Основное отличие монополии от конкуренции
Компании монополисты базируются на инновациях или на так называемых «нечестных преимуществах». Компании, работающие в конкурентной среде, основываются на копировании существующих технологий и практик.
Конкуренция и копирование (v2)
Рынок совершенной конкуренции основан на копировании. Такая ситуация возникает в результате процесса глобализации, когда уже существующая технология или существующий продукт масштабируется в горизонтальной перспективе — то есть таких продуктов становится больше, как и занимающихся соответствующим бизнесом компаний.
Монополия и инновации
Монополия — это совершенно альтернативное состояние компании, когда она делает то, чего не делают или не могут делать другие компании. Инновационность — это отличительная особенность компании, которая является монополистом.
Конкуренция vs монополия
В этой статье мы разберем разницу между совершенной конкуренцией и монополией.
В чем разница между компаниями, находящимися в одном из этих состояний?
Они по–разному позиционируют себя на рынке
Они по–разному работают на рынке
Они по–разному получают деньги
Основное отличие монополии от конкуренции (v2)
Компании монополисты базируются на инновациях или на так называемых «нечестных преимуществах» [таких особенностях, которые нельзя скопировать — например, лояльность государства или инновационная технология].
Компании, работающие в конкурентной среде, основываются на копировании существующих технологий и практик.
Питер Тиль в книге «От нуля к единице» хорошо отразил эту разницу в следующем визуальном отображении.
Мы можем выделить вертикальное развитие (интенсивный прогресс) — когда создается что–то новое инновационное. Такой рост основан на новых технологиях. А также горизонтальное развитие (экстенсивный прогресс), которое связано мы с глобализацией и копированием. Такой рост основан на повторении и приумножении того, что уже существует
Почему важно понимать эту разницу?
Важно научиться не копировать (или не только копировать), а создавать новое. Потому что компании, которые копируют находятся в конкурирующей среде — как правило получают меньше чистой прибыли. И именно вертикальный прогресс ведет к созданию нового и к монополии, а горизонтальный прогресс ведет к вхождению в конкурентную среду.
Давайте разберем особенности работы бизнеса в условиях монополии и совершенной конкуренции, и как от одного стиля фунционирования перейти к другому.
Конкуренция и копирование
Рынок совершенной конкуренции основан на копировании.
Такая ситуация возникает в результате процесса глобализации, когда уже существующая технология или существующий продукт масштабируется в горизонтальной перспективе — то есть таких продуктов становится больше, как и занимающихся соответствующим бизнесом компаний.
Когда вы находитесь в условиях совершенной конкуренции — цены диктует рынок. Находясь на рынке высокой конкуренции вы не можете устанавливать свою цену, потому что ваш продукт является копией. Если вы значительно измените цену, клиент купит просто у кого–то другого.
В результате такого процесса продукт или услуга становятся более дешевыми, а клиент — более избирательным и привередливым.
Начинается настоящая борьба.
Многие классические продуктовые подходы и практики направлены на то, чтобы снижать количество издержек («потерь»), чтобы совершенствовать и оптимизировать поток поставки ценности.
Вот каким решениям обычно следуют компании, которые работают в таких условиях:
Снизить стоимость продукта или услуги. Потому что чем дешевле продукт, тем более вероятно, что клиент выберет нас на фоне конкурентов. Здесь клиент именно выбирает, поэтому это рациональная стратегия.
Снизить издержки производства / поставки продукта. В сущности, это также попытка повлиять на стоимость продукта, или начать получать хоть какую–то чистую прибыль в условиях высокой конкуренции.
Часто лучшим решением в условиях высокой конкуренции бывает пытаться совершенствовать продукт. Это инновации, касающихся характеристик продукта, а не его сущности.
Так, например, высокотехнологичные компании пытаются раз за разом делать компьютеры, смартфоны и другую подобную технику все более мощной.
Хотя в сущности они остаются на этом же рынке, и самый простой смартфон отличается от самого дорогого только своей производительностью, но не своими ключевыми характеристиками: на обоих можно звонить, хранить и обмениваться данными.
Появление новых функций может быть конкурентным преимуществом некоторое время — до тех пор, пока его не скопируют другие компании.
Хотя это решение, которому следуют лучшие из компаний, работающих на рынке с высокой конкуренцией, возможно, лучшей стратегией будет поиск «голубого океана» и создание инноваций, которые действительно полностью отстроят вас от конкурентов и позволят занять монопольную позицию.
Бизнес, основанный на копировании и работающих в высококонкурентной среде, может быть очень успешным. Компания Яндекс — возможно, довольно хороший пример. Эта компания успешно копирует лучшие продукты и практики, и совершенствует их. Это позволяет им расти очень быстро даже на очень конкурентных рынках. Хорошо копировать — тоже большое искусство.
Однако, таких примеров единицы. Подавляющее большинство компаний, которые лезут в алый океан — проигрывают. Нахождение на таком рынке всегда является риском и требует непрерывной работы по совершенствованию процессов, иначе конкуренты с более оптимизированными и рациональными практиками быстро займут ваше место.
Монополия и инновации (v2)
Монополия — это совершенно альтернативное состояние компании, когда она делает то, чего не делают или не могут делать другие компании.
Инновационность — это отличительная особенность компании, которая является монополистом. В данном случае мы не рассматриваем ситуации активной агрессивной конкуренции, и ситуации получения преимуществ за счет льгот от государства.
Когда компания становится монополистом, она может сама устанавливает цены, потому что здесь конкуренции нет.
Монополия всегда зарабатывает больше денег при в тех же самых условиях. Она «играет на своем поле». Питер Тиль отмечает, что за счет этого компании–монополисты могут позволить себе более «романтические» цели, вроде заботы об обществе.
Например, компании уровня Google вполне могут позволить себе основным принципом сделать «Не навреди», и помимо вопросами получения прибыли заниматься также помощью в решении вопроса глобального потепления и экологии.
Компании, которые работают в экстремально конкурентной среде — как правило не могут себе того позволить. Им приходится довольствоваться более прозаическими задачами. Такими, как получение прибыли. Потому что у них как правило нет лишних ресурсов и возможностей фокусироваться на чем–либо другом. Им приходится выживать.
Компании, складывающиеся в инновации, всегда выигрывают в долговременной перспективе. Генеральный директор Amazon Джефф Безос любит говорить — «Наш успех в Amazon зависит от того, сколько экспериментов мы проводим в год, в месяц, в неделю, в день…». Такие эксперименты — как и связанные с ними ошибки — необходимое условие внедрения инноваций, развития и закрепления монопольных позиций.
В Amazon есть культура экспериментов, и за счёт этого они остаются впереди.
Почему большинство компаний выбирают конкуренцию, а не монополию
Логичный вопрос — если монополии и инновации настолько хороши и эффективны, то почему подавляющее большинство компаний работает на конкурентном рынке, а не занимает монопольных позиций?
На первый взгляд может показаться, что компании выбирают конкуренцию, потому что это проще, чем создавать что–то новое.
Возможно, это так. Для того, чтобы скопировать бизнес модель или продукт, нужно затратить значительно меньше усилий, чем на тот креативный процесс, который предшествует возникновению чего–то по–настоящему нового.
Однако, нельзя объяснить склонность вступать на конкурентные рынки только легкостью такого входа. Потому что этот вход далеко не всегда легче подхода, сфокусированного на инновациях.
Компании которые работают в условиях высокой конкуренции должны работать в разы больше и в разы интенсивнее. Им нужно более внимательно относиться к своим денежным потокам, к маркетингу, к любым движениям которые они совершают на рынке.
Для компаний, которые находятся в условиях высокой конкуренции, любая ошибка может стоить жизни.
Если смотреть с этой точки зрения, то такой путь едва ли проще, чем захватить новую нишу.
Питер Тиль предлагает следующее объяснение происходящему. Мы привыкли конкурировать. Это вписывается в идеологию общества и подкрепляется на самых разных уровнях.
Еще в школе нас учат тому, что мы должны конкурировать между собой. Что мы должны бороться за одинаковые вещи (оценки конкретных знаний) и находиться «на одном и том же поле» (одинаковые предметы для всех). И просто на этом поле пытаться быть лучше всех.
Послание, которое нам дает образование и образ жизни — конкуренция это естественно и правильно, к этому стоит стремиться.
Сам бизнес тоже пронизан конкурирующей идеологией. Мы говорим про «победы» и «поражения», про «сильных» и «слабых» конкурентов, про «захват» рынка. Даже партнерство в бизнесе воспринимается как совместное объединение (обычно — против кого–то), чтобы «стать сильнее».
Таким образом, хотя это очень непростой путь, тем не менее, люди склонны выбирать именно его. Изменив эту ментальную установку и сфокусировав свое внимание на новых технологиях и решениях, на том, чем вы отличаетесь от других, а не на том, в чем вы схожи — вы начнете ломать этот шаблон мышления, который может ограничивать ваш рост.