LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Mikhail Ryazhenka
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Обзор модели подрывных инноваций: что это такое, примеры и влияние на рынок. Как эти инновации меняют индустрию и создают новые возможности для бизнеса.

Подрывные инновации» (англ. Disruptive innovation) — инновации, которые изменяют соотношение ценностей на рынке.

Подрывные инновации - это?

Подрывные инновации» (англ. Disruptive innovation) — инновации, которые изменяют соотношение ценностей на рынке.

Как правильно использовать подрывные инновации?

3 принципа подрывных инноваций: 1. избыток качества создает условия для подрыва рынка, 2. подрывные инновации возникают благодаря нарушению правил, 3. инновации бизнес–моделей способствуют появлению подрывных инноваций

Типичные ошибки

Смешение понятий и завышенные ожидания

Что такое подрывные инновации: описание модели

Создать новый рынок и разрушить существующий? — Легко! Подрывные инновации — это, своего рода, комок в горле устоявшихся лидеров на рынке.

Официальное определение из Википедии звучит таким образом: «Подрывные инновации» (англ. Disruptive innovation) — инновации, которые изменяют соотношение ценностей на рынке. При этом, старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, теряют свое значение».

Конечно, мы немного приукрасили, подрывные инновации — это не всегда разрушительно, но, тем не менее, они значительно влияют на устоявшиеся рынки и могут менять ситуацию в свою пользу. Последствия перемен могут отрицательно отражаться на одной стороне, а на другой наоборот — положительно, зависит от того по чью сторону ВЫ😉

Новые тренды имеют свойство быстро расти, совершенствовать уже созданные технологии или же создавать поистине уникальное предложение. Но и здесь есть подводные камни. Создание инновационного продукта — дело длительное и крайне неудачливое. Шансы создать подрывную инновацию малы. Однако будем искать положительную сторону эту вопроса — шансы всё же есть.

Интересно заметить, что сражения по созданию поддерживающих технологий часто выигрывают лидеры рынка, а по подрыву сложившегося положения — новички.»Свежие» стартапы и продвинутые компании постоянно ищут нетрадиционные рынки, на которых инновации были бы особенно ценны, при этом игнорируя ограничения, снижающие привлекательность продукта для целевой аудитории.

Каждый раз когда на рынке появляется подрывная инновация — начинается «землетрясение». Цены начинают падать и сильно разниться, а конкурентная среда становится невыносимой для обывателей прежней рыночной среды.

3 принципа подрывных инноваций

Как правильно использовать подрывные инновации? Это информация полезна как для стартапов, так и для компаний, желающих оставаться на плаву и запускать подрывные направления.

Существует три принципа подрывных инноваций:

  1. Избыток качества создает условия для подрыва рынка

Многие компании в погоне за прибылью стремятся предлагать продукт с довольно широким списком функций, опираясь на избыток качества. То есть занимают поддерживающую сторону рынка, в то время как у инноваторов открывается большое поле для деятельности. Пока лидеры работают над качеством, другая сторона снижает один из критериев, дабы направить силы в новое русло.

2. Подрывные инновации возникают благодаря нарушению правил

Подрывные инновации — это немного про психологию. Например, для уже давно существующей компании — это сродне изменению мировоззрения. Старые правила меняются на новые. Создаются совершенно иные представления о качестве. Поэтому не все компании решаются на такой шаг, так как привычнее двигаться в том направлении, которое уже есть.

3. Инновации бизнес–моделей способствуют появлению подрывных инноваций

Подрывные инновации хороши не своими функциями или целями, а продуманной бизнес–моделью. Поиск новых способов дохода, тщательный выбор партнеров, создание новой системы ценностей и продумывание выхода на рынок — вот залог успеха.

Типичные ошибки: смешение понятий и завышенные ожидания

Когда бизнесы начинают планировать подрывные инновации, то часто сталкиваются с двумя главными ошибками:

  • Не различают понятие «прорыв» и «подрыв»

  • Ожидание того, что новое для нас станет подрывным для всего рынка

В первом случае очень часто думают, что любой скачок — то это сразу подрыв. Например, авиакомпания выпустила новые улучшенные самолеты. Да, это прорыв в плане качества предоставляемых услуг. Но подрыв — нет. Под подрывными инновациями понимается применение компромиссов, когда на фоне снижения одних функций, поднимается значимость других.

Во втором — каждая компания в зависимости от своей специфики воспринимает рынок через призму собственных достижений и ожиданий. К примеру, компания принимает впервые определенное решение для глобального развития, в то время какие другие компании уже давно прошли этот этап и познакомили с ним аудиторию. Чтобы этого избежать важно оценивать ситуацию за стенами компании.

Почему большинство крупных компаний не пользуются подрывными инновациями?

Стандартные методы финансового анализа

Сюда относится ошибочное утверждение о том, что без использования подрывных инноваций прибыль останется такой же. Но, очевидно, это не так.

Концентрация на крупных клиентах и сегментах рынка

С точки зрения стратегии такие компании поступают верно. Но в это время подрывные инновации выходят на маленьких сегментах рынка производя настоящий фурор.

Использование подрывных инноваций требует новых знаний и опыта

Крупным компаниям в принципе сложно создавать что–либо инновационное, так как их внимание заостренно на прежних процессах. А чтобы сделать что–то новое, необходимы совершенно новые ресурсы, до которых часто бывает просто нет дела, ведь и так всё хорошо.

Постепенное разрушение бизнес–модели

В больших компаниях не легко отслеживать изменения, а когда замечают, что продукт "выходит из строя", как правило, становится слишком поздно для создания подрыва.

Примеры подрывных инноваций

  • Медицина: появление ультразвуковой диагностики. Рентгенологические компании не могли участвовать в исследованиях, пока не запустили собственное производство ультразвукового оборудования;

  • Фотография: появление цифровой фотографии в альтернативу химической. Больше удобств, экономия времени. Итог — банкротство компании, создающей оборудование для традиционной химической фотографии.

  • Издательство. Появление на рынке программного обеспечения для обработки текста, которая позже полностью заменила печатную машинку.

  • Уход за детьми. Появление первых, одноразовых и простых в использовании подгузников — революция в мире товаров для ухода.

  • Смартфон. Современный телефон в наше время вполне справляется с базовыми функциями компьютера благодаря новым технологиям.

  • И другие.

3 совета для начинающих "подрывников"

Если ваша главная цель действительно подорвать рынок и сделать что–то принципиально новое, то рекомендуем придерживаться трём основным правилам:

  • Концентрируйтесь на специфических сегментах рынка, которые возможны еще "сидят за кулисами";

  • Внедрять продукт на тот рынок, в котором его еще не было;

  • Тщательно продумать цену, так как её важность порой превосходит важность качества продукта.

Подрывные инновации — модель, которая успешно работает уже очень давно. Но не смотря на это, многие компании имеют неполное представление о том, как правильно её использовать. Инновационная революция — то, благодаря чему наш рынок непостоянен и при этом находится в нескончаемом процессе развития.

Можно уверенно говорить, что подрывные инновации — это самый лучший механизм для создания совершенно нового продукта. Поэтому, прежде чем ставить цель «устроить инновационную революцию», нужно полностью понимать этот процесс и быть готовым к новому вектору развития компании.