерной рекламы, для расчета успешности скидок и акций, партнерских программ, рекламы у блогеров.
Если показатель ROMI окажется выше 100%, значит рекламная кампания прошла успешно. Тут все просто: потратили на контекстную рекламу 1000 рублей, получили с нее заказов на 6000 рублей. Окупили затраты на рекламу в 6 раз.
Базовая формула ROMI выглядит так:
прибыль кампании – (минус) расходы / сумма вложений в рекламу * 100%
Посчитаем на конкретном примере.
Блогер участвует в партнерской программе и получает по ней доход за каждого привлеченного участника. Чтобы подписчики узнали о партнере, блогер размещает рекламу.
Затраты на рекламу — 3 тысячи рублей.
Доход блогера от партнерской программы — 6500 рублей.
(6 500 – 3 000) / 3 000 * 100% = 117%
Кампания прошла успешно.
Какие показатели ROI считать хорошими?
Для бизнеса оптимальными считают результат выше 10%. Если эта цифра ниже, то выгоднее положить деньги на банковский вклад под хороший процент. И рисков меньше.
Если считаем возврат инвестиций по акциям, то не сбрасываем со счетов и ROI с отрицательным значением. Недооцененные пока активы могут вырасти в долгосрочной перспективе. И тут нужно изучать рынок глубже и строить прогнозы.
Для рекламных кампаний и маркетинговых мероприятий показатель возврата инвестиций должен быть выше 100%. Или вы уйдете в минус. Все, что выше ста — ваша прибыль. ROI = 100 — проект вышел в ноль. ROI < 100 — потратили больше, чем вернули.
Онлайн–калькуляторы ROI
Рассчитывать возврат инвестиций можно на специальных онлайн–калькуляторах. Тут удобно ориентироваться и сложно запутаться в цифрах.
Этот калькулятор поможет рассчитать эффективность рекламной кампании. Тут же объяснены все показатели. Чтобы все подсчитать, нужно знать: стоимость рекламы, доход от рекламы, просмотры, количество кликов, звонков, заявок, продаж.
Еще один бесплатный калькулятор. Плюс, что результаты можно скачать в формате pdf.
Самый простой калькулятор. Для получения результата нужно заполнить всего две графы.
Удобный в использовании калькулятор для расчета ROMI. Все максимально просто и понятно.
Где не стоит ориентироваться на ROI
Если у компании цикл продажи длится несколько месяцев. Это особенно актуально для дорогих товаров. Например, продажа недвижимости, автомобилей. Клиент может решиться на покупку через месяц, а то и через год, после того, как увидит вашу рекламу.
Когда в компании действует индивидуальный расчет цен под каждого клиента. Нет среднего чека. Например, услуги по дизайну интерьера или ремонту.
Когда отсутствует норма прибыль. Сумма разных сделок может быть одинаковой, а вот прибыль с них — каждый раз отличается. Чаще всего это зависит от условий поставки.
Успех и сумма сделок завязаны на компетенциях продавцов и менеджеров.
Не стоит измерять эффективность маркетинговых мероприятий и кампаний исключительно через показатели ROI. Так как этот показатель не учитывает многие моменты. Например, маркетинговую стратегию, отношения с покупателями, долгосрочность рекламных вложений.
Чтобы понять, стоит ли вкладывать деньги в рекламу и маркетинговые мероприятия стоит использовать:
измерение «ценности клиента»
показатели CLV / LTV.
Недостатки ROI
Показатель не привязан к курсам доллара и евро, экономическим факторам.
return on investment в большинстве случаев нельзя применять как самостоятельный инструмент, базовые формулы работают в совокупности с другими расчетами, данными, аналитикой.