Что такое дашборд?
Dashboard — в буквальном переводе означает «приборная доска», другими словами, современный формат сбора и визуального представления массивов данных. Визуализация, анализ данных и динамический отчет — основные суперспособности дашборда.
Цели дашборда
Наглядность результатов анализа; Оперативное получение информации; Постоянное наблюдение за динамикой бизнес–процессов; Выстраивание иерархии данных и их сравнение; Выбор ключевых показателей и их контроль.
Как сделать свой дашборд?
Прежде чем приступать к созданию дашборда стоит изучить инструменты, которые вам в этом помогут: Tableau, Klipfolio, Cyfe и др. Затем создать каркас дашборда из Граббера, Парсера и пользовательского интерфейса. По итогу внести данные и использовать нужные инструменты.
Что такое Dashboard?
Обычная практика — с вечера поставить будильник, для того чтобы проснуться на следующий день вовремя на работу, измерить свою температуру с помощью градусника во время простуды или же ехать на машине, параллельно следя за скоростью на спидометре. Оказывается, дашборд буквально бок о бок с нами во всех привычных делах. Предлагаем подробнее рассмотреть этот инструмент с наглядными примерами и создать свой качественный дашборд всего в несколько этапов.
В начале мы уже слегка намекнули на то, что же такое Dashboard. Ну а четкое определение звучит таким образом:
Выглядеть он может по–разному, но вот один из примеров в Google Analytics:
То есть, мы видим аналитическую панель, на которой есть все интересующие нас показатели. Причем, естественно, перед тем, как начинать анализировать мы выстраиваем нужные нам параметры. И вуаля! У нас готовые данные, с помощью которых мы можем улучшать процессы в рамках проекта.
В бизнесе, дашборд — это незаменимый инструмент для аналитики. Благодаря нему можно сделать правильные выводы и принять решения, влияющие на жизнедеятельность компании. В данном случае под дашбордом может пониматься постоянный сбор данных в виде таблицы, схемы, графика или анимации с применением фильтров и сортировки в реальном времени. Главное отличие этого инструмента от привычной инфографики — это анализ данных с возможностью изменений.
Немного из истории… Первые признаки дашборда можно проследить еще в конце 10 века, когда неизвестный астроном создал график движения небесных тел. Но на этом человечество не остановилось. Еще до начала 17 века люди начали создавать карты и первые диаграммы, таким образом, сейчас, в 2021 году мы имеем уже высокоточную, интерактивную и динамическую визуализацию в виде дашборда.
3 типа дашбордов, его цели и визуальные элементы
Тип сбора данных выбирается в зависимости от того, что необходимо вам в первую очередь:
Управление процессами
Если вы хотите собрать такую информацию, как число продаж или прибыль, то такой дашборд поможет понаблюдать за динамикой и сделать выводы (сократить убытки, оптимизировать работу, найти проблемные места и т.д.)
Мониторинг кампаний
Контроль и изучение эффективности рекламных кампаний тоже невозможны без дашборда. Чтобы понять, достигли ли вы нужной цели, важно изучить все показатели.
Отслеживание состояния
Мониторинг «состояния здоровья» — еще одна незаменимая вещь даже в бизнесе. В целом стоит изучить, всё ли идёт хорошо и какие пробелы стоит заполнить.
Цели дашборда
У любого бизнес–инструмента есть цель. Или даже несколько. У дашборда их, как минимум, пять:
Наглядность результатов анализа;
Оперативное получение информации;
Постоянное наблюдение за динамикой бизнес–процессов;
Выстраивание иерархии данных и их сравнение;
Выбор ключевых показателей и их контроль.
Визуальные элементы дашборда
Что касается визуала — тут дело индивидуальное. Каждый аналитик или руководитель создает дашборд с учетом необходимых ему показателей. Это могут быть таблицы, диаграммы, стрелочные индикаторы, календари и многое другое. Вот несколько примеров:
Типы отчетов, которые можно делать в дашборде и кто им пользуется?
Отчеты в дашборде — это отдельная «песня». Информационная сводка может быть разной, в зависимости от специфики задач.
Аналитические отчеты — т.е. отчеты по выбранным показателям, и как итог, сводка по определенной ситуации и последующая корректировка.
Как часто предоставляются? — Регулярно
Оперативные отчеты — отчеты с изменчивой информацией.
Как часто предоставляются? — Постоянно
Стратегические отчеты — информационная база для долгосрочного управления.
Как часто предоставляются? — Периодически
Кто пользуется дашбордом?
Как мы и сказали выше, дашборд — это прежде всего инструмент аналитика и руководителя. Но смогут ли его использовать маркетологи, продажники и SEO–специалисты? Конечно! В целом вообще, хоть кто угодно, кому необходимо собрать и проанализировать информацию. Опять же, всё зависит от целей использования. Любое направление бизнеса нуждается в анализе для дальнейшего роста и поиска существующих проблем. Так что, рекомендуем его использовать всем.
Плюсы работы с дашбордом
Конечно, можно утверждать, что в этом мире нет ничего идеального. Но про дашборд так сказать очень сложно. Эта методика визуализации крайне эффективна, и вот почему:
Минимализм и отсутствие графического мусора
Краткость — сестра таланта. Только самые важные элементы у вас перед глазами и ноль воды;
Простота
Ясная картина процессов без сложных формул и миллионных столбцов;
Постоянное сравнение
Благодаря сравнению показателей можно запросто выявить корень проблемы и оценить эффективность работы;
Доступность
Все необходимые данные под рукой, главное вовремя отслеживать;
Гибкость
Бизнес — дело непостоянное, как и процессы в нём. Дашборд позволяет изменять данные и демонстрировать актуальную информацию в режиме реального времени;
Интерактивность
С помощью этой методики можно показывать данные за конкретный период времени или конкретного места в зависимости от поставленной задачи;
Оптимизация работы
Теперь можно затрачивать меньше ресурсов (денежных, умственных, временных) на сбор, обработку и анализ данных.
Инструменты для создания дашборда или как сделать свой
Прежде чем приступать к созданию дашборда стоит изучить инструменты, которые вам в этом помогут.
Если у вас небольшой проект, то вполне подойдет всеми известный Excel для простой визуализации или же Google таблицы.
Но если вы уже заранее знаете, что вам нужно собрать очень много информации и создать сложные диаграммы для анализа с последующими отчетами, то тогда можно смело использовать следующие решения:
Tableau
Американская компания, разработчик одноимённого программного обеспечения для интерактивной визуализации данных и бизнес–аналитики.
Klipfolio
Сервис для создания дашбордов, разработанный одноименной канадской компанией–разработчиком программного обеспечения Klipfolio Inc. Klipfolio Inc
Cyfe
Универсальное приложение для мониторинга и анализа данных, разбросанных по всем онлайн–сервисам
Leftronic
Инструмент для дашборда виджетного типа. Обладает поддержкой CustomDataAP, что позволяет загружать данные пользователя
Dimension
Облачная аналитическая платформа для управления бизнесом
Теперь, когда мы выбрали подходящий по удобству сервис для будущего отчета, создаём «каркас» дашборда из трёх основных элементов:
Граббер (собираем данные);
Парсер (обрабатываем и группируем полученный материал);
Пользовательский интерфейс (создаём итоговую визуализацию, отчеты и статистику).
Но прежде чем собирать данные, важно понимать где их найти и для кого они нужны. Поэтому сначала отвечаем для себя на несколько вопросов:
Кто будет принимать отчет? — Директор, маркетолог, веб.мастер и др.
Какие именно данные ему будут нужны?
Где хранится нужная информация?
Как часто нужно обновлять информацию?
Каким образом будет проводится работа с дашбордом? — На телефоне или компьютере...Можно ли будет применить дашборд в презентации?
После подготовки остается приступить работе с сервисом — вносим данные, выбираем нужные виджеты с инструментами и, в конечном итоге, анализируем.
Несколько слов в завершении….
На самом деле, использование дашборда не требует больших усилий, поэтому его созданием могут заниматься не только лишь профи в сфере аналитики, а любые заинтересованные лица. Это универсальная и полезная штука, которая однозначно нужна любому бизнесу, независимо от его размеров. И мы очень надеемся, что в своей работе вы уже активно его используете или, как минимум, начинаете с ним работать;)