Чем бизнес-риски отличаются от рисков в некоммерческой деятельности?
Начнем с того, что бизнес является коммерческой деятельностью. То есть компания прилагает все возможные усилия на то, чтобы получить прибыль. Вообще, в условиях рыночной экономики большая часть видов экономической деятельности является проявлениями разных форм бизнеса. Он бывает разных размеров: малый, средний, крупный. Это зависит от количества сотрудников организации и объемов производимой и продаваемой продукции.
И коммерческая, и некоммерческая деятельность сопровождается рисками. Они могут быть и внешними, и внутренними. В некоторых случаях угрозы коммерческих и некоммерческих организаций могут совпадать, но по большей части они разные. Общими у них могут быть источники и причины возникновения. Например, низкий уровень компетентности специалистов может привести к снижению уровня лояльности потребителей, из–за чего может пострадать репутация компании, будь то библиотека, церковь, магазин или кафе.
Ниже рассмотрим основные различия между рисками в коммерческой и некоммерческой деятельности.
Во–первых, цели и мотивы.
В бизнесе ключевой целью является прибыль, поэтому и риски, как правило, связаны с финансовыми аспектами, такими как операционные расходы, инвестиции, зависимость от валютных колебаний и так далее. Компания будет прилагать все возможные усилия для снижения издержек и потерь. Это, в свою очередь, позволит увеличить размер прибыли.
В некоммерческой организации (НКО) ключевой целью является удовлетворение социальных, культурных или экологических потребностей населения. Конечно, они могут иметь какую–то прибыль, но это не является основой их существования. В этом случае риски обычно связаны с главной миссией организации. Например, привлечение местного населения для улучшения экологической обстановки региона. В этом случае существует риск того, что люди не проявят ожидаемой вовлеченности.
Во–вторых, источники финансирования.
В бизнесе компания обеспечивает свои финансы за счет продажи товаров или предоставления услуг. Ещё одним источником являются бизнес–партнеры, инвесторы и кредитные организации. В этом случае возникновение тех или иных рисков может зависеть от изменений в предпочтениях потребителей или из–за новых условий на рынке. Коммерческие организации сильно зависят от трендов.
НКО не могут в полной мере рассчитывать на посетителей, которые пользуются услугами организации. Обычно их финансирует государство. Также они существуют за счет пожертвований, взносов и грантов. В этом случае риски возникают на фоне нерегулярного финансирования. НКО часто надеется лишь на свои собственные усилия.
В–третьих, управление рисками.
В бизнесе для управления рисками разрабатывают стратегию, которая будет включать в себя мероприятия по оптимизации процессов и внедрения технологий для снижения уровня издержек и потерь.
Некоммерческие организации: управление рисками заключается в том, чтобы оправдать ожидания заинтересованных сторон, в том числе волонтеров и доноров. Кроме того, усилия НКО направлены на то, чтобы поддерживать свою репутацию и доверие посетителей через прозрачность и отчетность.
В–четвертых, правовые и этические аспекты.
В бизнесе рыночные отношения регулируются на законодательном уровне. Несоблюдение этих правил может вызвать серьезные риски для компании. Кроме того, в каждой отрасли имеются свои стандарты и нормативы, которые также важно соблюдать для того, чтобы предоставлять потребителям качественный товар и услуги, а также не приносить вреда сотрудникам и окружающей среде.
Для НКО также существуют свои правовые риски, но обычно они связаны с соблюдением этических норм и стандартов, так как некоммерческие организации взаимодействуют с обществом.
В–пятых, влияние на заинтересованные стороны.
В бизнесе для управления рисками большое значение играют такие заинтересованные лица, как сотрудники, партнеры, инвесторы, акционеры и клиенты. Если они видят, что компания экономически стабильна, то они могут быть уверены в том, что ее деятельность эффективна и стабильна. В этом случае заинтересованные лица будут более лояльны и склонны к тому, чтобы вкладывать средства или совершать покупки.
В некоммерческой сфере успех организации зависит от самих участников или конкретных групп населения, на которых направлена деятельность НКО. Чтобы сократить риски, нужно эффективно управлять ожиданиями и доверием людей. Это обеспечит успешное и устойчивое функционирование организации.
Бизнес и НКО имеют больше различий, чем сходств, но тем не менее их деятельность так или иначе связана с удовлетворением потребностей общества. Поэтому большая часть рисков связана именно с переменами в поведении потребителей услуг и продуктов. Обоим типам организаций нужно прилагать немало усилий, чтобы соответствовать ожиданиям целевой аудитории, так как от этого зависят количественные и качественные показатели эффективности.
Методы управления финансовыми рисками в бизнесе
Деятельность бизнеса построена вокруг того, чтобы получать прибыль. Поэтому компании нужно контролировать внутренние и внешние факторы, которые провоцируют возникновение рисков. В особенности это касается финансовой сферы. Деньги являются главным ресурсом для развития бизнеса, поэтому компании оптимизируют свои процессы, чтобы повышать качество и тем самым увеличивать размер прибыли. Кроме того, управление финансовыми рисками позволяет сократить размер возможных издержек и потерь.
Ниже перечислим наиболее распространенные методы управления финансовыми рисками. Среди них такие, как:
– Анализ рисков – подразумевает идентификацию рисков и их оценку. Исследуются как внутренние, так и внешние риски. Например, к внутренним можно отнести недочеты в бухгалтерии, неисполнение кредитных обязательств и так далее. Внешними можно назвать валютные колебания, инфляцию, процентные ставки и прочее. В дальнейшем эта информация подвергается оценке, чтобы бизнес имел возможность расставить приоритеты и устранить наиболее опасные угрозы или свести их к минимуму.
– Диверсификация активов – помогает грамотно распределить инвестиции таким образом, чтобы в случае возникновения риска, была возможность сохранить активы, а не потерять их полностью. Кроме того, активы можно разделить географически на тот случай, если в регионе, где юридически зарегистрирован бизнес, возникнут какие–либо политические, экономические, социальные или экологические изменения.
– Хеджирование – стратегия, позволяющая защитить бизнес от неблагоприятных изменений на финансовых рынках. Благодаря этому минимизируются потенциальные убытки, которые возникают из–за колебаний цен на активы и валюты. Для этого используются опционы, фьючерсы и свопы. Также бизнес может застраховаться от финансовых убытков или кредитного риска. Такие меры не только позволят снизить риски и стабилизировать финансовые показатели, но и стать более привлекательными для инвесторов и кредитных организаций.
– Контроль и мониторинг рисков – для того, чтобы осуществлять контроль за полученными результатами после внедрения мер по управлению рисками, необходимо обозначить ключевые показатели эффективности и сроки исполнения. Это даст возможность объективно оценить, насколько полезными были принятые решения, вероятно, потребуется внесение корректив в план действий. Важно не забывать про назначение ответственных лиц за контроль и исполнение задач по управлению рисками, чтобы своевременно получать от них отчеты о достигнутых целях и задачах.
– Обучение и развитие персонала – это, пожалуй, один из самых важных элементов успешного функционирования бизнеса в целом. Эта мера позволяет сократить издержки и потери, вызванные низким качеством сервиса или продукта. Руководитель должен осведомлять персонал о возможных рисках, чтобы снизить вероятность их наступления, так как контроль ситуации будет осуществляться большим количеством человек.
Чтобы добиться более высокого качества продукции и сервиса, стоит проводить регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников. Это сократит количество ошибок, возникших под влиянием человеческого фактора, а количество лояльных клиентов наоборот возрастет, так как товар или услуга будут соответствовать их ожиданиям.
Ко всему прочему, сотрудники, которые регулярно проходят обучение, видят, что компания в них действительно заинтересована, поэтому они будут больше вовлечены в процесс управления рисками.
– Стратегическое планирование – это возможность объединить все предыдущие меры в соответствии с планом управления рисками. Он будет включать не только конкретные мероприятия и ресурсы, которые понадобятся для реализации превентивных мер, но также и сроки их исполнения. Кроме того, стратегический план подразумевает принятие мер, которые будут работать на долгосрочную перспективу. То есть это не временные решения, а возможность максимально снизить вероятность наступления определенных рисков или вовсе от них избавиться.
Благодаря этим методам получится оптимизировать процессы внутри бизнеса и тем самым в целом повысить его эффективность, так как все процессы в разной степени взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Поэтому улучшение одного из аспектов деятельности компании положительно отразится не только на нем, но и на других направлениях.
Распространенные ошибки в управлении рисками бизнеса
В процессе управления рисками бизнес может допускать ошибки – это неотъемлемая часть любой деятельности. Некоторые из них не слишком критичны, а другие наоборот способны нанести серьезный урон по эффективности и производительности компании.
– Игнорирование рисков.
Самая глупая ошибка, которая может дорого стоить компании. Бизнес сам по себе серьезный процесс, требующий постоянного контроля и оценки результатов, особенно в нестабильных условиях. Недостаточно обращать внимание только на внутренние проблемы. Внешние факторы также очень важны. Даже если угроза не поддается контролю и бизнес не может предотвратить наступление инцидента, то тогда он может позаботиться об управлении последствиями. Предупрежден – значит вооружен.
– Поверхностный анализ рисков.
Это отсутствие систематичности, то есть игнорирование того факта, что угрозы взаимосвязаны между собой и могут влиять друг на друга. Также это недостаток данных о рисках и их низкое качество. То есть, когда информация берется не из достоверных источников или является неактуальной. Ещё одной причиной поверхностного анализа является использование только одного из подходов – либо качественного, либо количественного. Но дело в том, что они наиболее эффективны только в совокупности, так как позволяют раскрывать разные грани риска и давать ему объективную оценку.
– Отсутствие плана управления рисками.
В целом, метод «разберемся с проблемами по мере их поступления» достаточно рабочий, если требуется устранить риск, не имеющий серьезных последствий. Однако, если необходимо предотвратить более серьезные угрозы, то стоит иметь план мероприятий с расчетом на долгосрочную перспективу. Смысл заключается в том, что тогда при принятии решений будут выбираться те методы и инструменты, которые позволят максимально снизить степень влияния и возникновения риска.
– Не учитывается влияние человеческого фактора.
На самом деле, это важный аспект в бизнес–деятельности. Он является одной из главных причин возникновения проблем. Влияние человеческого фактора увеличивается, когда персонал недостаточно квалифицированный, что снижает качество продукции и предоставляемых услуг. Ещё одной причиной высокого уровня человеческого фактора является эмоциональная и физическая усталость. Она может возникать из–за высокого уровня ответственности, сильной нагрузки, переработок и различных заболеваний. Если не эффективно управлять рабочим графиком и персоналом, то это приведет к серьезным проблемам.
– Невозможность адаптации к изменениям.
Условия на рынке постоянно меняются. Это происходит из–за влияния технологий, перемен в социуме и экономике. Если компания не следит за тенденциями, то она не может быстро подстроиться под новые требования. Это провоцирует появление уязвимостей и прочих форм риска. Нужно регулярно изучать рынок и анализировать его, чтобы выбрать наиболее эффективные методы и инструменты.
– Ограниченный кругозор в анализе рисков.
Ошибка заключается в том, что при анализе компания акцентирует внимание только на каком–то одном типе рисков, так как считает их наиболее значимыми. Но на самом деле уделять внимание стоит различным аспектам бизнеса, ведь они в разной степени взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Например, если компания работает с репутационными рисками, но не работает с операционными, то такие действия будут неэффективными. Качество продукта во многом зависит от операционных процессов, поэтому если не устранять источник проблемы, то она будет постоянно повторяться.
– Недостаточное вовлечение руководства.
Успешное управление рисками в бизнесе невозможно без максимальной вовлеченности руководства, так как именно оно принимает управленческие решения. Топ–менеджеры управляют ресурсами, в том числе и бюджетом. Даже если сотрудники компании проявляют инициативу и настроены оптимистично, без должной поддержки руководства реализовать эффективные меры по управлению рисками будет сложно. К тому же постепенно это приведет к снижению энтузиазма.
– Неэффективные средства мониторинга и контроля.
Полное отсутствие контроля реализации мер по управлению рисками или использование неэффективных инструментов мониторинга может привести к возникновению новых проблем или упущению каких–либо важных деталей. Необходимо по максимуму внедрять инновации, чтобы оптимизировать процесс и снизить влияние человеческого фактора.
– Игнорирование опыта и данных из прошлых инцидентов.
Прошлый опыт может быть полезен, даже если он был неудачным. Чтобы предыдущие уроки были эффективными, необходимо проводить их глубокий анализ и выявлять сильные и слабые стороны. В таком случае компания сможет избавиться от неактуальных мер и инструментов и повторно применить те средства, которые действительно работают.
Управление бизнесом и его рисками является трудоемким процессом. Он требует постоянного мониторинга достигнутых результатов и изучения рынка в поисках новых требований. В этом случае компания остается гибкой и может лучше адаптироваться к изменяющимся условиям, снижая при этом уровень рисков.