Что такое стратегия голубого океана?
Стратегия голубого океана — это рыночная ниша, в которой частично или полностью отсутствует конкуренция. Такая среда позволяет более комфортно развиваться слаборазвитым или пока еще не полностью сформированным отраслям
Два инструмента для создания стратегии голубого океана
Стратегическая канва; решетка»упразднить–снизить–повысить–создать».
Разработка собственной стратегии голубого океана: принципы
Конкуренция — не главное, фокусируемся на важном, выходим за рамки спроса, соблюдаем стратегическую последовательность, преодолеваем противоречия, воплощаем в стратегию
Стратегия голубого океана: создаем инновационную ценность
«Не надо придумывать, как делать то же, что делает конкурент, но только лучше. Надо придумать, как добиться того же результата, но по–другому.» — Аркадий Морейнис, российский инвестор и предприниматель.
Стратегия голубого океана — это как раз про то, как сделать по–другому, как выйти за уже созданные рамки рыночной среды и использовать новые возможности. Не зря стратегия зовется океаном, достаточно взглянуть на его масштабы и поистине великий потенциал, где есть место для каждого жителя подводного мира.
Что это за стратегия, какие инструменты необходимы для работы с ней и как создать настоящий голубой океан?
Немного теории…
Итак, с чем же мы имеем дело, когда говорим «стратегия голубого океана»? Хоть название довольно метафорично, но зато ярко отражает суть подхода.
В общих чертах стратегия голубого океана — это рыночная ниша, в которой частично или полностью отсутствует конкуренция. Такая среда позволяет более комфортно развиваться слаборазвитым или пока еще не полностью сформированным отраслям, и как итог в ней концентрируется большое количество возможностей для формирования нового спроса.
К сожалению, в России пока еще не совсем активно используется такая стратегия, многие предприниматели предпочитают делать выбор в сторону конкуренции, где точно знаешь спрос, но и подводных камней там еще больше: например, нездоровая или слишком сильная конкуренция, и даже то и другое одновременно. Давайте, в продолжении нашего разговора рассмотрим, в чем же отличия двух популярных стратегий: голубого и алого океанов.
Главные различия голубого и алого океанов
Однозначно, в каждом подходе есть свои минусы и плюсы. И даже тот же голубой океан не всегда может оставаться таковым. Давайте представим картинку, мы с нашими потребителями — мирные обитатели водных просторов. Океан — это, наш рынок, который спокойно развивается. И тут в наши края заплывает грозная клыкастая акула, жаждущая «съесть» нашу добычу. А за этой акулой приплывает еще стая других. И так, голубой океан становится алым. Чем же они все таки отличаются? Давайте сравним:
Голубой океан
Это нетронутые и крайне перспективные участки рынка, которые способны породить новый спрос;
Это пока еще не существующие или только–только созданные ниши, которым не грозит конкуренция;
Нет сформированных правил и полная свобода действий;
У бизнеса нет стремления обогнать конкурентов, а значит больше внимания уделяется на улучшение собственных процессов работы, нежели на слежку за другими компаниями;
Алый океан
Много занятых и уже «избитых» ниш;
Установлены правила и границы, которые могут мешать развитию;
Полное царство конкуренции, порой и нездоровая конкуренция (например, когда одна компания соблюдает правила и законы, а другая нет);
Жесткий приём «новичков», часто их вытеснение или естественный «отбор»;
Наличие готовой аудитории и спроса (в голубом океане их только предстоит найти).
Определенно, каждый бизнес выбирает свой путь. Кому–то легче подстроиться под уже созданные правила и не выдумывать «из мухи слона», а для кого–то найти новую свободную нишу и свободно, пускай и не быстро, развиваться в ней, прощупывая спрос.
Два инструмента создания стратегии голубого океана
Прежде чем переходить к разработке стратегии голубого океана, стоит быть подкованными на все 100%. Для этого познакомимся с двумя инструментами, которые помогут вам при создании стратегии:
стратегическая канва;
решетка»упразднить–снизить–повысить–создать».
Стратегическая канва
Стратегическая канва — это качественный сбор информации, который поможет вам отобразить текущее состояние рынка. Чем больше информации вы соберете, тем лучше это поможет вам понять, куда инвестируют ваши конкуренты, какие характеристики продукта ваших конкурентов, какие предложения существую и наиболее актуальны в данный момент. В общем всё, что касается ваших потенциальных конкурентов. Так вы сможете понять, насколько высокая конкуренция в той отрасли, которая вам интересна. Для наглядности можно составить небольшой график по основным критериям, чтобы точно обрисовать для себя картину дел:
Исходя из того, что вы получили по итогу анализ даст вам понять, стоит ли «соваться» в сильно занятую нишу или же зайти на новый рынок.
Решетка”упразднить-снизить-повысить-создать”
Этот инструмент подразумевает работу в 4 этапа:
Отказываемся от факторов, которые служат предметом конкуренции
Поиск и устранение факторов, которые забирают много сил и не приносят нужного результата
Повышение уже существующих стандартов в существующей отрасли
Создание новых стандартов, а значит и создание нового спроса
Разрабатываем собственную стратегию голубого океана
После того как мы сравнили два подхода, думаем, вы уже определились с тем, какой ближе вам. А значит, можно приступать к разработке. Для этого рекомендуем опираться на следующие принципы создания стратегии голубого океана:
Конкуренция — не главное!
Зачем стараться преодолеть конкуренцию, когда можно направить все свои силы на создание нового спроса и новой ниши?
Фокусируемся на важном
Какая ценность у вашего продукта? Это главный вопрос, на который стоит ответить. Ценностей может быть несколько. Но главное, чтобы они были и действительно отвечали запросу потребителя. Здесь же важно понимать, какую именно отрасль будет занимать ваш продукт. Не стоит распыляться на всё сразу. Достаточно вспомнить поговорку про охотника, который побежал сразу за двумя зайцами.
Выходим за рамки спроса
Конечно же, для многих проще работать с тем, что уже есть. Но ведь кто не рискует, тот не пьет шампанского, не так ли?! Инновация ценности — это то, что действительно вас выбьет из серой массы. Поэтому стоит гнаться не только за той аудиторией, которая уже есть, но и за той, что якобы не относится к вам. Быть может вам есть, что предложить для неё? Остается лишь понять, как это сделать — добавить новую функцию товара или создать новый, который бы решил другую проблему клиента.
Соблюдаем стратегическую последовательность
Создание устойчивой бизнес модели — ключевой этап. Собираем основу: полезен ли продукт, устраивает ли цена потребителя, позволяют ли издержки получать прибыль и можем ли мы преодолеть препятствия по пути внедрения предложения?
Понять, удобна ли ваша стратегия довольно легко — ответы на эти вопросы должны быть положительными.
Преодолеваем противоречия
Выход на новый рынок сопряжен с внутренними сопротивлениями в компании — это могут быть сопротивления сотрудников, ограниченность ресурсов (на первый взгляд), недостаток мотивации команды. Здесь уже мы включаем силу убеждения и мотивации (у каждого руководителя могут быть разные способы — материальные, нематериальные и т.д.), а также концентрацию на имеющихся ресурсах, для того, чтобы направить силы в нужное русло.
Воплощаем в стратегию
И заключительный принцип, который объединяет всех сотрудников воедино. Ведь только так можно прийти к успеху — проверено на опыте многих компаний. Привлекая неосязаемый капитал (доверие, добровольную работу и преданность команды) создается настоящая инновационная ценность.
Четыре показателя хорошей стратегии
Как понять, что все сделано правильно? Для собственной оценки можно использовать эти показатели:
Разобрались в рынке
Выяснили, есть ли в нём правила и какие условия для существования на данный момент;
Провели исследования
Проанализировали аудитории, изучили конкурентов и др.
Убедились в качестве вашего предложения на основе собранных данных;
Нашли фокус
Фокусировка на нужном направлении, что означает — выгодные цены, отсутствие ненужных инвестиций и избавление от высоких издержек;
Стратегический итог в океане
Стратегия голубого океана — непостоянный, но всё же интересный подход, который вызывает у нас чувство восхищения. Снизить на нет уровень даже самой высокой конкуренции, завоевывать новые отрасли, о которых (пока еще) не догадываются конкуренты и заполучить аудитории, за которыми охотятся миллионы предпринимателей — разве это не гениально?! Мы снимаем шляпу перед этой стратегией и надеемся, что в России такой подход будет использовать всё чаще и чаще.