Что такое деловой этикет
Деловой этикет — это порядок поведения, установленный в сфере делового общения.
Почему деловой этикет важен
В основе правил делового этикета лежит вежливое и уважительное отношение к деловому партнеру, а значит и создание комфортной атмосферы.
Можно ли выделить самую важную подкатегорию делового этикета
На сегодняшний день это подкатегория сетевого этикета, которая раскрывает все аспекты общения в сети.
Деловой этикет: основные правила и значение (и даже несколько советов)
То, как мы преподносим себя – ключ к созданию первого впечатления и, вероятно, к его дальнейшему развитию в полноценное мнение о человеке. Куда бы вы ни пошли, люди ожидают, что вы будете вести себя в обществе определенным образом. Сфера бизнеса и деловых отношений не исключение. В культурах разных стран к деловому этикету относят по–разному. Например, в некоторых странах считается грубым начинать встречу сразу с обсуждения деловых вопросов. Но, конечно, большинство придерживается обычных правил и ориентируется на стандартные признаки. Например, улыбка – это общепринятый признак любезности, а грубость в общении приравнивается к некультурному поведению.
Что такое деловой этикет (v2)
Деловой этикет – это набор социальных и профессиональных правил, которые регулируют то, как люди взаимодействуют друг с другом в рабочей среде.
Он способствует продвижению по карьерной лестнице и показывает другим, каких ценностей и убеждений вы придерживаетесь. Компании всегда ищут людей, которые могут достойно представить себя, потому что так или иначе вы являетесь представителем организации. Это может быть просто общение с клиентами или буквально представительство за пределами компании.
Значение делового этикета
Деловой этикет создает атмосферу взаимоуважения, которая помогает работникам развиваться на своей должности и получать удовольствие от работы.
Когда вы относитесь с уважением к другим людям, вы укрепляете ваши межличностные отношения. Люди начинают доверять вам, потому что вы цените их мнение и сопереживаете.
Следуя рабочему этикету, вы быстро начнете чувствовать себя увереннее, потому что будете знать, что и когда уместно сказать. А ваши клиенты или партнеры будут охотнее идти на контакт, потому что профессионализм вселяет уверенность и чувство безопасности.
Вообще, принято считать, что большинство конфликтов или случаев недопонимания происходят из–за неумения отделять свои эмоции от аргументированной оценки. Если проявлять эмоциональную зрелость, выкладываться по максимуму, объективно смотреть на ситуацию и соблюдать правила делового общения, вы всегда будете производить впечатление специалиста в своей области.
Существуют различные подкатегории делового этикета, которые напрямую влияют на вашу репутацию.
1. Правила этикета для деловой встречи
Одна из тех ситуаций, которые требуют от вас профессионального поведения. Правила достаточно просты, но все же требуют усилий:
Один из основных пунктов в целом. В современных условиях количество ежедневных задач стремительно растет, поэтому мы вынуждены тщательно планировать свой день. И никому не понравится, если из–за вашего опоздания придется перестраивать все расписание. Но ситуации бывают разные, и если вы все же опоздали, то извинитесь и спокойно сядьте, чтобы не прерывать ход встречи.
Пунктуальность.
Многие организаторы встреч заранее отправляют тему и краткие тезисы обсуждений, чтобы было легче подготовиться.
Подготовка.
Не важно, какую роль вы играете в какой–либо встрече – не отвлекайтесь.
Внимание.
2. Этикет на рабочем месте
То, каким человеком видят вас коллеги, менеджеры и руководители, ничуть не меньше влияет на ваш карьерный рост и положение в коллективе. Этикет на рабочем месте – основа профессионального успеха.
Если вы хотите производить хорошее впечатление на рабочем месте, то придется постоянно работать над собой, развивая различные навыки социального общения:
Если вы открыты к новым идеям, мыслям и различным точкам зрения, то у людей быстро появляется интерес к вам.
Будьте непредвзятыми.
Если вы новый человек в коллективе, не стоит сразу пытаться возглавить всех. Узнайте о существующих порядках, политике и т.д.
Внимательность к деталям.
Не нужно сплетен и выдумок. Важно относиться ко всем с равным уважением.
Не осуждайте.
3. Сетевой этикет
Красивая и правильная речь даже при общении по электронной почте может улучшить профессиональные отношения и вашу репутацию. Для этого нужно следовать определенным принципам, чтобы продемонстрировать свою компетентность.
Вот несколько рекомендаций, которых желательно придерживаться при ведении деловой переписки:
Не тяните с ответом.
Старайтесь отвечать на все рабочие электронные письма в течение 1-2 дней с момента их получения. Заставлять человека ждать – некультурно.
Краткость.
Лучше выражаться кратко и избегать конструкций, которые могут запутать или оскорбить вашего собеседника.
Исправляйте ошибки.
Всегда проверяйте свои письма на наличие грамматических ошибок перед их отправкой. Иначе это выставит вас небрежным человеком.
4. Телефонный этикет
Это еще один способ продемонстрировать свою компетентность и должным образом представить вашу компанию другим. Позитивный опыт общения оказывает невероятное влияние на результаты. И, соответственно, способствует дальнейшему успеху.
Конечно, и здесь есть правила или, скорее, советы:
Старайтесь не говорить слишком громко или тихо. Интересуйтесь у собеседника, хорошо ли вас слышно, чтобы убедиться, что ему комфортно.
Если вы участвуете в конференц–связи и не говорите – отключите микрофон, чтобы не мешать другим.
Постарайтесь брать трубку после 2-3 гудков. Если не успели ответить на звонок, то сразу перезвоните.
5. Внешний вид
Сегодня многие компании уже не так критично относятся к послаблениям в отношении одежды, но это не значит, что понятие дресс–код вовсе исчезло. Как уже говорилось ранее, мы всегда обращаем внимание на первое впечатление. Мы делаем примерные выводы и предположения о других людях, основываясь на том, как они одеваются, говорят и ведут себя. Например, если ваш потенциальный деловой партнер придет на встречу в элегантных брюках и рубашке, вы с гораздо большей вероятностью сочтете его профессионалом, чем если бы он пришел в спортивном костюме и кепке.
В большинстве случаев, работодатели устанавливают «smart-casual» дресс–код, который дает людям больше свободы: можно носить то, что вам нравится, но в то же время не забывать про компетентность и профессионализм. Конечно, вещи вроде спортивных костюмов, шлепанцев и шорт туда не входят.
Дресс–код компании не означает, что все должны носить костюмы и туфли постоянно, но это придает вам более профессиональный вид и как бы подразумевает, что репутация и бизнес волнуют вас не меньше, чем внешний вид.
Те самые несколько советов
В первую очередь сохраняйте профессионализм во время работы. Убедитесь, что ваша внешность опрятна, а ваша одежда соответствует дресс–коду компании. Не забывайте, что при разговоре с клиентами допустимо использование только формального стиля общения. Поддерживайте зрительный контакт и улыбайтесь, когда это необходимо.
Вы также всегда должны относиться с уважением к другим, в том числе к их мнению и поступкам. Во время встреч рассматривайте все идеи, даже если они расходятся с вашими.
Если вы считаете, что вам есть еще над чем поработать, то вот список некоторых навыков, которые помогут произвести хорошее впечатление:
Коммуникация
Улучшайте свои устные и письменные коммуникативные навыки. Разговаривая с другими, говорите медленно и четко, чтобы вас было легко понять. Используйте нетехнические термины, когда говорите с людьми не в рамках своей отрасли. Во время беседы внимательно слушайте других, а перед отправкой письма, опять же, проверьте его на предмет возможных грамматических ошибок.
Эмоциональный интеллект (v2)
Этот навык относится к способности понимать свои эмоции и эмоции других. Чтобы развить эти способности, наблюдайте за действиями и словами других, чтобы увидеть, как они реагируют на различные ситуации. Следите за невербальными коммуникативными действиями, такими как улыбка или поднятие бровей, чтобы понять, что человек думает о каком–то вашем решении или поступке. Разобравшись в этом, вы сможете отвечать соответствующим образом: уместно, корректно, а главное, уважительно.
Тайм-менеджмент
Заведите ежедневник, в котором вы будете отмечать информацию о встречах, дедлайнах и рабочих графиках. А возможно, вам больше подойдет электронный календарь, который будет отправлять вам уведомления о предстоящих событиях. Что бы вы ни выбрали, это важный аспект, потому что пунктуальность и организованность – черты, которые высоко ценятся одинаково во всех культурах.
Фидбек
Если вы не уверены, что понимаете, как видят вас ваши коллеги или руководители, попросите у них рассказать. Так вы получите конструктивную обратную связь, которая даст понимание того, над чем нужно работать.
Деловой этикет - зачем?
Деловой этикет – это просто еще один способ показать свое уважение и искренность. В то время как несоблюдение норм этого этикета может стать препятствием на пути к выстраиванию успешных деловых отношений. Простая внимательность и хорошие манеры помогут вам преуспеть и добиться хороших результатов, а коллективу – создать атмосферу взаимоуважения и повысить общую производительность.
Конечно, включить все правила рабочего этикета в один текст невозможно, но существует множество хорошей литературы на эту тему. Главное желание. Этикет на самом деле предназначен для того, чтобы люди чувствовали себя комфортнее и соблюдали некоторые простые социальные нормы. Если придерживаться этих правил во всех деловых сферах своей жизни, то со временем они станут хорошей привычкой.
Можно ли ругаться матом на работе?
И ответ, как обычно, — тут не может быть "можно" или "нельзя", "допустимо" или "не допустимо". У каждого человека свое отношение к мату, и также в каждой компании своя корпоративная культура.
Наши рекомендации:
- Поймите свое отношение к мату. Допустимо ли для вас ругаться матом? Допустимо ли для вас, если вокруг вас коллеги ругаются матом?
- Поймите отношение к мату в компании. Чаще всего корпоративная культура и tone-of-voice в компании формируются долго, и их нельзя быстро изменить, да и вряд ли есть в этом смысл.
- Сопоставьте предыдущие 2 пункта.
Если у вас match и ваш tone-of-voice и ваша культура коммуникации совпадают с принятыми в компании, то всё отлично, все довольны, и можете не задаваться вопросом, ок это или нет. Главное — это уважать собеседников и уметь корректировать свою речь в зависимости от контекста.
Если вы понимаете, что ваша культура коммуникации не совпадает с принятой в компании (причем неважно в какую сторону), то кажется, что проще найти более сокультурную компанию, чем переступать через свои границы. И обязательно обращайте внимание коллег на то, что вам некомфортно, если они в вашу сторону позволяют недопустимую для вас модель коммуникации!
Мы в LeadStartup ругаемся матом. Не от бескультурья, а потому что нам так нравится. Конечно, со студентами и клиентами мы подстраиваемся под их tone-of-voice и всегда уважительно относимся к их культуре общения. Но сами работать фулл–тайм в окружении, которое не допускает мат, мы вряд ли бы стали.
Поэтому рекомендуем меньше думать о том, что можно и что нельзя, а понять для себя, как вам нравится больше, и сфокусироваться на поиске того окружения, которое будет разделять ваши ценности.
Мы чуть больше года назад записали видео на эту тему, которое абсолютно не утратило актуальности: Можно ли ругаться матом на работе?. Приятного просмотра!