Стратегическое планирование
Стратегическое планирование – это процесс определения видения компании, его задач и целей на длительный промежуток. В процессе стратегического планирования появляется возможность увидеть, в каком направлении развивается компания какие задачи стоят перед ее отделами и конкретными специалистами. Стратегическое планирование опирается на миссию компании и ее внутренние принципы.
В процессе стратегического планирования также проводится анализ внешних факторов и тенденций, которые оказывают влияние на развитие компании. Важно понять, каким именно образом внешние факторы меняют результаты работы организации и влияют на прибыль, продажи и экономические показатели предприятия. На основе этого можно выстраивать определенные планы и задачи, устанавливать приоритеты, сроки выполнения отдельных работ, рассчитывать необходимые ресурсы и подбирать исполнителей.
Преимущества стратегического планирования
Стратегическое планирование позволяет создать определенное руководство для действий сотрудников, которое позволяет быстро внедрять в работу новые подходы и соответствующим образом реагировать на изменения, связанные с внешними и внутренними факторами. Преимущества такого планирования заключаются в следующем:
Создание единого видения компании. Стратегическое планирование позволяет сделать цели и задачи компании понятными и заметными для сотрудников. Он отвечает на вопрос, для чего нужны те или иные действия, позволяет специалистам оценить свой вклад в достижение целей, дает им ощущение собственной значимости, что в свою очередь повышает лояльность сотрудников и их мотивацию. Это уменьшает количество конфликтов в коллективе, повышает уровень взаимопонимания в коллективе и позволяет выстроить позитивную и эффективную коммуникацию между сотрудниками и руководством.
Возможность предсказывать изменения. Стратегическое планирование тесно соседствует с анализом рисков и рыночных тенденций. Благодаря этому в рамках создания стратегического плана можно минимизировать риски и повысить стабильность развития компании. Стратегическое планирование позволяет предусмотреть сложности и подготовиться к ним заранее.
Опережение конкурентов. Стратегическое планирование позволяет создать четкое представление о том, какие действия нужно предпринять для развития компании. Это в свою очередь позволяет не тратить время на планирование в процессе работы и развития компании, что дает организации преимущества перед конкурентами и обеспечивает ее гораздо более быстрое развитие. Стратегический план также позволяет увидеть потребности аудитории и возможности и перспективы компании, выбрать наиболее оптимальный маршрут для развития и завоевать первенство на рынке.
Задачи стратегического планирования
Стратегическое планирование опирается на следующие задачи:
Формулировка миссии и видения компании. В процессе построения стратегического плана необходимо проанализировать существующую ситуацию внутри компании и вокруг нее. После этого как раз и выстраивается стратегический план, который позволяет сформулировать стратегию достижения определенной цели и выполнения миссии компании.
Создание определенности для сотрудников. В процессе выполнения своих задач специалисты должны понимать, зачем им это нужно. Для этого и нужен стратегический план. Он позволяет объяснить, каким образом отдельные задачи и их результат соотносятся с общими целями компании, и показать, каким именно образом каждый сотрудник вносит вклад в работу всей компании.
Синхронизация менеджмента. Для обеспечения полноценного развития компании важно, чтобы все сотрудники работали над достижением цели синхронно и сообща. Наличие стратегического плана позволяет менеджменту и руководителям отделов понять, каким именно образом и в каком порядке они должны выполнять отдельные задачи, какие задачи должны выполняться одновременно, а какие должны следовать друг за другом. Это позволяет всем отделам начать работать синхронно и ускоряет достижение стратегической цели.
Создание четкой карты развития компании. В процессе разработки стратегического плана руководство компании анализирует все данные, определяет, где бизнес находится сейчас и каких результатов нужно достичь через год или несколько лет. Такое осознание перспектив позволяет четко распределить задачи между сотрудниками, повысить их мотивацию быть причастными к определенным достижениям организации.
Использование стратегического планирования
Стратегический план выстраивается следующим образом:
Формулирование миссии и ценностей компании. Построение стратегического плана начинается с выстраивания миссии и ценностей компании. Обычно эта процедура проводится и вовсе при создании бизнеса. Однако, если ваша компания функционирует, но не имеет четко обозначенных миссии и ценностей, до создания стратегического плана необходимо четко сформулировать эти понятия. Дело в том, что миссия и ценности компании определяют ее путь развития и объясняют сотрудникам, каким образом компания будет идти к выполнению выбранной миссии и какого итогового результата бизнес должен достичь в результате своего развития.
Проведение конкурентного анализа. Анализ конкурентов позволяет понять, какие преимущества есть у вашего бизнеса. Он позволяет понять, что привлекает клиентов в вашем продукте, проанализировать и пересмотреть ценовую политику компании. Конкурентный анализ также помогает выбрать правильную стратегию продвижения в процессе сравнения с другими компаниями и найти новые идеи для развития компании.
Проведение SWOT–анализа. SWOT–анализ предполагает создания матрицы, разбитой на четыре блока. В первом блоке нужно описать сильные стороны компании, во втором – слабые стороны бренда. Еще два блока должны быть посвящены перспективам компании и угрозам, которые могут негативно повлиять на ее развитие. Такой анализ позволяет оценить нынешнюю позицию бизнеса на рынке и понять, каким образом компания может продолжать свое развития. Без проведения анализа созданный план развития компании может оказаться нежизнеспособным, так как у организации может не быть ресурсов, возможностей или времени на его реализацию.
Формулировка целей. После проведения всех анализов необходимо определить стратегическую цель, которой должна достигнуть компания в процессе развития. Эта цель должна быть конкретной, измеримой и ограниченной по времени. Важно также, чтобы она была достижимой. При этом в условиях постоянных изменений рынка важно, чтобы стратегическая цель выбиралась на год–два, максимум на пять лет. Многие эксперты считают год оптимальным сроком стратегического планирования, потому что такой срок позволяет быстро реагировать на возможные изменения на рынке.
Выбор стратегии для ее достижения. Чтобы стратегия действительно приводила к достижению цели, важно выбрать правильный подход к ее реализации. На самом высоком уровне руководства главной задачей становится распределение между отделами отдельных, более мелких целей, которые в итоге приводят к достижению стратегически важного результата. На уровне менеджмента задачи, которые предстоит выполнить отделу, распределяются на еще более мелкие задания, которые передаются отдельным сотрудникам.
Реализация стратегического плана. После того, как план разработан и доработан, компания может приступать к его реализации. Особенно важным на этом этапе становится постоянный контроль работы сотрудников: это позволяет вовремя отследить отклонения в работе специалистов, сложности, с которыми они сталкиваются, и своевременно решить все проблемы до того, как они серьезно повлияют на работу компании и ее развитие.
Особенности анализа внешнего и внутреннего состояния организации при построении стратегического плана
Важно помнить, что каждая компания постоянно подвергается воздействию различных факторов как изнутри, так и извне. И чтобы понять, каким именно образом необходимо выстроить развитие организации, чтобы достичь определенных стратегических целей, важно определить степень воздействия внешних и внутренних факторов. При этом необходимо учитывать, что бизнес – это не только объект влияния, но и его субъект. Она сама влияет на внешнее окружение, изменяет рынок сбыта готовой продукции, взаимодействует с покупателями и поставщиками, находит партнеров или прерывает партнерства. И во многом успех компании зависит от того, насколько руководство организации может правильно организовать внутреннее окружение компании, в том числе бизнес–процессы, ресурсы организации, сотрудников и технологии.
При разработке миссии и стратегии необходимо провести полноценный анализ всех внутренних и внешних факторов, которые влияют на компанию. Результатом этого анализа становится оценка всех возможностей компании и рисков, которые могут встретиться на пути ее развития.
Можно использовать абсолютно разные методы анализа. Одним из самых популярных методов изучения внешних и внутренних факторов работы компании является SWOT–анализ. Он ставит целью определение сильных и слабых сторон организации и их связей с возможностями для развития и угрозами. По итогам этого анализа можно выработать определенные стратегии, которые позволяют использовать как можно больше возможностей и устранить все возможные риски и угрозы для компании.
Часто также используется матрица «Вероятность/Воздействие». Эта матрица выстраивается отдельно и позволяет определить различные возможности, которые дает компании внешняя среда, и риски, с которыми бизнес может столкнуться в процессе развития. Для полноценного анализа принято использовать две матрицы, одну для оценки возможностей компании, а другую для оценки угроз. При этом в каждой матрице возможности и угрозы распределяются в соответствии с вероятностью их наступления и силе воздействия на бизнес. Такие матрицы позволяют проконтролировать то, насколько внешние факторы могут быть полезны или опасны для компании. Они также позволяют разработать наиболее подходящую стратегию развития компании.
Еще одной интересной техникой анализа является создание реестра рисков и возможностей. Этот способ анализа позволяет провести гораздо более детальный анализ в сравнении с другими методами. Для начала необходимо выявить риски, с которыми может столкнуться компания, и возможности, которые она может использовать для развития. После этого риски и возможности нужно оценить по степени вероятности и степени их влияния. После этого создается матрица, в которой указывается степень влияния всех рисков и возможностей. И уже потом создается непосредственно реестр рисков и возможностей, который фиксирует все значимые для компании факторы, пути их реализации (что само по себе является стратегией) или минимизации. В реестре рисков и возможностей также указываются сотрудники, которые несут ответственность за отдельные возможности и риски.
Разработка миссии и стратегии развития компании
В первую очередь при создании стратегического плана необходимо определить, какова главная цель существования компании. Эта главная цель и будет называться ее миссией. Миссия бизнеса должна отражать, в какой сфере деятельности развивается компания и какова ее конечная цель. На основе этой миссии происходит разработка стратегий развития организации.
Стратегии развития организации не могут существовать в отрыве от миссии компании. Они должны полностью соответствовать итоговым целям существования бизнеса и их смыслу. Это важно, чтобы сотрудники организации не тратили впустую ресурсы компании и свои усилия на выполнение тех задач, которые не относятся к достижению стратегических целей.
Так как стратегия развития в рамках бизнеса имеет глобальный характер, для ее реализации необходимы усилия и работа всех подразделений компании. При этом важно транслировать общую стратегию развития для каждого отдельного подразделения таким образом, чтобы руководители и сотрудники четко знали свои личные задачи и цели и понимали, каким именно образом выполнение определенных заданий внутри отделов приведет к достижению стратегически важных целей для компании. При этом такая декомпозиция стратегии гарантирует возможность выбора правильных целевых показателей для каждого отдела.
Формулировка стратегических целей развития компании
Формирование стратегического плана – это не только разработка стратегии. Важно не только разработать саму стратегию, но и выбрать критерии и ключевые показатели, по которым будет определяться успешность достижения целей, а также разработать пути достижения успеха. Только в этом случае стратегическим планом можно будет пользоваться для достижения стратегических целей.
Важно помнить, что стратегические цели должны быть измеримыми и максимально конкретными. Это позволит оценить результаты и объективно понять, насколько они были достигнуты и насколько успешно была реализована принятая компанией стратегия.
В рамках формулирования стратегического плана необходимо создать карту стратегических целей. В ней необходимо, в первую очередь, указать общую стратегию компании, которая обычно формируется на год и в дальнейшем корректируется, исходя из фактических результатов работы компании. Важно также указать в карте стратегических целей стратегии отдельных подразделений бизнеса, которые должны быть напрямую связаны с общей его стратегией. При описании стратегий подразделений необходимо указать, какой отдел должен заниматься их реализацией и каковы ключевые области их реализации. Для каждой стратегии должен существовать ключевой показатель, который позволит оценить итоги работы отдела и компании в целом.
Взаимосвязь между стратегией, бизнес-планом и бюджетом компании
При разработке стратегического плана компания должна выстроить взаимосвязь между всеми его составляющими. Такая взаимосвязь важна для дальнейшей успешной реализации стратегического плана, потому что она позволяет привязать целевые показатели к отдельным его параметрам и спланировать все расходы бизнеса. Благодаря этой взаимосвязи выполнение отдельных бюджетных задач приводит к достижению более крупных стратегических целей компании.
Итак, взаимосвязь должна выстраиваться следующим образом. Основой и начальной точкой стратегического плана является стратегический анализ, который позволяет выработать миссию компании и сформулировать ее понятным и доступным языком. На основе миссии выбирается общая стратегия развития компании, которая пока выглядит как примерный набросок того, какой путь развития и роста оптимален для бизнеса. После проверки этой стратегии на соответствие всем миссиям компании и ее ценностям на ее основе выстраиваются конкретные стратегические цели, которые в свою очередь являются конкретным описанием тех результатов, к которым компания должна прийти через год. Стратегические цели служат основой для более узких бизнес–планов, которые формулируются для отдельных подразделений компании. А на основе бизнес–планов происходит распределение бюджета и ресурсов, которые необходимы отделам и подразделениям организации для выполнения бизнес–планов.
И, соответственно, трата бюджета приводит к выполнению бизнес–планов. Выполнение их в свою очередь приводит к достижению стратегических целей, что говорит о реализации стратегии. А реализация стратегии говорит о достижении определенной миссии бизнеса.