Бизнес-аналитика и бизнес-анализ
Бизнес–аналитика и бизнес–анализ используются для изменения внутренних процессов компании и разработки стратегии и планов. Несмотря на схожесть этих понятий, их довольно часто путают. Чтобы добиться понимания от команды и выработать правильную стратегию развития компании, важно разобраться в особенностях бизнес–анализа и бизнес–аналитики.
Что такое бизнес-анализ
Бизнес–анализ – это работа, направленная на определение потребностей клиентов и других интерессантов бизнеса. Он помогает найти и обосновать решения, которые приводят к определенным изменениям внутренних процессов компании. При этом сам по себе бизнес–анализ не связан с разработкой новых продуктов.
Бизнес–анализ позволяет оптимизировать внутренние процессы, провести изменения в организации компании и разработать внутренние регламенты. При этом в последнее время бизнес–анализ все теснее переплетается с IT–технологиями, так как появляется все больше различных инструментов, позволяющих автоматизировать процессы обработки информации. В большинстве компаний проведение бизнес–анализа напрямую связано с использованием современных корпоративных систем.
В процессе бизнес–анализа аналитики изучают показатели каждого направления бизнеса, отслеживают состояние каждого отдела и все процессы, которые происходят в компании. Это позволяет им быстро оценить, какие проблемы уже есть во внутренних процессах компании, а где проблемы только могут появиться. На основе результатов бизнес–анализа строятся стратегические планы.
Задачи бизнес–анализа заключаются в следующем:
Снижение расходов компании. В процессе развития бизнеса необходимо все время проверять и пересматривать статьи расходов. Дело в том, что некоторые расходы на отдельных этапах развития компании могут оказаться слишком большими и привести к серьезным проблемам. Важно отслеживать уровень отлаженности каждого процесса и выгоду от существующих договоров. Анализ помогает установить категории, в которых расходы чересчур высоки, и оптимизировать траты.
Решение отдельных проблем. Если в процессе работы компании все время возникает та или иная проблема, необходимо определить ее причины и и найти проблемные места. Бизнес–анализ помогает выделить причины появления задержек и перерасходов, даже если они не очевидны, и дает возможность оптимизировать процессы и избежать повторного появления проблем.
Проверка состояния проекта. При появлении новых задач в проекте сложно определить более–менее точные сроки их выполнения. Анализ бизнес–процессов помогает понять, какие ресурсы необходимо выделить и какие процессы должны произойти в ходе выполнения задачи. Он также дает возможность определить, на каком этапе выполнения находится проект в целом и что нужно сделать, чтобы повысить эффективность работы команды.
Повышение эффективности отделов. Далеко не все отделы компании обычно работают одинаково эффективно. Некоторые из них обычно показывают сниженные результаты, и даже когда в общем и целом все идет хорошо, хочется повысить продуктивность отдельных подразделений компании. Бизнес–анализ подскажет, что именно служит причиной снижения производительности отделов и каким образом можно оптимизировать их работу таким образом, чтобы соотнести реальную работу компании с запланированной.
Нахождение возможностей развития компании. При наличии недопониманий или расхождений между руководителями компании анализ бизнес–процессов помогает собрать всю доступную информацию о существующих внутренних процессов и принять решение о дальнейшем развитии компании.