Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Особенности авторитарного лидерства: ключевые черты, примеры использования и оценка его эффективности. Как этот стиль влияет на управление и результаты команды.

Авторитарный лидер — стиль лидерства, при котором лидер контролирует и управляет всеми аспектами взаимодействия в группе
Нравится
0
Редактировать Авторитарный лидер
Редактировать

От чего зависит стиль руководителя и какие они бывают?

Стиль руководства компанией зависит от множества факторов. Иногда он формируется осознанно, иногда нет. В этом разделе разберемся, какие стили управления бывают.

Существуют различные классификации, но самая известная и распространенная делит стили управления на авторитарный, демократический и либеральный. Её придумали и популяризировали психологи Курт Левин и Дуглас Макгрегора. Они работали не совместно и в разное время, но сошлись во многом. Поэтому данную классификацию связывают с именами именно этих двух людей.

По мнению Курта Левина, разделить системы управления можно следующим образом.

Авторитарный стиль.

Подразумевает централизацию власти в одних руках и жесткую дисциплину. Существует строгий регламент, который регулирует все внутренние процессы. Управленческие решения принимаются на основе личного опыта и мнения руководителя практически без учета мнения подчиненных.

Демократический стиль.

В этом случае у сотрудников компании есть относительная свобода действий, так как они вовлечены в процесс принятия решений. Руководитель по–прежнему осуществляет контроль, но уже не самого процесса исполнения, а результатов. То есть ему неважно, каким образом цель будет достигнута, главное, чтобы она соответствовала ожиданиям.

Либеральный стиль.

Руководитель не принимает участие в принятии решений, не контролирует процессы и результаты. Вся ответственность полностью возлагается на подчиненных, которые координируются, решают проблемы, строят планы и стратегии на пути к достижению цели.

Дуглас Макгрегор также добавил, что для авторитарного стиля существует убеждение, что люди нуждаются в постоянном контроле и управлении, потому что ленивые и не хотят работать. Этакий метод кнута без пряника, где подчиненные не заслуживают похвалы и поощрений. По поводу демократического стиля он говорил, что он строится на убеждении о том, что люди имеют самоконтроль и желание работать. Важно лишь их правильно мотивировать.

Также Макгрегор считал, что демократический стиль управления способствует развитию сотрудников. Но это условие не работает в компаниях с массовым производством, где выполняются большие объемы работы. Из–за сложности и масштабности процессов им больше подходит авторитарный режим управления.

Теперь разберемся, какие факторы влияют на то, каким будет руководитель компании: авторитарным или демократическим.

На это влияют три составляющие: личность руководителя, тип компании и подчиненные. Они являются основополагающими, но не единственными.

Личностные качества человека играют большую роль не только в понимании бизнес–процессов, но и в умении взаимодействовать с другими людьми. Можно предположить, что чем лучше у руководителя развития гибкие навыки, тем проще ему будет выстроить доверительные и уважительные отношения с подчиненными. А это значит, что он сможет грамотно распределить обязанности и определить уровень ответственности за выполнение определенных функций и задач.

Если у человека есть устоявшиеся принципы, он обладает определенной гибкостью и адаптивностью, но при этом не является мягкотелым, то вероятнее всего он предпочтет более демократический стиль управления.

Иногда руководитель прибегает к авторитарному методу управления лишь на начальных этапах становления компании, когда необходимо контролировать каждый шаг. После того, как были достигнуты определенные результаты, может произойти переход на демократический подход. Такая трансформация может занять время. В этом случае руководитель снимает с себя часть ответственности, и у него появляется возможность развивать бизнес, либо взять в разработку новый проект. А подчиненные получают большую свободу действий и сильнее вовлечены во все процессы.

Каждый из них заинтересован в хороших общих результатах, так как понимание конечной цели становится более ясным.

Структура компании и ее корпоративная культура тоже имеют важное значение для становления стиля управления. В небольших коллективах установить демократию значительно проще, так как у руководителя есть личное представление о том, какими навыками и квалификацией обладает сотрудник. Чем больше предприятие, тем сложнее выстроить доверительные отношения с подчиненными. Сложность процессов обязывает к постоянному контролю.

Сотрудники обладают уникальным набором качеств, навыков, знаний и опыта. Это учитывается при выборе стиля управления. Смогут ли они взять на себя ответственность, выполнять обязанности без постоянного контроля и принимать объективные управленческие решения.

Существует множество других факторов, которые влияют на выбор стиля управления. В каждом отдельном случае он будет индивидуальный. Стоит отметить, что он может меняться на протяжении всего существования компании или проекта.

Нравится От чего зависит стиль руководителя и какие они бывают?
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Признаки авторитарного стиля и методы управления

Авторитарный стиль управления имеет узнаваемые и очевидные признаки, которые трудно спутать с чем–то другим. В нем большое внимание уделяется способам контроля и управления процессами и людьми. Подчиненных не принято поощрять, а вот наказания наоборот приветствуются. Это может быть депремирование в случае невыполнения плана работ. Конечно, это присуще совсем радикальным методам управления, которые начинают постепенно уходить в прошлое по всему миру.

При авторитарном стиле управления компания имеет строгую вертикальную иерархию, где все управленческие решения принимает только руководитель. Даже если подчиненные могут при определенных обстоятельствах высказывать свое мнение, скорее всего оно не будет учитываться. По факту любое принятое управленческое решение является безоговорочным.

Нередко в коллективе царит нездоровая рабочая атмосфера, так как сотрудники испытывают серьезное моральное давление от руководства. Они боятся совершить ошибку и сообщить об этом по причине того, что за этим может последовать какое–либо наказание. Поэтому подчиненные часто не испытывают удовлетворение от работы и без энтузиазма выполняют свои обязанности. По причине того, что их мнение не учитывается, сотрудники не стремятся к развитию и инновациям, а также не проявляют инициативу. Добиться повышения крайне сложно, поэтому прилагать какие–либо усилия для роста по карьерной лестнице просто–напросто не хочется.

Коллектив сильно зависит от руководителя, который принимает абсолютно все решения, поэтому в случае возникновения проблем компания не может быть гибкой и адаптивной. Подчиненные ожидают, когда им поступят новые задачи и распоряжения, на которые они не могут влиять. Кроме того, нередко сотрудники организации не знают конечной цели и ожидаемого результата их деятельности. Им устанавливают некие стандарты, и метрики, к которым следует стремиться. Но они не всегда совпадают с реальностью, так как руководитель не всегда имеет представление о том, как и в каком направлении нужно двигаться.

Подобные организации так же узнаваемы по высокому уровню бюрократии. Любое действие документируется и согласовывается в письменном виде. Без подписи руководителя любая бумага будет недействительна. Начальство тратит большое количество времени, чтобы проверить все процессы и результаты.

Для управления коллективом авторитарный лидер может прибегать к следующим методам:

Организационные.

Донесение всех решений осуществляется через официальные приказы и постановления. Все процессы и пути взаимодействия описываются в должностных инструкциях. Стандарты выполнения работы, качества продукции, корпоративная культура и даже внешний вид сотрудников также будут задокументированы. По сути любое отступление от этих правил может повлечь за собой различного рода санкции.

Социально–психологические.

Чаще всего в таких компаниях просто напросто отсутствуют любые мероприятия, которые направлены на выстраивание доверительных и открытых отношений между начальством и подчиненными. Вероятно, это из–за страха руководства потерять свое лицо, свою значимость, без которых сотрудники компании не будут воспринимать его должным образом. Так он явно показывает позицию сверху–вниз, что между руководством и подчиненными не может быть равных отношений и уважения.

Экономические.

Добиться премии в такой системе управления довольно сложно, так как нет должной мотивации, но при достаточных усилиях все–таки возможно. Авторитетный руководитель может награждать отличившихся сотрудников. Иногда это бывает вполне искренний жест, а иногда способ манипуляции. Показать пряник, которого так все хотят.

Депремирование по сути тоже является способом стимуляции производительности, но он основан на страхе. Сотрудники боятся потерять доход, поэтому прилагают необходимые усилия, чтобы сохранить зарплата и получить премию. Хотя поощрение чаще всего бывает за сверхусилия.

Общественные.

Авторитарный руководитель не гнушается того, чтобы делать публичные выговоры провинившегося сотрудника. Это делается в назидание другим, то есть, по сути, очередная манипуляция страхом. Если мы говорим про командную работу, то тогда каждый ее член будет стремиться не просто выполнить свою работу хорошо, но и оказать давление на остальных. В особенности достается тем, чьи показатели производительности самые низкие. В данном случае руководитель будет поощрять крысятничество. Нечестно, но зато он всегда в курсе всех дел, которые находятся вне поля его зрения.

Разумеется не всегда методы управления бывают радикальными и носят исключительно негативный характер.

В следующем разделе разберемся какие существуют положительные и отрицательные аспекты авторитарного стиля управления. Как они влияют на руководителя и на его подчиненных.

Нравится Признаки авторитарного стиля и методы управления
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Положительные и отрицательные стороны авторитаризма в управлении

Рассмотрим достоинства и недостатки авторитарного стиля управления.

Недостаточный уровень компетенций.

Человек, который пытается держать всю власть в одних руках, не может быть одинаково компетентен во всех аспектах бизнеса. Он может знать основы менеджмента, но не обладать достаточными знаниями в финансовой сфере. Если руководитель не обращается за консультацией к бухгалтеру или аналитику, то может совершить ошибки, которые повлекут за собой более серьезные последствия.

Например, директор отказывается заменить старое оборудование на новое и предпочитает его чинить, поскольку считает такой вариант более экономичным. Но с течением времени ситуация усугубляется, ведь поломки случаются чаще и становятся серьезнее. В этом случае руководитель либо избавляется от части оборудования, но стоит на своем, либо все–таки приобретает новое.

Невозможность уйти в отпуск или на выходные.

Поскольку авторитарный руководитель контролирует абсолютно все аспекты от людей до результатов, то он тратит на это большое количество времени. В том числе и личного. А значит, что он не может в полной мере отдохнуть и восстановить силы. Это имеет множество последствий.

Во–первых, это приводит к эмоциональному выгоранию. По началу человек может испытывать энергию и с энтузиазмом работать даже в выходные, ведь он горит своим делом. Но в таком темпе можно продержаться максимум пару лет, и то, при условии, что руководитель достаточно молодой и здоровый.

Во–вторых, человек устает физически. Он теряет концентрацию, становится менее внимательным, часто забывает даже какие–то важные вещи. Все это приводит к разного рода ошибкам, которые могут иметь гораздо большие последствия.

Невозможность развития для ценных сотрудников.

Мы помним, что авторитарный стиль строится на убеждении, что все подчиненные ленивы и не хотят работать. Но это лишь от части правда. Мнение людей не учитывается, добиться расположения начальства и повышения достаточно сложно.Поэтому большинство сотрудников предпочитают работать в стандартном режиме, то есть приносить пользу, но не стараться для того, чтобы улучшить показатели. В конечном итоге ценные кадры просто покидают компанию, чтобы уйти в место, где их будут ценить.

Отсутствие командного духа.

Каждый отвечает только за свои собственные задачи, не вовлечен в общий процесс достижения цели. Сотрудники беспокоятся только за то, чтобы их обязанности были выполнены в соответствии со всеми методиками и стандартами. Они заботятся об установлении дружеских и доверительных отношений. Тем более авторитарный режим этого особенно и не поощряет. Некое подобие единения создает корпоративная культура, своды правил и ограничений.

Но все мы помним, что у стороны две медали, а значит, что у авторитарного стиля управления есть и свои преимущества.

Быстрый рост руководителя.

Для того, чтобы принимать управленческие решения, руководитель должен быстро погрузиться во все нюансы работы компании. Он должен знать основные обязанности всех сотрудников, понимать, как работают процессы и какие от этого должны быть результаты. Вместе с этим растут и личностные качества, развиваются гибкие и профессиональные навыки. Это пригодится в карьере, если руководитель примет решение перейти в другое место, открыть ещё один бизнес или совершить смену модели управления в организации.

Уважение со стороны подчиненных.

Разумеется в том случае, если мы говорим про лидера, который ведет команду за собой. Такой человек обладает харизмой и большой волей, ведь на нем лежит большая ответственность за компанию и всех, кто в ней работает. Но если речь идет о стереотипном руководителе с токсичными чертами, то данное правило уже не действует.

Четкие инструкции и постановка задач.

Рабочий процесс выстроен понятно, последовательно и грамотно. Существуют стандарты, которые описывают рабочие процессы и ожидаемый результат деятельности. Новым сотрудникам проще адаптировать и обучаться, потому что они имеют четкие инструкции. Подчиненные занимаются только актуальными задачами, которые связаны непосредственно с их обязанностями. Им не приходится вникать полностью в весь процесс и помогать решать посторонние задачи.

Быстрое принятие решений.

Когда власть сосредоточена в одних руках, то лидеру не требуется ни с кем совещаться, так как он принимает решения единолично, а затем распределяет задачи в соответствии с выбранной тактикой.

Степень авторитаризма зависит от многих обстоятельств. Когда–то она будет крайне жесткой, практически деспотичной. Но иногда строгость позволяет удержать компанию на плаву. Если у руля находится истинный лидер, то при управлении он будет с уважением относиться к подчиненным и ориентироваться и на их комфорт тоже. Руководитель нацелен на достижение результата любой ценой, даже если она не устраивает коллектив.

Нравится Положительные и отрицательные стороны авторитаризма в управлении
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1