LeadStartup
Mikhail
Mikhail
Founder, Executive Partner
Growth Rate
13 минут чтения
113 минут видео

Понимание и расчет показателя Growth rate в бизнесе. Как определить темпы роста компании и использовать эту информацию для стратегического планирования.

Growth rate — почему это одна из самых ключевых метрик. Разбор формулы ее расчета и расскажем, как ее использовать в вашем стартапе.
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут
Growth Rate

Что такое Growth rate?

Growth rate – это метрика, отображающая темп увеличения доходов компании в течение определенного времени.

Что такое сезонный темп роста?

Сезонный темп роста – это замедление или, наоборот, ускорение темпа роста компании, связанное с изменением актуальности какого–то бизнес проекта в определенные месяцы.

Что такое CAGR?

CAGR (Compound Annual Growth Rate) – (рус. совокупный среднегодовой темп роста) это средний темп, с которым осуществленная инвестиция росла в течение периода более одного года.

Другие варианты оценки темпа роста: сезонный рост и CAGR

Стоит уточнить, что бизнес редко может развиваться в равномерном темпе. Это ошибочное мнение, т.к. в абсолютном большинстве случаев происходит обратное явление. Опять же, как мы уже говорили ранее, темп роста зависит и от специфики деятельности компании. Некоторые организации могут развиваться быстрее в течение нескольких месяцев и снижать темп в другие. Приведем простой пример. Представьте себе палатку с мороженым. Летом бизнес будет более оживленным и, соответственно, будет быстрее наращивать темп роста. Зимой, когда на улице холодно, спрос на мороженое падает, а значит и показатель роста тоже будет снижаться.

В компаниях, где сильно выражено сезонное влияние рассчитывать темп роста сложнее, но в то же время и важнее. В таком случае стоит немного изменить стратегию этих расчетов.

Самым простым решением будет сравнивать показатель темпа роста за месяц, с показателем Growth rate за этот же месяц предыдущего года. Такое сравнение обязательно отобразит прогресс или регресс вашего бизнеса. По этим результатам вы сможете понять как работает ваша бизнес–стратегия и оценить влияние на нее ваших решений. К тому же такой подход упрощает понимание вашего темпа развития в целом, и помогает увидеть картину, которая будет актуальна для вашего конкретного случая.

Мы уже знаем, что такое краткосрочные расчеты Growth rate. Это расчеты, затрагивающие небольшие промежутки времени (неделя, месяц, несколько месяцев). Но что такое долгосрочные расчеты?

Под долгосрочными расчетами обычно подразумевается совокупный среднегодовой темп роста (CAGR). Остановимся на нем подробнее.

Что такое CAGR

CAGR (Compound Annual Growth Rate) – (рус. совокупный среднегодовой темп роста) это средний темп, с которым осуществленная инвестиция росла в течение периода более одного года.

CAGR можно использовать для сглаживания фактического значения доходности, чтобы ее было легче понять в сравнении с альтернативными инвестициями.

Чтобы рассчитать CAGR нужно:

  1. Разделить конечную стоимость инвестици на ее начальную стоимость (в рамках определенного периода времени).

  2. Возвести полученное число в степень 1/n, где n – это количество лет в этом временном промежутке.

  3. Вычесть единицу из результата, полученного в пункте 2.

Совокупный среднегодовой темп роста – это не показатель чистой прибыли, а скорее репрезентативная метрика. Которая к тому же может использоваться для расчета среднего роста для отдельных инвестиций. CAGR редко бывает стабильной, т.к. не учитывает, когда инвестор добавляет средства в портфель или, наоборот, выводит. А также, чем короче будет анализируемый временной период, тем меньше вероятность того, что полученный показатель CAGR будет соответствовать ожидаемому.

Хороший темп роста и способы влияния на показатель Growth rate

Нормы показателя темпа роста могут варьироваться в зависимости от отрасли. Конечно, если отрасль вашей компании связана с деятельностью, которая в данный момент является одной из передовых, то и темп ее развития может показывать процент выше, чем у компании такого же размера, но которая занимается другим, менее востребованным, видом деятельности.

Однако можно выделить некий обобщенный ориентир хорошего значения Growth rate, в среднем это – от 15% до 45% в год.

Но как добиться таких показателей?

Темп роста – это мера, которая показывает увеличение прибыли вашей компании. Таким образом, Growth rate – это чуть ли не самое ключевое направление в любом бизнесе.

Существует распространенное заблуждение, что единственный способ улучшить Growth rate – привлечь больше клиентов. Это не только неправда, но и возможная критическая ошибка. В основном это связано с тем, что такой подход может обойтись в круглую сумму, т.к. реклама почти всегда стоит дорого. Поэтому такой выход может подойти скорее компаниям с высоким уровнем финансирования и доходов. В ином случае, пока вы не разработали надежную стратегию удержания, которая будет сокращать отток пользователь, нет смысла сосредотачиваться на привлечении большого количества пользователей.

Но это не означает, что с низким темпом роста компании ничего не поделать. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

Мы уже упоминали это правило чуть выше. Но давайте закрепим.

Во–первых, вам нужно определить причину оттока. В этом вам поможет обратная связь с клиентами. Узнавайте, почему они перестают пользоваться вашими услугами и что конкретно могло им не понравиться. Хорошая практика для последующего исправления ошибок. Тогда вместо вопроса «Как уменьшить отток?» у вас появится план конкретных действий, на основе которых вы сможете выстроить улучшеную бизнес–стратегию.

  • Расширение

Доход от расширения – это доход, который вы можете получать с уже существующих клиентов. Это могут быть какие–то дополнительные линейки продукции, изменение ценников или даже программы лояльности и акции.

  • Ценообразование

Это довольно сложный аспект любого бизнеса. Иногда трудно понять, не слишком ли высокую цену вы установили за вашу продукцию. Или может, наоборот, она слишком низкая. Посмотрите, какая продукция пользуется бОльшим спросом. Вот с этими продуктами вы и можете поэксперементировать. Слегка увеличьте цены и отслеживайте показатели оттока и количество новых клиентов. Если эти показатели остаются постоянными, это значит, что людей устраивает такая цена и они готовы принять такие изменения.

Эти действия кажутся очевидными и простыми, но они определенно могут повлиять на темп роста компании в целом. А иногда они параллельно улучшают и другие показатели, что в совокупности дает заметный результат.

Growth Rate кратко

Темп роста компании, или Growth rate, не просто так требует особого внимания руководителей, так как это один из способов оценить значимость и потенциальные возможности бизнеса, то, насколько быстро потом он сможет наращивать свои финансовые активы и прибыль.

Если сразу выяснить, что вас может ждать в будущем, вы сможете выстроить стратегию своих действий в настоящем, оценить расходы и т.п.

Таким образом, метрика Growth rate помогает не только прогнозировать ваш финансовый потенциал, но и выполняет свою главную функцию – отображает темп роста вашего бизнеса не в абстрактных описаниях, а в конкретном числовом выражении.

Growth Rate

Измеряет изменение числа за определенный период времени

Что такое Growth Rate

Темп роста компании достаточно непросто отследить. Если быть точнее, то не так сложно понять, растет ваш бизнес или нет, как определить, насколько быстро он это делает.

Growth rate – это метрика, отображающая темп увеличения доходов компании в течение определенного времени.

Однако не стоит думать, что это все, для чего нужна метрика Growth rate. Отслеживание темпа роста компании также используется для оценивания потенциала стартапа и сбора данных об увеличении доходов компании. Другими словами, темп роста – это показатель прибыльности и устойчивости.

Для подсчета Growth rate вы можете выбрать абсолютно любые промежутки времени: неделя, месяц, год и т.д. Все зависит от отрасли, в которой вы работает и места, которое ваша компания занимает на рынке, т.е. уже существующего уровня развития.

Основы Growth Hacking (на основе GH гайда)

Все, что вам нужно знать о Growth Rate

Итак, вы владелец или управляющий нового стартапа. Изучили невероятное количество метрик, которые не просто нужно, но и очень важно отслеживать. Вы заинтересованы в развитии вашего дела. Только как отследить вот это вот развитие. Ведь если ваш бизнес растет быстрее, чем вы успеваете разобраться в происходящем, есть большой шанс упустить какие–то детали или совершить ошибку, потому что приходится торопиться. А если он будет, наоборот, слишком медленно набирать обороты, то может прогореть. Ставки высоки.

Но не стоит отчаиваться. Сегодня мы рассмотрим еще одну полезную метрику, главная цель которой – отследить темп роста бизнеса.

Как использовать метрику Growth Rate

На самом деле, кроме основных, существует множество причин для использования этой метрики. Все зависит только от того, какие цели вы преследуете. Вот несколько примеров ситуаций, в которых вам могут пригодиться данные Growth rate:

  • Презентация проекта потенциальным инвесторам/кредиторам или же отчетность для уже существующих. Как вы уже наверное догадались, цель – оценка потенциала стартапа.

  • Для выстраивания стратегии в различных внутренних сферах компании. Например, для планирования кадровой политики. Поскольку темп роста может быть рассчитан на еженедельной, ежемесячной и даже более длительной основе, легко увидеть, как небольшие изменения в зарплате сотрудников, самих кадрах или других повседневных деталях могут очень сильно повлиять на результат.

  • Чтобы определить, как лучше распределять ресурсы. Если бизнес растет слишком быстро, начальные ресурсы расходуются не согласно конкретной бизнес–стратегии, а скорее «интуитивно». В таком случае компания может понести заметные убытки или вообще обанкротиться.

Инвесторы могут также использовать метрику Growth rate, чтобы спрогнозировать рост, а значит – получить представление о потенциальной выгоде с инвестиций. Поэтому обычно на начальном этапе стартапы показывают инвесторам как краткосрочные, так и долгосрочные расчеты Growth rate. Ведь бизнес может не приносить особых доходов в первый год работы, в то время, как его прогнозы вполне могут показывать окупаемость инвестиций в течение двух и более лет.

Как посчитать Growth Rate

Существуют различные способы расчета в зависимости от отрасли, в которой работает компания, ее текущих возможностей, финансирования и других факторов. Однако, несмотря на это, чаще всего используется простая формула, которая отображает ежемесячный темп роста:

Чтобы рассчитать темп роста компании:

1.Выберите какой–то временной отрезок и поделите его на 2 равные части: дни, недели, месяцы. (например, 2 месяца)

2. Из показателя вашего дохода за второй месяц, вычтите показатель вашего дохода за первый месяц.

3. Поделите полученный результат на все то же значение показателя дохода за первый месяц.

4. Умножьте новый результат на 100, чтобы получить ответ в процентах.

Конечно, есть разные подходы, которые включают в себя множество других показателей. Например, некоторые эксперты предлагают учитывать численность персонала (т.е. количество сотрудников на одного клиента). А другие формулы иногда удваивают предполагаемую сумму, которая будет потрачена на рекламу и утраивают сумму, выделенную на юридические услуги и страховку, так как эти категории часто могут включать в себя скрытые расходы, а цены на подобные услуги могут варьироваться. Кроме того, вы можете отслеживать время обслуживания клиентов, чтобы получить отправную точку для оценки будущих затрат на рабочую силу по мере роста бизнеса. Также в отчетности для инвесторов рекомендуется давать более консервативную оценку темпов роста,

Еще одно мнение на этот счет говорит о том, что следует учитывать коэффициент удержания, сезонность продукта, а также маркетинговые методы и их эффективность. Любой из этих показателей или даже их комбинация, может повлиять на показатель темпа роста.

Также важно помнить, что:

  • Бизнес, выстроенный с нуля, будет иметь более высокие показатели темпа роста, так как стартовой точкой был 0, а значит практически любой успешный кейс компании будет приравниваться к развитию.

  • Для разных отраслей норма показателя темпа роста будет разной.

  • Показатели, вроде времени, выделенного на выстраивание стратегии, скорость внедрения изменений и позиция на рынке, также будут варьироваться в зависимости от занимаемого компанией уровня.