Что такое чистая прибыль и как ее рассчитать?
Бизнес стремится к тому, чтобы увеличить свою прибыль. Но важно понимать, из чего она состоит, так как это позволит лучше понять, насколько эффективной является деятельность компании. Лучше всего о высокой успешности компании говорит размер ее чистой прибыли (Profit margin, PM).
Основными элементами прибыли являются:
– Выручка – общая сумма денег, которую компания получила от продажи товаров или предоставления услуг за определенный период времени.
– Прямые затраты – это расходы, связанные с производством продукции и оказанием сервиса.
– Валовая прибыль – разница между полученной выручкой и прямыми затратами.
– Операционные расходы не связаны с производственными процессами, но тем не менее важны для эффективного функционирования бизнеса.
– Операционная прибыль – сумма денег, которая осталась после вычета операционных расходов из валовой прибыли.
– Налоги – обязательства перед государством, которые также нужно вычесть, чтобы получить конечную сумму прибыли.
– Чистая прибыль – остаток средств после учета всех доходов и расходов. По сути, она отражает финансовый результат деятельности компании за определенный период времени. Соответственно, чем выше сумма, тем более эффективными были действия. То есть удалось сэкономить на расходах и приумножить доходы.
Формула расчета чистой прибыли выглядит следующим образом:
(Profit margin, PM) Чистая прибыль = Выручка − Себестоимость − Операционные расходы − Налоги − Проценты, где:
– Выручка – это та сумма, из которой будут вычитаться все расходы, она отражает всю прибыль.
– Себестоимость – сумма затрат на производство.
– Операционные расходы – средства на ведение бизнеса.
– Налоги – средства на оплату обязательств в соответствии с законодательством.
– Проценты – заемные средства, если они существуют.
Приведем наглядный пример расчетов по формуле.
Представим, что выручка компании составила 10 000 000 миллионов единиц.
Себестоимость производства равна 2 500 000 единиц.
Операционные расходы составили 400 000 единиц.
Размер налогов составил 100 000 единиц, а проценты – 50 000 единиц.
В таком случае чистая прибыль = 10 000 000 — 3 500 000 — 400 000 — 100 000 — 50 000 = 5 950 000 единиц.
Это достаточно высокая цифра, которая указывает на высокую эффективность бизнеса. Но чтобы удостовериться в этом, необходимо использовать формулу рентабельности чистой прибыли (Net Profit Margin, NPM):
NPM = (Чистая прибыль / Выручка) × 100%
NPM = 5 950 000 / 10 000 000 х 100% = 59,5% от с каждого заработанного евро идут в чистую прибыль. Это высокий показатель. Он может говорить о том, что компания умело управляет своими ресурсами и бюджетом, чтобы снижать уровень затрат. Кроме того, это может говорить о высоком уровне квалификации менеджеров по продажам и маркетологов, так как они смогли разработать такую стратегию, которая позволила привлечь лояльных клиентов и побудила их совершить покупку товара или услуги.
Оба показателя – и NPM, и PM – имеют важное значение для бизнеса, а именно:
– Чистая прибыль является показателем финансовой устойчивости, если компания находится в плюсе. Чем выше РМ, тем лучше обстоят дела у бизнеса, то есть он в состоянии генерировать прибыль даже после покрытия всех категорий расходов. Также этот показатель используют при принятии решений о дивидендах, реинвестициях и стратегическом развитии.
– Рентабельность чистой прибыли является полезным показателем для инвесторов и кредиторов. Благодаря ему они могут оценить, насколько хорошо бизнес управляет своими операционными расходами. Кроме того, им удается лучше понять, какие риски свойственны именно этой компании. Это позволит принять объективное решение о предоставлении инвестиций или займа.
Знание финансовых показателей эффективности позволит бизнесу своевременно выявлять проблемы и улучшать уже достигнутые результаты.
Какие существуют внешние факторы влияющие на чистую прибыль и как ими управлять?
Как и другие финансовые показатели эффективности, чистая прибыль находится под влиянием различных факторов, поэтому ей нужно управлять, чтобы добиваться большего успеха. Ниже перечислим основные аспекты, которые могут отразиться на размере чистой прибыли.
– Экономика – имеется в виду микро- и макроэкономика, так как они взаимосвязаны между собой и имеют наибольшее значение для международного бизнеса. Наиболее значимыми факторами являются: инфляция, колебания валют и цен на полезные ископаемые, а также рост и спад экономики. Эти показатели зависят от внешней и внутренней политики государства. Также на них оказывает влияние социально–культурное положение в регионе.
Необходимо регулярно проводить мониторинг экономических факторов, чтобы своевременно выявить угрозы, которые могут негативно отразиться на чистой прибыли. На основе этой информации предпринимать превентивные меры, чтобы избежать увеличения расходов.
– Конкуренция – борьба за клиентов также может отражаться на размере чистой прибыли. На это будет влиять не только то, какие средства используют участники рынка для достижения цели, но также количество конкурентов. Причем стоит обращать внимание не только на их число, но и на качественные составляющие. То есть надо смотреть размер компании, какой доход она имеет, количество клиентов и стратегию продвижения.
Если конкуренты склонны к рискам и агрессивным действиям, то это может снизить размер чистой прибыли, так как их стратегия позволит им привлечь большее количество клиентов и сократить долю бизнеса на рынке.
– Законодательство и регулирование – каждая отрасль имеет законодательство, которое регулирует процессы внутри компании и за ее пределами. Это позволяет регулировать взаимоотношения между организациями, а также обеспечивать безопасность и качество продукции и услуг. Кроме отраслевых стандартов и нормативов также осуществляется регулирование в налоговой политике, трудовом законодательстве, экологических нормах и других регуляциях – все это может как увеличить размер чистой прибыли, если соблюдать условия, так и сократить ее, если нарушать.
– Социальные факторы – главным аспектом, который может оказать наибольшее влияние на чистую прибыль, является потребительское поведение. То, каким образом клиент будет делать выбор, опять же зависит от множества факторов. Во–первых, демография – ее рост или снижение, а также состав населения в отдельно взятом регионе. Во–вторых, культурные особенности. То есть обычаи, религия, социальные нормы и прочее.
Чтобы контролировать эти факторы и управлять ими, нужно проводить регулярный мониторинг рынка, чтобы выявлять тенденции и изменения. Благодаря этому компания может своевременно предпринимать меры и регулировать уровень чистой прибыли.
– Технологические изменения – в некоторых случаях, когда бизнес не готов к изменениям, то внедрение инноваций может лишь усугубить ситуацию и негативно отразиться на уровне прибыли. Однако, если подготовиться, то технологии помогут снизить размер издержек и тем самым увеличить чистую прибыль.
– Материально–техническое обеспечение – то есть проблемы, вызванные проблемами с поставками, скачками цен на сырье и т.д. Чем выше затраты на закупки, логистику и хранение, тем меньше размер чистой прибыли. Это же относится и к своевременному обслуживанию оборудования. Если этого не делать, это может привести к серьезным поломкам и даже остановке производства.
Поэтому компании нужно позаботиться о том, чтобы заключить договоры с разными поставщиками на наиболее выгодных условиях. Это позволит снизить риски и зависимость от одного единственного поставщика. Кроме того, нужно выбрать наиболее оптимальные варианты маршрутов, чтобы сократить расходы на логистику. Проще говоря, требуется оптимизация процессов транспортировки сырья и материалов, а также их последующего хранения.
– Анализ и прогнозирование являются неотъемлемой частью на пути достижения высоких показателей эффективности. Важно глубоко исследовать как внешние, так и внутренние факторы экономической среды, чтобы находить сильные и слабые места в бизнесе. Они могут оказывать влияние на размер чистой прибыли в разной степени, поэтому их нужно контролировать.
– Диверсификация – помогает сократить зависимость от одной целевой аудитории и рынка, а также снизить риски. Это, в свою очередь, потребует серьезных вложений на первоначальном этапе, но впоследствии при грамотном управлении может привести к росту чистой прибыли. Важно перед этим подробно изучить текущие потребности и возможности целевой аудитории, чтобы сделать наиболее выгодное предложение.
– Гибкость стратегии – если компания не обладает достаточной гибкостью к переменам на рынке и требованиям потребителей, то вероятность рисков, которые могут сократить размер чистой прибыли, возрастает. Поэтому необходимо отслеживать тенденции и внедрять инновации, а также корректировать стратегию бизнеса, чтобы иметь высокую конкурентоспособность.
– Управление рисками – компании необходимо идентифицировать риски и иметь план по их управлению. Благодаря этому оптимизируются процессы и улучшается качество производимой продукции и услуг. Это, в свою очередь, повышает лояльность клиентов и увеличивает размер чистой прибыли.
– Взаимоотношения с поставщиками и клиентами должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу. Это обеспечит более стабильные и предсказуемые условия, а также снизить влияние некоторых рисков.
– Маркетинговые стратегии могут меняться в зависимости от поставленных целей. Если не адаптировать их к новым условиям рынка и запросам потребителей, то не получится увеличить размер чистой прибыли. Для этого необходимо сегментировать свою целевую аудиторию и следить за изменениями в каждой категории клиентов. Это позволит создавать индивидуальные предложения для потребителей и тем самым расширить воронку продаж.
– Отчетность и прозрачность данных о деятельности компании вызовут высокий уровень доверия среди клиентов, инвесторов и кредиторов. Это также может положительно отразиться на уровне чистой прибыли. Если компания ведет бизнес «по–черному», то это наоборот вызовет настороженность среди заинтересованных лиц. В этом случае они предпочтут направить средства конкурентам, которые в большей степени вызывают доверие.
Какие внутренние факторы влияют на чистую прибыль?
На размер чистой прибыли влияют не только внешние факторы, такие как потребительское поведение, но и внутренние. Рассмотрим их подробнее.
– Эффективность операционной деятельности выражается в умении управлять производительностью труда и управлении запасами. Это позволяет снизить издержки и тем самым увеличить размер чистой прибыли. Кроме того, продукт быстрее доставляется до потребителя, что повышает его уровень удовлетворенности. Это, в свою очередь, способствует росту прибыли.
– Управление издержками позволяет снизить себестоимость производимых товаров и услуг. Это удается реализовать за счет оптимизации операционных и производственных процессов, а также в целом управления рисками в разных аспектах бизнеса.
– Ценовая политика должна быть выгодной для компании, но лояльной к запросам потребителей. Если бизнес не сможет гибко подстроиться под возможности своей аудитории, то он рискует потерять клиентов, так как они уйдут к конкурентам за более выгодным предложением. Поэтому бренд должен находить баланс ценой и спросом, а также доходчиво обосновывать потребителям ценность своего продукта или услуги по сравнению с другими компаниями.
Чтобы успешно управлять чистой прибылью, нужно разработать собственную систему лояльности, это позволит регулировать цену на товар или услугу.
– Качество продукции и сервиса также влияют на размер чистой прибыли. Чем они выше, тем более востребованными будут товары и услуги бренда. При этом совсем не обязательно, что расходы будут высокими. Добиться высокого качества можно за счет усиления контроля качества и новых технологий. Для этого внедряются стандарты и нормативы, а также проводится обучение персонала, чтобы они соблюдали новые требования к работе.
– Использование технологий позволяет автоматизировать некоторые процессы и тем самым ускорить доставку продукта до конечного потребителя. Это, в свою очередь, увеличит степень лояльности среди клиентов и будет стимулировать их на совершение покупки на основе высокого доверия к бренду.
Также для улучшения результатов стоит внедрить специализированные инструменты аналитики и системы управления, чтобы всегда иметь актуальную и достоверную информацию для принятия обоснованных управленческих решений.
– Стратегическое планирование – отсутствие четкой стратегии может негативно отразиться на размере чистой прибыли, так как компания не имеет ясных ориентиров, к которым нужно стремиться. Бизнесу необходимо определить как краткосрочную стратегию для достижения краткосрочной выгоды, так и долгосрочную, чтобы иметь постоянную долгосрочную выгоду. Это позволит стабилизировать финансовые показатели и добиться более высоких показателей чистой прибыли.
Также стоит позаботиться о том, чтобы инвестировать в развитие бизнеса и открывать новые направления или расширять ассортимент. Это позволит получить новые источники дохода и увеличить выручку.
– Управление человеческими ресурсами – ещё один внутренний фактор, оказывающий значительное влияние на размер чистой прибыли. Руководству действительно стоит уделять внимание тому, чтобы мотивировать и вовлекать персонал в решение задач и достижение общих целей, а также проводить своевременное обучение. Чем выше квалификация сотрудников, тем качественнее они будут выполнять свои обязанности, а это положительно отразиться на товарах и услугах.
Чтобы реализовать это, необходимо развивать корпоративную культуру. То есть у персонала должно быть понимание того, к чему движется бизнес и какими методами. Это не должно противоречить их внутренним жизненным установкам, чтобы не снижать мотивацию. В идеале, сотрудники должны не бояться брать на себя ответственность за принятие решений и принимать участие в генерации идей по улучшению процессов.
Такой подход позволит сократить количество рисков и тем самым сократить издержки, что, в свою очередь, приведет к росту чистой прибыли.
– Финансовое управление поможет оптимизировать структуру капитала, как долгового, так и собственного. Это позволяет снизить финансовые риски и издержки, что само по себе увеличивает размер чистой прибыли.
Также стоит уделить отдельное внимание контролю дебиторской задолженности клиентов. Эффективное управление этим процессом дает возможность обеспечить наличие ликвидности и опять же сократить финансовые риски.
Чистая прибыль может варьироваться каждый новый финансовый период, однако в большинстве своем именно от усилий компании зависит то, в какую сторону будет колебаться показатель. Чем больше усилий приложено на то, чтобы снизить расходы, тем более эффективные результаты это даст.