Что такое дивизиональная организационная структура?
Дивизиональная организационная структура представляет из себя структуру с верхним звеном управления, в подчинении которого находятся структурные подразделения (дивизионы).
Какие есть типы дивизиональной организационной структуры?
Компании дивизонального типа обычно формируют свою структуру исходя из принципов распределения по продукции, целевому рынку или географии.
Кому подходит дивизиональная структура?
Компании, для которых целесообразно применение такой структуры: • компании с диверсификацией как продуктовой, так и вертикальной, которые имеют перспективу развития процессов диверсификации; • компании транснационального типа или международные.
Дивизиональная организационная структура
Верно выбранная оргнизационная структура компании является основой достижения ее стратегической цели. Среди множества типов оргструктур одной из самых подходящих для многопрофильных компаний является дивизиональная.
В настоящем тексте мы подробно разберемся, что же из себя представляет дивизиональная организационная структура.
Основные понятия дивизиональной структуры управления
Прежде, чем рассматривать, что же из себя представляет дивизиональная оргструктура, дадим определение организационной структуре в целом.
Организационная структура предприятия представляет из себя задокументированную схему состава и иерархии компании.
Данный документ отражает также функции и полномочия каждого элемента и служит для упорядочения деятельности компании. Основу оргструктуры образуют как раз связи между субъектами исходя из их полномочий. Функционально организационная структура дает возможность понять направления принятия решений в компании для достижения стратегической цели.
Одним из типов оргструктур является дивизиональная.
Она представляет из себя структуру с верхним звеном управления, в подчинении которого находятся структурные подразделения (дивизионы).
Во главе каждого дивизиона имеется руководитель, наделенный полномочиями самостоятельных решений текущих вопросов, а также несущий ответственность за результаты работы дивизиона. Таким образом, дивизионы являются самостоятельными структурными единицами, подчиненными единому центру управления. Выглядит данная структура в самом общем виде так:
Немного истории. Дивизионная структура управления применяется с начала двадцатого века. В этот период произошло развитие рыночных отношений и производственных процессов. Возникла потребность в самостоятельности подразделений, которые уже выросли в организации. Это позволило каждому дивизиону самостоятельно, в зависимости от индивидуальных факторов, выстроить стратегию, которая являлась максимально эффективной для достижения общей стратегической цели компании. Впервые дивизиональную структуру применили на заводах «General Motors» в начале двадцатого века. Массовое распространение этой оргструктуры произошло в шестидесятых годах, и сейчас она самая популярная среди иерархических типов.
Дивизионная организационная структура появилась в силу расширения предприятий. Это означает как расширение производственных мощностей, так и диверсификацию. Именно диверсификация является отличительной особенностью дивизиональной структуры управления.
Диверсификация
Диверсификация – инвестиции в различные активы для хиджирования рисков.
Если простыми словами, то предприниматель может вкладывать свои средства в другие сферы (производства, продажи, банки и т.д.), что позволит в случае банкротства одного из активов, остаться на плаву. Такая диверсификация называется вертикальной. Также есть горизонтальная – работа с увеличением разновидностей продуктовой линейки.
Второй особенностью данной структуры управления является отведение роли стратегической единицы дивизиону. Дивизион в своей структуре имеет функциональные подразделения, на которых и базируется вся работа и которые являются основой управления дивизиона. Головная компания в данной структуре только задает векторы движения дивизиона.
Типы организации дивизиональной структуры
Компании дивизонального типа обычно формируют свою структуру исходя из принципов распределения по продукции, целевому рынку или географии. Исходя из данных принципов формируются типы дивизиональных структур. Обычно, выделяют три типа:
Формирование дивизионов на основе производства и сбыта типов продукции называется дивизионально–продуктовой структурой. Такая структура свойствена также компаниям. Производящим совершенно разные типы продуктов, отличающихся производственными технологическими процессами и т.д. В таких случаях дивизионы формируются под каждый продукт и включают собственную сбытову, маркетинговую, производственную, финансовую структуры.
Также формирование дивизиональной структуры происходит в зависимости от целевой аудитории. Такую форму называют рыночным типом дивизиональной структуры. Ориентация здесь идет на потребителя. Хорошим примером такой организации являются банки, которые работают с частными, юридическими лицами, международными организациями и пр.
Ну и последнее, но не по значению – формирование дивизиональной структуры в зависимости от географии распространения. Большие компании зачастую выходят на международные рынки. Проблемы, возникающие с законодательными вопросами, а также традициями и т.п. решаются путем создания отдельных дивизионов в данных государствах. Также, благодаря данной структуре, существенно снижаются расходы на сырье и транспортировку продукции.
Вообще, с развитием производственных процессов и теории организационных структур все чаще происходит гибридизации данных типов: например, в разных странах создаются дополнительно продуктовые дивизионы. Это делается для минимизации рисков управления.
Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления
К основным преимуществам дивизиональных структур относятся:
фокусировка на конкретном объекте (товаре, рынке, стране) дает возможность более детально проанализировать конкурентную среду и составить эффективную стратегию;
гибкость по отношению к изменениям;
снижение нагрузки на руководство за счет разделения стратегического и оперативного видов управлений;
децентрализация позволяет быть ближе к клиенту и оперативно реагировать на их потребности.
Главными недостатками таких структур являются:
Повышенные траты на комплектацию штата, производственные мощности и т.п.;
Плохая коммуникация между дивизионами вплоть до конфликтов при решении одной задачи;
Сложная система иерархичности внутри дивизиона, которая дополнительно «нагружается» внешним руководством
Сложность контроля для главного руководства всех процессов дивизионов.
Применение дивизиональной структуры управления
Таким образом, учитывая все вышеперечисленное описание особенностей и характеристик дивизиональных структур, можно определеить компании, для которых целесообразно применение такой структуры:
Компании с диверсификацией как продуктовой, так и вертикальной, которые имеют перспективу развития процессов диверсификации;
Компании транснационального типа или международные.
Итак, мы рассмотрели теоретическую основу дивизиональных организационных структур.
В завершении отметим, что наряду с наличием таких достоинств, как гибкость, фокусировка на продукте, разгрузка управленцев, у данной структуры имеются и существенные недоставки, например, высокие затраты и сложность коммуникации между дивизионами. Вместе с тем, эту оргструктуру можно считать относительно молодой, ее широкое распространение началось только с конца шестидесятых годов прошлого века и сейчас продолжается развитие форм в виде гибридизации типов структур. Таким образом, компаниям, для которых эффективно применение дивизиональной структуры, имеет смысл дополнительно проанализировать ее возможности в целях устранения недостатков за счет использования преимуществ разных типов организации дивизиональной структуры.